Бабушке назло отморожу душу. Сергей Худиев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Сергей Худиев

Читая православный интернет, я с печалью убеждаюсь в том, что одна из самых простых и эффективных ловушек лукавого — побуждать человека делать что-то «назло врагам». Определись с тем, кто твои враги, и делай все наоборот. Враги чистят зубы по утрам — позаботься о запахе чеснока и перегара! Враги одеваются чисто и аккуратно — пусть полиция задерживает тебя, принимая за бродягу! Враги уступают старушкам место? Пусть тебя к этому вынуждают только превосходящие силы противника! Смешно? Не так уж и смешно, поскольку люди очень часто попадают в эту ловушку — совершать глупости и гадости исключительно назло врагам.

Это явление хорошо описал Георгий Петрович Федотов  в своей работе «Об Антихристовом Добре»; его слова настолько актуальны, будто эта запись только что появилась в его блоге: «Другие имели перед глазами мучеников революции и, возненавидели всей душой их безбожную праведность, сознательно или бессознательно противопоставили ей православный имморализм. Безбожники целомудренны - нам дозволены бездны содомские, безбожники любят нищих и обездоленных - мы требуем для них розг и свинца, безбожники проповедуют братство народов - мы защищаем вечную войну, безбожники отрекаются от имения - мы хотим святого буржуазного быта, безбожники преклоняются перед наукой - мы поносим разум, безбожники проповедуют любовь, мы - "святое насилие", "святую месть", "святую ненависть". Антихрист так похож на Христа, что люди, боясь обмануться - вернее, отталкиваемые ненавистью,- начинают ненавидеть самый образ Христов».

Нынешние безбожники (или, по крайне мере, решительно чуждые Православию люди) едва ли целомудренны и вряд ли любят обездоленных; но вот проповедь любви из их уст доводится слышать. Не так давно известная певица Луиза Чикконе (Мадонной западные христиане называют Богоматерь, так что я не стану называть певицу этим именем) произнесла на концерте возвышенную речь, отрывок из которой, не содержащий матюгов, я приведу: «...Мартин Лютер Кинг боролся за права афроамериканцев. Он боролся за их право быть равными. Чтобы к ним относились как к равным. Чтобы к ним относились терпимо, с любовью и человеческим достоинством. Правильно! Он боролся, он погиб за это. Согласны? И сейчас я здесь, чтобы сказать, что сообщество геев здесь и во всем мире имеет те же самые права! Те же права, чтобы к ним относились с достоинством, уважением, терпением, сочувствием и любовью!».

Вообще-то Мартин Лютер Кинг был баптистский пастор, и когда его имя используют то абортмахеры, то гей-активисты, трудно вообразить, что он бы это одобрил. Но это скорее, их, американские проблемы. Наша проблема немного в другом. Луиза Чикконе кричит, что мы должны относиться к гомосексуалистам «с достоинством, уважением, терпением, сочувствием и любовью». У нас отвечают - «Нет, старая [непочтенная женщина]! Ударим православной битой по наглой харе содомита! Нам тут на Святой Руси толерастий ваших не надо!» То же явление, которое описывал Федотов — враги Православия рассуждают о любви? Значит, будем православно исходить человекоубийственной злобой. Враги говорят о достоинстве? Не будем признавать человеческого достоинства ни в себе, ни в других. Враги рассуждают о терпении? Будем православно впадать в ярость и неистовое злословие по всякому поводу. Православно ли? Люди, которые впадают, уверены, что православно, и что, огорчаясь этим, вы навлекаете на себя подозрения в измене.

Почему так происходит? Такова наша падшая природа — нам всегда лёгче даётся ненависть, чем любовь. Очень часто люди просто не наставлены  в вере.  Они не в курсе некоторых важных истин. Что человек создан по образу Божию и поэтому обладает неотъемлемым достоинством. Что Христос возлюбил грешников и предал Себя за них. Что неприятие греха и ненависть к грешнику — не просто разные, а взаимоисключающие вещи. И довольно часто — оттого, что, как и пишет Федотов,  «Антихрист так похож на Христа, что люди, боясь обмануться - вернее, отталкиваемые ненавистью,- начинают ненавидеть самый образ Христов». Луиза Чикконе, впрочем, никакой не антихрист — она просто демагог, или, вернее, транслятор демагогии. Но демагогия может использовать (и извращать) все что угодно — в том числе ту христианскую по происхождению истину, что к людям, в том числе откровенно грешным, действительно следует относиться «с достоинством, уважением, терпением, сочувствием и любовью». Это отношение не означает, что мы должны поощрять ближних в их саморазрушительном грехе — если Вы любите пьяницу, Вы не обязаны любить водку. Как раз водку Вы будете ненавидеть. Но Ваша ненависть к водке будет происходить именно из любви к человеку, которого она губит.

Даже антицерковные (или прямо атеистические) идеологии, выросшие на европейской почве, живут благодаря пропитавшему эту почву христианскому наследию. Это — блудные  дети, проживающие наследие, унесённое из дома Отца. Выбирать их в качестве отрицательного ориентира, поступать назло — значит отвергать и часть нашего собственного учения.

Что же делать? Нам сказано - «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. (Рим.12:2)». Нам не сказано: «следуйте за веком сим». Нам не сказано: «поступайте назло веку сему». Нам сказано «не сообразуйтесь». Выбираете ли Вы себе Луизу Чикконе (и иже с ней) в качестве кумира, чтобы ей во всем следовать, или в качестве архиврага, чтобы во всем поступать назло ей, - все равно именно она становится для Вас главным ориентиром. Так не должно быть. Наш ориентир — Христос, который пришёл спасти людей Своих от грехов их.


Источник: Журнал «Фома»