Автокефалия Православной Церкви в Чехословакии в свете отношений с Московским Патриархатом в 1960-х — начале 1970-х годов по данным архивных церковных источников

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Целью статьи кандидата богословия протоиерея Сергия Звонарёва (Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата) является знакомство читателя с хроникой и состоянием взаимоотношений двух Церквей в 60-х — начале 70-х годов XX столетия. Церковные документы свидетельствуют о том, что отношения Русской и Чехословацкой Православных Церквей в период, когда ОВЦС возглавлял митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), отличались высокой степенью братского сотрудничества в различных сферах взаимодействия: межправославных отношениях, межхристианских контактах, христианском мирном движении, академических связях и, наконец, в духовном и молитвенном единении. Духовное родство лежало в основе поддержки со стороны Московского Патриархата в деле признания автокефального статуса Православной Церкви в Чехословакии в семье Поместных Церквей, в том числе Константинопольским Патриархатом, включения Чехословацкой Церкви в круг участников общеправославных встреч, а также во времена испытаний униатским ренессансом 1968 г. и в последующий период.

Дарование Московским Патриархатом автокефалии Православной Церкви в Чехословакии и борьба за признание Фанаром автокефального статуса молодой Поместной Церкви

Отношения Московского Патриархата с Православной Церковью в Чехословакии в 60-х — начале 70-х гг. XX в. можно назвать материнско-дочерними. Такой характер отношений связан с дарованием Русской Церковью автокефалии Чехословацкой Церкви 23 ноября 1951 г. Одним из важных шагов на пути создания Православной Церкви на исторических великоморавских землях стал Собор в Прешове 28 апреля 1950 г., упразднивший Ужгородскую унию 1649 г., что, в свою очередь, сформировало условия для перехода греко-католического духовенства и мирян Чехословакии в лоно Православной Церкви. Признание молодой Православной Церкви последовало со стороны Александрийской, Антиохийской, Грузинской, Румынской и Болгарской Церквей. Однако Константинопольский Патриархат отказывал в таком признании, претендуя на собственную юрисдикцию в отношении Чехословацкой Церкви. Добиться согласия Фанара с автокефальным статусом Православной Церкви в Чехословакии, а следовательно, и с её самостоятельным местом в семье Православных Церквей — таким был предмет усилий Московского Патриархата[1].

Предстоятели Православной Церкви в Чехословакии предпринимали и самостоятельные попытки установить связь с Фанаром, в частности, путём переписки, однако патриарх Константинопольский лично не отвечал на такие письма, предпочитая информировать собратьев о своей реакции через разных лиц. Такое отчуждение не могло не беспокоить как саму Чехословацкую Церковь, так и Московский Патриархат. В основе позиции Фанара лежало нежелание признать акт дарования Русской Церковью автокефалии Православной Церкви в Чехословакии и зависимость молодой Церкви от Московского Патриархата. Тесные связи двух Церквей существовали на уровне предстоятелей, иерархов и священнослужителей. Чтобы понять степень такого духовного родства, достаточно упомянуть о том, что Митрополит Пражский и всея Чехословакии Иоанн (Кухтин) родился на юге Российской империи в семье русского священника, получил образование в духовных учебных заведениях Русской Церкви; его преемник — Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии Дорофей (Филип) — был родом из Закарпатья и до направления в юрисдикцию Чехословацкой Церкви служил викарием Львовской епархии с титулом Кременецкий; клир же Православной Церкви в Чехословакии на начальном этапе формировался командированными священнослужителями Московского Патриархата[2].

Лишь вступление в финальную фазу подготовки к проведению I Всеправославного совещания на острове Родос осенью 1961 г. подстегнуло Фанар к установлению общения с Православной Церковью в Чехословакии. Председатель ОВЦС митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) указывал в письме митрополиту Пражскому Иоанну на связь урегулирования отношений между Фанаром и Православной Церковью в Чехословакии со всеправославным характером родосского совещания[3]. Перед патриархом Константинопольским встала дилемма: либо пригласить на родосское совещание представителей Чехословацкой Церкви и тем самым de facto включить ее в круг Православных Церквей на равноправной с другими участниками основе, либо отказаться от такого приглашения и тем самым поставить под угрозу всеправославный характер исторической встречи на Родосе. Второй вариант был решительно неприемлем для Фанара, а потому делегация Православной Церкви в Чехословакии получила приглашение на всеправославное совещание. Это стало определенным успехом русской церковной дипломатии. Факт приглашения сам по себе не являлся свидетельством установления канонической связи между Константинопольской и Чехословацкой Православными Церквами на автокефальном уровне, однако стал одним из важных шагов в этом направлении. В августе 1963 г. патриарх Константинопольский Афинагор адресовал митрополиту Пражскому Иоанну предложение прислать двух представителей Чехословацкой Церкви на готовящуюся всеправославную встречу на Родосе с целью обсуждения перспектив направления православных наблюдателей на Второй Ватиканский Собор[4].

Установление контактов Константинопольского Патриархата с Православной Церковью в Чехословакии не означало признания Фанаром ее автокефалии. Патриарх Афинагор в июньском от 1970 г. письме местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену (Извекову) заявлял права Фанара на Православную Церковь в Чехословакии, ибо в 1923 г. Фанар предоставил ей автономию в виде округа[5]. Из этой же позиции исходил Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним (Коцонис), именовавший автокефалию Православной Церкви в Чехословакии мнимой, а ее предоставление без согласования с Константинопольским Патриархатом «дерзновенным и антиканоничным, а поэтому не только недействительным, но и осуждаемым»[6].

