Белогвардейская альтернатива Московскому Патриархату? Заметки на полях статьи Феликса Шведовского. Слесарев А. В.
Вчера на сайте радио «Свобода» была опубликована статья Феликса Шведовского «"Белогвардейская церковь" против "красной" РПЦ», сразу же перепечатанная на Портале-Credo-RU. В этой публикации автор предпринял попытку заявить о наличии духовной альтернативы Московскому Патриархату в лице неканоничной «Истинно-Православной Церкви» юрисдикции «митрополита» Рафаила (Прокопьева-Мотовилова) – ИПЦ(Р). Развивая свою концепцию, Феклис Шведовский, являющийся кандидатом исторических наук, допустил целый ряд грубейших исторических и фактологических ошибок, рассмотрению которых и посвящена наша заметка.
Далее приводим выдержки из статьи Ф.Шведовского:
- «В свое время они (ИПЦ(Р) – прим. Анти-раскол) откололись от Зарубежной Русской православной церкви, посчитав ее объединение с РПЦ не братским союзом, а простым "слиянием и поглощением"».
Согласно данному утверждению, ИПЦ(Р) является исторической и канонической правопреемницей Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), якобы «поглощенной» Московской Патриархией во время подписания Акта о каноническом общении в 2007 году. Однако в действительности ИПЦ(Р) представляет собой один из «осколков» неканоничной «Российской Истинно-Православной Церкви», существовавшей в 1996-1999 г. и имеющей преемство рукоположений от «Украинской Автокефальной Православной Церкви». К моменту объединения РПЦЗ и РПЦ МП история ИПЦ(Р) насчитывала уже более семи лет и ни один противник этого объединения из числа русского зарубежного духовенства не присоединился к ИПЦ(Р).
- «Она (ИПЦ(Р) – прим. Анти-раскол) образовалась 1927 году, отказавшись идти за патриархом Сергием, который согласился сотрудничать с большевиками». До перестройки эта Церковь называлась Катакомбной, поскольку ютилась в подвалах и никогда не регистрировала свои общины.
В данном пассаже Феликс Шведовский пытается заявить о духовной и исторической связи ИПЦ(Р) с «правой» церковной оппозицией, возникшей в кон. 1920-х гг. по причине неприятия линии политической лояльности, избранной Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским). Однако, как уже отмечалось выше, возникновение ИПЦ(Р) не имеет совершенно никакого отношения к церковным разделениям советской эпохи. Названное религиозное сообщество представляет собой постсоветский новодел, лишенный исторических и духовных связей как с «правой» церковной оппозицией, так и с Русской Православной Церковью Заграницей.
Некоторую видимость причастности ИПЦ(Р) к «катакомбному» движению обеспечивает присутствие в «епископате» названной религиозной организации «митрополита Минского и Светлогорского» Епифания (Каминского), получившего свое рукоположение от «иерархов» «серафимо-геннадиевской» ветви Катакомбной Церкви. Для историков, изучающих церковные разделения новейшего периода, уже давно не является секретом то обстоятельство, что «серафимо-геннадивеская» ветвь Катакомбной Церкви была основана религиозным мошенником Михаилом Алексеевичем Поздеевым (1886-1971). Как свидетельствуют многочисленные архивные материалы (см. об этом ЗДЕСЬ), опубликованные в 2000-е гг., еще в 1939 г. этот человек из меркантильных соображений объявил себя епископом Смоленским и Дорогобужским Серафимом (Остроумовым) (+1937) и, будучи мирянином, совершал кощунственные рукоположения во все степени священства. Одним из носителей такого неканоничного и недействительного «архиерейского» звания, возводящим линию своего рукоположения к М.А. Поздееву, является пребывающий в составе ИПЦ(Р) «митрополит» Епифаний (Каминский).
