Беломайдан вразумляющий, или Чего не учли белорусские католики. Дмитрий Скворцов
Многие сейчас ищут сходство между ролью украинских униатов в евромайдане-2014 и участием римо-католиков в беломайдане-2020. На самом деле параллели тут не совсем прямые.
Униатские парохи (настоятели по-галицайски) явились не просто духовниками украинского майдана, но прямыми вдохновителями кровавой бойни.
С регулярностью муэдзинов парохи затягивали унылую молитву со сцены майдана в Киеве
Их духовные чада явились не просто самыми многочисленными, но главными участниками государственного переворота ввиду положения униатов как доминирующей конфессии в самом антирусском регионе Украины в «украинском Пьемонте».
В Белоруссии же практически нет ни униатов, ни (пока ещё) антирусских регионов.
Однако есть «старшие братья» униатов – римо-католики. Они составляют до 10% населения Белоруссии. Православных же – более 50%. Следует учесть и то, что атеисты, коих в государстве до 40%, также в большинстве своём культурологически относят себя к православным (самый известный из них – Александр Лукашенко). Большая часть католиков проживает в Гродненской области, дольше остальных пребывавшей в составе католической Польши. Хотя и здесь пока преобладают православные общины.
Учитывая эту ситуацию, белорусские латиняне действуют не столь откровенно, как украинские униаты. Впрочем, шляхетные римо-католики (в частности, иезуиты) всегда действовали тоньше, чем их селюковатые униаты (в частности, базилиане).
Вот и сейчас католики начали «за всё хорошее». Ещё перед выборами в соцсетях была запущена благословлённая ксёндзами акция «Католик не фальсифицирует». Казалось бы, благородный призыв к единоверцам – членам избирательных комиссий (да и православным вполне можно было бы последовать этому примеру вместо лукавых мантр «Церковь вне политики»). Если бы не одно «но». Инициаторы акции заранее указали на «заведомый» источник фальсификации, сразу обозначив «своих» – непогрешимых кандидатов, и указав на «чужого» – носителя «тяжкого греха»: «Выборы в Беларуси никогда не были честными. Это ясно уже и потому, что за все время президентства Лукашенко митрополит Кондрусевич (глава римо-католиков Белоруссии. – Д.С.) ни разу не поздравлял его с победой, так как хорошо понимал цену этим выборам».
В том же духе было выдержано и «миротворческое» послание самого Кондрусевича уже через день после начала столкновений. Вроде бы все слова в нём были правильные. За исключением одной детали, в которой пряталось послание «я с вами», адресованное одной, бунтующей, стороне конфликта. Эта сторона была названа «мирными гражданами». Хотя Кондрусевич признавал, что «появились потерпевшие с обеих сторон». Впрочем, если пять лет назад «донбасские сепаратисты сами себя обстреливали», почему бы минским силовикам самим себя не избивать?
Ну и, разумеется, по тем же украинским калькам главный католик Белоруссии предложил созвать круглый стол, каковой плохо закончился для Януковича что в 2004-м, что в 2014 году.
Первыми «расшифровали» специфическое «миротворчество» в послании своего шефа белорусские ксёндзы. Они в тот же вечер «вышли во время акций протестов на улицы – попросить правоохранителей не убивать людей». Ну о чем ещё можно просить заведомых убийц?
И тут же подвякнула униатская шавочка с Украины: «Католические священники в Беларуси вышли к ОМОНу, православные – молчат».
Из того же разряда – новость о католическо-протестантском крестном ходе «против произвола властей». Что замечательно само по себе – «крестный ход против…», не говоря уже об объективности «крестоходцев» (хотя какой вообще «крестный ход», если протестанты презирают Крест).
И вновь натравливание на Православную церковь в Белоруссии. Хотя кому, как не католикам с униатами, знать, что принимать участие с ними в молитвенных акциях (каковой, по идее, является и крестный ход) запрещают каноны Церкви.
В отличие от униатских ресурсов светская «Немецкая волна» решила не акцентировать внимание на неучастии БПЦ МП в совместной молитве «христиан», иудеев и мусульман в кафедральном католическом соборе Кондрусевича (после чего вопрос о католической «церкви» как апостольской можно, пожалуй, закрывать окончательно).
