Белорусские беспоповцы: Свято-Никольская поморская староверческая община г. Борисова

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

И.И. Рыбаков во главе крестного хода с кадильницей

По просьбе корреспондента газеты "Курьер из Борисова" (г. Борисов является районным центром Минской области, Республика Беларусь - прим. Анти-раскол) советник Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь Марина Цвилик рассказала о сегодняшних отношениях государства и староверов:

— В последние десятилетия изменились подходы государства к религиозным организациям, сейчас это конструктивные отношения. Религиозные организации у нас являются юридическими лицами, поэтому они обладают правами и имеют определенные обязанности перед нашим государством. Но вместе с тем они рассматривается именно как правовые субъекты, и возможности у религиозных организаций в этом плане достаточно большие. В настоящее время в республике более двадцати старообрядческих общин, это в основном древлеп-равославная поморская церковь. Есть объединений, это крупные объединения республиканского уровня, которые обладают более широкими возможностями с точки зрения правовой. И общины действуют в разных регионах нашей республики. Собственно сейчас у нас проблем не возникает с религиозными организациями, тем более с такими древними, имеющими прочные традиции. Из истории Беларуси известно, что старообрядчество шло на наши земли со времен возникновения и находило тут защиту и мир своим семьям. И поэтему традиции старообрядчества очень прочны у нас в Республике. С изменением общей политики государства по отношению к религиозным конфессиям возрождается и старообрядчество. Традиции жили в семьях, но сейчас общины получили возможность как юридические лица целенаправленно восстанавливать религиозную жизнь в своих общинах.

 Среди различных религиозных конфессий, существующих в Беларуси, особое место занимают старообрядцы или староверы. Многие из них — приверженцы беспоповского поморского толка» По крайней мере, именно к этому течению принадлежат старообрядцы, живущие в нашем городе и районе. Можно по разному относиться к их вероучению, но, несомненно, приверженность религии предков, несмотря на постоянные притеснения, стойкость и твердость, а также верность традициями, пронесенным через столетия, вызывают глубокое уважение.

 Корреспондент газеты "Курьер из Борисова" встретился с настоятелем борисовской общины Иваном Ивановичем Рыбаковым и попросил его ответить на ряд вопросов, которые могут представить интерес для читателей нашей газеты.

— Итак, как и когда появились старообрядцы в наших местах?

— История борисовской Старообрядческой общины поморского согласия начинается со времен первых переселенцев из России, гонимых за веру в места, свободные от преследований, в белорусские земли, принадлежавшие тогда Речи Посполитой, и насчитывает, по меньшей мере, более двух с половиной столетий. В Борисовском районе образовались целые деревни, заселенные только староверами — Ганковка, Запрудье, Мачупище, Гута, Бабарыка, Михеевка, Трояновка, Колеченка и некоторые другие. В некоторых поселениях строились храмы. Это Волколыск, Вершовка, Амелькин Застенок.

 У староверов были общинные, крепкие хозяйства. Эти люди отличались своей деловитостью. Строгое исполнение церковных правил позволяло им вести успешно как дела хозяйственные, так и семейные. В Борисове, который до революции был местечковым центром, заселенным мастеровыми и торговыми людьми, старообрядцы города собирались в домах прихожан, обустроенных под моленный дом.

— Если до революции староверы, которых называли раскольниками за то, что не приняли церковную реформу православной церкви патриарха Никона, испытывали сильные притеснения со стороны властей, то времена воинствующего атеизма, естественно, облегчения не принесли?

— После революции духовная жизнь староверов была нарушена, моленные дома закрывались, церкви разрушались, многих за религиозные убеждения высылали в Сибирь, страх вселяли в души прихожан. Но огонь веры не погас, и, пройдя и эти испытания, он горел и освещал путь последующим поколениям. Во время атеизма службы и требы велись снова по домам прихожан. Знания передавались от поколения к поколению. С детства обучали церковным правилам и уставу. Грамотные клирошане обучали пению и чтению церковному, сами показывай образец служения. С 1978 года община избирает наставником Аксентия Филимоновича Шарапова, и с 1979 года в районе кладбища Борки, на краю города, в купленном доме, обустроенном под моленную, велись постоянные службы. Во время перестройки, в 1989 году, руководство города безвозмездно передает общине деревянную церковь, являющуюся памятником архитектуры XVIII века. Эта церковь находится на месте одного из православных мужских монастырей, построенного при благочестии в Белоруссии, позже перестроенного в часовню с кладбищем. На момент передачи церковь представляла продуктовый склад. После передачи общине она была восстановлена и освящена на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Хочется сказать о большой помощи прихожан всей Минской области. Все, кто чем мог, помогали восстановлению храма. Свою денежную помощь оказали общины Москвы, Ленинграда, Вильнюса.

— Имеет ли право старовер общаться с иноверными? По этому поводу существует немало предубеждений...

— Следует различать понятия духовного и мирского общения. Духовное — молитвенное — общение с иноверцами — это грех. А что касается мирского общения, то старовер обязан помогать ближнему, не взирая на его религиозные убеждения. В нашей среде мы стараемся придерживаться древнего правила: "Чужих не осуждай — Господь разберется! — свое береги!"

— Надо полагать староверов объединяет не только вероисповедание, по сущности это этническая общность?

— Да, до недавнего времени именно так и было. В нашей среде был просто невозможен брак с иноверцами. У большинства старообрядцев старые исконные русские фамилии. Но, естественно, социальные потрясения двадцатого века сказались и на наших устоях, и этническое единство в какой-то степени уже размыто.

— А принимают ли староверы в свою среду неофитов, которые были крещены, скажем, в православии или католичестве?

— Такое бывает и не так уж редко. Как правило, это люди интеллигентные, которые, изучая свои истоки, историю своей земли и своего народа, приходят к необходимости принять старообрядчество, а, по сути, вернуться к тому, во что верили их предки. В таких случаях после поста, покаяния мы проводим таинство крещения, считая недостаточным крещение в православном храме или костеле.

— Какова роль настоятеля в старообрядческой общине, ведь официально священнослужителей, по крайней мере, в поморском толке нет?

— Нас называют беспоповцами. В связи с реформой православной церкви 1666 года в среде православных, не принявших реформы, была утрачена преемственность священства. И поэтому наши общины выдвигают, выбирают из своей среды наиболее грамотных, знающих службу людей, которые и составляют клирос. Это настоятель, отвечающий за богослужение, уставщик, который следит за соблюдением устава службы, головщик (он следит за правильностью исполнения песнопений) и чтецы. Хозяйственными делами занимается совет общины. В крупных общинах, Рижской, Петербуржской, созданы условия для обучения службе будущих клирошан.

— Сколько человек насчитывает сегодня старообрядческая община поморского толка в Борисове и районе?

— Точной статистики мы, естественно, не ведем, но можно с уверенностью предположить, что в Борисове не менее трех тысяч приверженцев старообрядчества поморского толка.

Записал Павел Могилин


 Источник: Газета "Курьер из Борисова", №64 (475) от 10 декабря 2004 г.        http://www.anti-raskol.ru/pages/1807