Предстоятель "белогвардейской церкви" (по версии Ф.Шведовского) полковник ГРУ СССР
и "митрополит" ИПЦ(Р) Рафаил Прокопьев-Мотовилов
Таким образом, все претензии «Истинно-Православной Церкви» (Рафаила) на правопреемство от РПЦЗ и «катакомбного» движения не содержат в себе ни каких объективных оснований. Более того, не следует забывать и о том, что Предстоятель ИПЦ(Р) «митрополит» Рафаил (Прокопьев-Мотовилов) является выпускником Военной Академии им. Фрунзе и полковником Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных сил СССР, в связи с чем название статьи Феликса Шведовского («"Белогвардейская церковь" против "красной" РПЦ») представляется комичной нелепостью. В своем стремлении отыскать альтернативу Московскому Патриархату уважаемый кандидат исторических наук именует белогвардейцем офицера советской разведки…
- 3) ИПЦ (Р) до сих пор признает законной только власть царя Николая Второго. Соответственно, и тех, кто стоит ныне во главе российского государства, эта Церковь не поддерживает. За что и терпит множество притеснений, как от государства, так и от (…) РПЦ МП. (…) В грандиозном празднике приняли участие казаки, являющиеся основными спонсорами ИПЦ (Р).
Упомянув о казаках, Феликс Шведовский «забыл» указать на то, что в торжествах по случаю годовщины установления богослужебного общения ИПЦ(Р) с греческими и американскими раскольниками принимали участие «помощник губернатора Московской области, представители администрации Раменского района, сотрудники органов внутренних дел и многочисленные руководители общественных и воинских организаций», о чем не посчитал зазорным сообщить даже Портал-Crеdo.Ru
Насколько далеко от реальности заявление Феликса Шведовского об отказе ИПЦ(Р) поддерживать тех, «кто стоит ныне во главе российского государства», свидетельствуют публикуемые ниже фотографии.
В.С. Черномырдин разделяет трапезу с Предстоятелем ИПЦ(Р)
"митрополитом" Рафаилом (Прокопьевым-Мотовиловым)
Предстоятель ИПЦ(Р) "митрополит" Рафаил (Прокопьев-Мотовилов) принимает высоких гостей,
"близко стоящих к главе российского государства"
Предстоятель ИПЦ(Р) "митрополит" Рафаил (Прокопьев-Мотовилов) причащает высокопоставленного сотрудника Министерства внутренних дел РФ, принимающего участие в торжествах 15 июля 2012 г.
4) Не указал Феликс Шведовский и на то неблаговидное обстоятельство, что во время торжеств 15 июля 2012 г. была совершена «архиерейская» хиротония скандально известного украинского священника Олега Попова (в монашестве Онуфрия). Бурная биография иерея Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Олега Попова включает в себя запрещение в священнослужении со стороны канонического священноначалия, создание сектантской общины деструктивного типа, объявление конца света на 2012 год, проповедь религиозного поклонения Иоанну Грозному и «святому российскому гербу». На совести новорукоположенного «архиерея» ИПЦ(Р) разрушение целого ряда семей и смерть молодой женщины (матери троих детей), которой он обещал исцеление, запрещая медицинское лечение. Не имея сострадания к матери чужих детей, он проявил такое же безразличие и к матери своих родных детей, которая в марте 2012 г. была даже вынуждена обратиться в Застановский районный суд Черновицкой области с просьбой о взыскании алиментов со своего бывшего мужа, а ныне «епископа Черновицкого» ИПЦ(Р) Онуфрия (Попова).
5) Темой отдельной публикации является характеристика "епископата" ИПЦ(Р). Чего только стоит образовательный уровень секретаря Священного Синода названной религиозной организации "митрополита" (запрещенного в служении архимандрита РПЦ МП) Даниила (Могутнова), известного своей поразительной безграмотностью (см. об этом ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ). Но все эти обстоятельства не вписываются в концепцию Феликса Шведовского и потому не заслуживают упоминания.
***
Завершая рассмотрение статьи Феликса Шведовского «"Белогвардейская церковь" против "красной" РПЦ», можно сделать вывод о том, что альтернативой Московскому Патриархату неканоничная «Истинно-Православная Церковь» юрисдикции «митрополита» Рафаила (Прокопьева-Мотовилова) может стать только в мифологизированных сказаниях, далеких от действительности и исторической правды.
Источник: Анти-Раскол
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии