Автокефалия: пять слов против

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во-первых, проблема автокефалии и расколов на Украине вообще — политическая, а не религиозная. Она возникла не из-за духовных и культурных запросов верующих; раскол — частный случай проявления украинского национализма. Украинский национализм как мировоззрение, идеология и политическая практика основан на принципе противопоставления всему русскому (языку, культуре, сознанию). А главное, на отрицании общих корней и духовного единства велико- и малороссов (русских и украинцев в современной терминологии). Согласно этому принципу и ведется строительство украинской нации. Из этой логики следует, что православная церковь — «русская», а значит, враждебна украинской нации и государству. «Ртуть» расколов — светские националистические круги, прежде всего интеллигенция. «В национальной державе — национальная церковь» — вот истинный лозунг борцов за автокефалию.

Во-вторых, инициатором расколов являются государственные структуры Украины. Власть рассматривает церковь как политическую организацию, своего рода политотдел при государстве. «Национальной украинской церкви» отводятся функции идеологического воспитания населения в «национальном духе», естественно, на указанных выше принципах. Политика как бывшего главы Украины — Кравчука, так и нынешнего — Ющенко по созданию такой подконтрольной «церкви» известна. Но она лишь повторяет то, что уже делали националисты в годы Гражданской войны. Впервые «Украинская автокефальная церковь» была провозглашена петлюровской Директорией 1 января 1919 года. Именно ее творцы заявили, что на Украине должна быть своя церковь, поскольку автокефалия — это «национально-государственная необходимость». Но по известным причинам тот декрет остался на бумаге.

В-третьих, активная роль государства в продавливании автокефалии говорит о непопулярности ее идеи в народе и церкви. Хорошо известно сопротивление прихожан и клира украинских епархий, особенно юга и востока, попыткам разорвать единство Русской православной церкви. То же было и раньше: попытки малочисленных сторонников церковного сепаратизма добиться автокефалии каноническим путем — на Всеукраинском церковном соборе 1918 года — провалились. Вся иерархия, подавляющая часть клира и мирян выступили против автокефалии, поддержав идею автономии церкви, поскольку Украина тогда, как и сейчас, была отдельным государством.

Показательна в этом смысле ситуация вокруг созданной все же в 1920—1921 годах светскими националистами Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Она возникла в Украинской Советской Социалистической Республике именно путем раскола, с грубыми нарушениями канонов, за что и получила прозвище «самосвятская». Это была полусекта, полуполитическая организация с националистической идеологией. Она объявила себя «подлинной церковью украинского народа», и именно так отзываются о ней нынешние УАПЦ и Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП).

Но, несмотря на большевистские гонения на РПЦ и пропаганду автокефалистов, подавляющая масса верующих украинцев не перешла в автокефалию. Так, на 1 января 1925 года, в период своего наибольшего распространения, УАПЦ имела всего около тысячи приходов с примерно 700 тыс. прихожан, а РПЦ («тихоновцы» вместе с обновленцами, которые боролись за «тихоновскую» паству) — 7950 приходов с почти 6 млн прихожан. То есть количество приходов УАПЦ составляло лишь 1/8 от количества всех православных приходов УССР, а прихожан у нее было в 9 раз меньше, чем у «московской церкви».

Кроме того, любой раскол — явление еще и мировоззренческо-нравственное. Несмотря на риторику, украинский национализм всегда видел в церкви не тело Божие, не священное таинство, а политический институт, который должен служить нации и украинской идее. Провоцируя раскол, адепты «украинства» наносят вред православию как таковому, поскольку ситуацией пользуются различные секты, оккультные течения и Ватикан. Они также играют на руку геополитическим противникам наших народов.

И наконец, церковный сепаратизм — еще и национальная трагедия украинского народа. Ибо он — воплощение разрыва украинского национализма и окормляемого им государства с историческим прошлым. Русская история, русскость неотделимы от единого христианского сознания, православия и церкви, устроенной на Руси Владимиром Святым. Идея общерусского единства исторически присуща Малой Руси, она выстрадана в борьбе против польской католической ассимиляции ее народом. Уничтожая это единство, инициаторы раскола перечеркивают тысячелетний путь предков, их идеалы и веру. Но правда на стороне тех, кто имеет силу противостоять тлену раскола.

Профиль

http://www.anti-raskol.ru/pages/2319