Ещё одно мероприятие провели ксёндзы католического храма в г. Лиде Гродненской области. Вместе с прихожанами образовали «живую цепь» «против насилия силовиков». О насилиях «мирных протестующих» участники акции, очевидно, «и не догадывались».
Однако не все акции были столь «мирными». Столичный ксёндз И. Лачук благословил своим участием публикацию адресов правоохранителей (а значит, их жён и детей), которые принимали участие в подавлении майдана. Разумеется, в нарушение закона о персональных данных.
Зачёркивания и подчёркивания наши (Ред.)
И вот здесь уже полное повторение деяний служителей унии, которые, включая монахов и монашек, участвовали в распространении фото командира подразделения «Беркута», прикрывавшего коммунальщиков, которые пытались установить на киевском майдане новогоднюю ёлку.
На таком «бескомпромиссном» фоне больно уж «не соответствующим политическому моменту» смотрелось «миротворческое» обращение Кондрусевича трёхдневной давности, и он решил подправить имидж радетеля за народ. В новом послании – от 14 августа – «Тысячи задержанных и жестоко избитых мирных жителей» (почему не миллионы?) уже стали не просто «невинными жертвами каинов, поднявших дубинки на авелей», но чуть ли не «страдальцами за Истину». Да-да, иезуит подвёл «теологическое обоснование» под желание оных «знать правду о состоявшихся 9 августа президентских выборах». Оказывается, это и есть та «истина, которая сделает нас свободными» (прости, Господи!).
Вновь обличив «тяжкий грех на совести тех, кто отдаёт преступные приказы и творит насилие», архибискуп «забыл» о тех, кто безо всяких приказов творит насилие в отношении выполняющих свой долг ПРАВОохранителей.
Ну и как же без требований «незамедлительно освободить всех задержанных на мирных акциях невинных граждан»! Невиновность таковых, следует понимать, уже определил Высший трибунал Апостольского суда Ватикана…
Нет, папа римский, конечно, очередной раз изобразил голубя мира, обратившись к «дорогой Белоруссии»: «Призываю к диалогу, отказу от насилия и уважению справедливости и права». Столь же миротворческими были послания понтифика «дорогой Украине» в то самое время, когда его духовные чада, убив и искалечив десятки омоновцев и мальчишек-срочников из внутренних войск, формировали карательные батальоны в Донбасс.
Папино дело – мыслить стратегически: не нарушая идиллию братских отношений с Московской патриархией, аккуратно выстраивать экуменическую политику на Востоке. Тактические же задачи украинских парохов и белорусских ксёндзов на местах – насаждать прозелитизм, используя любую политическую ситуацию во вред России и её культурно-историческому основанию – Православию.
Да, на момент написания этой статьи белорусская оппозиция открещивается от просочившегося в печать тотально антироссийского «Реанимационного пакета реформ», предполагающего в том числе «Восстановление Белорусской Автокефальной Православной Церкви как национальной альтернативы Белорусскому Экзархату Русской Православной Церкви Московского Патриархата». Однако откровения лидеров оппозиции говорят сами за себя: все они – в контексте данного пакета.
Конечно, Лукашенко сам своей колхозной смекалкой загнал себя в такое положение, при котором у него не осталось приверженцев, готовых положить живот «за своего президента». По глупому и провальному примеру разновекторного Януковича он решил перед выборами прогнуться перед жалкой кучкой «литвинов» и тем потерял остатки авторитета у подавляющего большинства, идентифицирующего себя с русскими.
Что же, остаётся надеяться, что майдан сей Божиим промыслом окажется вразумляющим для того, кто в 90-х годах пришёл к власти на лозунгах восстановления единого государства. Самое умное сейчас для Лукашенко – согласиться на общие вооружённые силы и общий МИД союзного государства. И «продолжать дальнейшее углубление интеграции», оставаясь председателем колхоза "Беларусь" ещё на один срок. Только так он вернёт своих многочисленных некогда сторонников внутри Белоруссии и восстановит доверие Москвы – единственного геополитического партнёра во всём мире.
Трамп уже дал понять, что ему и Америке сейчас не до Белоруссии. А вот для России это не просто братская страна. Это общая страна. И когда, как не сейчас, воплощать декларации о едином государстве. Для Лукашенко иной путь станет политическим самоубийством. А для Москвы – поражением.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии