Белорусские католики, Ватикан и протесты против Лукашенко. Станислав Смагин

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
У Римской католической церкви есть определенные причины сдержанно относиться к белорусской ситуации

Католики являются наиболее значимым (по разным оценкам, около 10-15% населения) религиозным меньшинством Белоруссии, включающим в себя как этнических поляков (что логично), так и белорусов с русскими. Белорусские католики играют важную роль в жизни страны не только с сугубо религиозной, но и с демографической и социально-экономической точки зрения.

Известный белорусский аналитик Юрий Шевцов в своей книге «Война на Украине. Трансформация Европы», посвященной не только украинскому, но и более широкому спектру вопросов, отмечает такой фактор, как проживание значительного количества католиков в районе строительства Белорусской АЭС на границе с Литвой. Он же не оставляет без внимания и зоны компактного проживания католиков на границе с Польшей: «На белорусской стороне границы эти люди [местные жители] в значительной степени перешли к белорусской идентичности, но сохранили католическую веру. В некоторых местах вблизи Гродно они сохранили польскую идентичность; близ Сопоцкина и особенно в Вороновском районе. В Вороновском районе – самый высокий в Белоруссии процент поляков и католиков, почти 100%... Между Гродно и воеводским центром Подляшья Белостоком сложились прямые тесные связи. Таких связей нет между Белостоком и Брестом».

Белорусская власть относится к своим гражданам-католикам более чем миролюбиво, установив при этом еще и хорошие отношения с Ватиканом. Весной 2015-го государственный секретарь Святого престола кардинал Пьетро Паролин совершил визит в Белоруссию. Встретившись с государственным руководством, местными католическими и православными иерархами, простыми верующими, после чего назвал «примером сосуществования разных культурных традиций». В свою очередь, Александр Лукашенко дважды посещал Ватикан. Во время последнего визита в 2016-м он пригласил в Минск нынешнего папу Римского Франциска.

С самого начала нынешних антилукашенковских протестов стало понятно, что религиозно-конфессиональный вопрос не может не стать одним из самых броских и привлекательных в политической борьбе. Его можно направлять как в русло противопоставления католиков и православных, так и, напротив, на реализацию концепции «представители разных религий вместе оппонируют режиму».

Многие видные католические священники с той или иной степенью открытости встали на сторону протеста, при этом скорее в духе оппозиционно-экуменического варианта. Под эгидой католического клира проходили службы «за мир», но за мир в оппозиционном его понимании, на которые приглашались православные и даже мусульмане с иудеями и атеистами. Председатель Конференции католических епископов Белоруссии архиепископ Тадеуш Кондрусевич также выступал за мир, но с четкими акцентами – он отказался признать победу Лукашенко и поздравить его, а затем обвинил его в «пролитой крови, тысячах задержанных и жестоко избитых мирных жителей».

В результате 31 августа Кондрусевич, возвращавшийся из Польши, не был допущен в страну белорусскими пограничниками. С комментарием выступил сам Лукашенко, пояснивший, что архиепископ был в Варшаве «на консультациях» и «получил определенные задания»: ««А если ты еще и в политику влез и потащил за собой верующих, католиков, которые прекрасные люди, тогда двойная ответственность. Вы же посмотрите, мы костелы не закрыли, даже если они вели антилукашенковскую, антигосударственную пропаганду. Мы их не закрыли, наоборот, пытаемся поддержать, защитить. Какие бы там личности ни были (Кондрусевич, Лукашенко и прочие), костелы работали и будут работать, потому что молитва, верующие, их дорога к храму — это святое. Я всегда говорил, что у каждого белоруса должна быть своя дорога к храму, и мы это свято соблюдаем. Никакого наката государства на католическую, православную Церковь, мусульман, иудеев — кто бы здесь ни был — мы никогда не допустим. Потому что это наша гордость — конфессиональный мир, национальный мир. Мы всегда этим гордились и будем гордиться».

Интересно, что Ватикан занял в связи с «казусом Кондрусевича» довольно сдержанную позицию. 11-14 сентября Минск со специальным визитом посетил секретарь Святого престола архиепископ Пол Галлахер. Во время его встреч с белорусскими чиновниками вопрос допуска оппозиционного иерарха в страну, конечно, поднимался, но в спокойной рабочей тональности, без каких-либо ультиматумов. Более того, глава белорусского МИД Владимир Макей повторил ранее уже звучавшее приглашение папе Римскому приехать в «страну озер», и ватиканский госсекретарь Паролин, комментируя итоги вояжа Галлахера, не стал исключать положительного ответа на приглашение.

Надо заметить, и сам Кондрусевич не возлагает на свое высшее земное начальство особых надежд. В интервью оппозиционному сайту «Хартия 97» вскоре после пограничного инцидента он сдержанно ответил на вопрос о поддержке со стороны Ватикана: «Там своя дипломатия, они как-то решают. Моральная поддержка всегда есть, но мне трудно что-то сказать».

А вот еще один любопытный штрих. В конце сентября Ватикан посетил госсекретарь США Майк Помпео, где провел переговоры с Галлахером и Паролином. На переговорах обсуждались ситуация в Китае, Белоруссии и на Ближнем Востоке. И если в письменном заявлении заместителя руководителя пресс-службы Госдепа Кейла Брауна по итогам визита Помпео суть дискуссий по Китаю и Ближнему Востоку раскрывалась хотя бы в двух словах, то белорусская «корзина» была упомянута, но и только.

Можно обозначить две основные причины такой сдержанности Ватикана. Во-первых, несмотря на отдельные миролюбивые заявления польских католических лидеров (например, председатель Конференции католического епископата архиепископ Станислав Гондецкий призвал к диалогу и молитве и отметил, что «христианин, который не молится за власти предержащие, не является добрым христианином»), в большинстве своем они разделяют антилукашенковский настрой светской Варшавы и не отказывают себе в трансляции его белорусским единоверцам; поэтому слова Лукашенко о «заданиях» Кондрусевичу вряд ли можно отнести исключительно к разряду кондовой конспирологии. Нынешнего же римско-ватиканского владыку, исповедующего космополитический глобализм, раздражают претензии польского клира на особый статус, самостоятельную внешнюю политику, оживление роли Польши как «любимой дочери Церкви» и вызов призрака «польского папы» Иоанна-Павла II (к слову, Кондрусевич был рукоположен в священники именно при этом папе и ему обязан карьерным взлетом).

Во-вторых, у Ватикана резко ухудшились отношения с США, обвиняющими его в потворстве Китаю и заключении с Пекином компромиссного соглашения о судьбе китайских католиков (Ватикан получает право голоса при назначении епископов в Китае, признавая при этом епископов, назначенных ранее пекинскими властями на свое усмотрение). Из-за яростной американской критики папа Франциск, отделавшись формальными объяснениями, не принял Помпео, отдав не слишком желанного гостя на откуп подчиненным.

Римский понтифик придерживается ценностей, близких к идеологии Демократической партии США. Но у демократов и республиканцев сейчас существует близость позиций как по Белоруссии (в той степени, в какой им вообще до неё), так и по Китаю. Причем два этих вопроса тесно связаны, лукашенковская Белоруссия не устраивает Вашингтон во многом именно как опорная точка Китая, по остальным темам расхождений меньше. Вот и Помпео не только нападает на Китай, но и ранее выступил с требованием пропустить через границу Кондрусевича. Соответственно, на сегодняшний день у Ватикана нет запредельного желания солидаризироваться с напирающими на него «заклятыми друзьями».

Источник: Инфорос