Отношения братства, дружбы и сотрудничества Русской и Чехословацкой Православных Церквей

Отсутствие признания автокефалии Чехословацкой Церкви со стороны Фанара вело лишь к дальнейшему укреплению связей молодой Поместной Церкви с Московским Патриархатом. Дополнительной опорой двусторонних церковных отношений служили тесные политические связи СССР и Чехословакии, находящихся в едином социалистическом лагере. Народы двух стран крепили дружбу, частью которой являлись контакты между священноначалием, иерархами, духовенством и верующими Русской и Чехословацкой Церквей.

Гостями Московского Патриархата неоднократно бывали предстоятели Православной Церкви в Чехословакии. Блаженнейший Митрополит Пражский и всея Чехословакии Иоанн в октябре–ноябре 1960 г. находился в Крыму, в Ялте, где подкреплял пошатнувшееся здоровье. Гостеприимство и помощь в организации отдыха и лечения митрополита Иоанна оказывал известный просветительскими, медицинскими и научными трудами священноисповедник архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (Войно-Ясенецкий).

В кафедральном соборе Ростова-на-Дону в праздник Покрова Пресвятой Богородицы предстоятель Православной Церкви в Чехословакии совершил Божественную Литургию. Хронические заболевания митрополита Иоанна прогрессировали, а потому предстоятель Чехословацкой Церкви в августе–сентябре 1961 г., в июне 1962 г. и в мае 1963 г. вновь находился в Ялте на лечении по приглашению патриарха Алексия. В 1963 г. по пути в Прагу предстоятель Православной Церкви в Чехословакии останавливался в Москве, где имел встречи и беседы со Святейшим Патриархом Алексием, председателем Отдела внешних церковных сношений архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым) и председателем Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР В. А. Куроедовым.

Плохое состояние здоровья вынудило митрополита Иоанна уйти на покой в 1964 г. Патриарх Алексий, всегда откликавшийся на просьбы чехословацкого первоиерарха, позволил ему вернуться на Родину и поселиться в Одессе, где хорошему самочувствию митрополита благоприятствовал морской климат. Здесь владыка Иоанн провел оставшиеся годы жизни.

В октябре 1964 г. Поместный Собор Православной Церкви в Чехословакии избрал бывшего иерарха Русской Православной Церкви архиепископа Прешовского Дорофея (Филипа) третьим Митрополитом Пражским и всея Чехословакии. С будущим предстоятелем Православной Церкви в Чехословакии руководство ОВЦС поддерживало давние связи. Председатель Отдела находился в переписке с чехословацким иерархом, встречался и беседовал с ним в ходе посещения этой страны. Уже возглавляя Церковь, митрополит Дорофей обращался к председателю ОВЦС чаще, нежели к предстоятелю Русской Церкви. Многочисленная переписка сохранила следы искреннего расположения и уважения главы Православной Церкви в Чехословакии в отношении руководителя внешнецерковного ведомства. В письмах митрополит Дорофей предстает как человек глубоко смиренного духа. Вот лишь один отрывок из его письма митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму с благодарностью за переданные председателем ОВЦС четыре наперсных креста: «Хотя и совестно, а все же приходится нам часто обращаться с подобными просьбами к Русской Православной Церкви, отчего мы приходим в смущение, дабы уже слишком не статься нам назойливыми. За что прошу великодушно простить нас»[7].

Оба будущих иерарха познакомились в 1950-е годы, в период обучения в ленинградских духовных школах[8]. Епископ Дорофей в 1961 г. провел летний отпуск в СССР. Иерарх посетил Москву, где встретился с патриархом Алексием, архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом, познакомился с московскими храмами, совершил паломничество в Троице-Сергиеву Лавру, участвовал в богослужениях. Епископ Дорофей писал председателю ОВЦС: «Все виденное мной в Москве послужит обильным материалом при встрече и беседе с духовенством и верующими Прешовской епархии»[9].

Свой первый мирный визит митрополит Дорофей в пределы Церкви-матери — Московский Патриархат — совершил в феврале 1965 г.[10], что было неудивительно, учитывая тесные связи двух Церквей. Этот визит воспринимался чехословацким иерархом как посещение Родины[11]. Официальная делегация Чехословацкой Церкви была весьма малочисленна: митрополита Дорофея сопровождал только управляющий делами Митрополичьего совета протоиерей Георгий Новак. Чехословацкий предстоятель посетил московский храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, где неоднократно бывал ранее в ходе пребывания в Москве, а также соборы Московского Кремля и достопримечательности столицы. Митрополит Дорофей нанес визит в ОВЦС и провел беседу с его председателем. Из Москвы предстоятель Православной Церкви в Чехословакии направился в Ленинград. Он совершил богослужения в Троицком соборе Александро-Невской лавры и других храмах Ленинграда, посетил Ленинградскую духовную академию и исторические места города на Неве. В епархиальном управлении состоялось общение митрополита Дорофея с митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом. Из Ленинграда предстоятель Чехословацкой Церкви отбыл в Псков и посетил Псково-Печерский монастырь. По возвращении в Москву в Переделкино состоялись встреча и общение митрополита Дорофея с патриархом Алексием. Блаженнейший Дорофей совершил богослужения в храме Успения Божией Матери бывшего Новодевичьего монастыря и в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

В мае 1966 г. во внимание к заслугам в деле укрепления братских связей между Православной Церковью в Чехословакии и Московским Патриархатом митрополит Дорофей получил из рук патриарха Алексия орден Святого равноапостольного князя Владимира I степени.

Предстоятель Православной Церкви в Чехословакии совершил частную поездку в СССР в августе 1967 г., которая, впрочем, носила необходимые атрибуты и официального визита. Состоялись встреча и общение митрополита Дорофея с патриархом Алексием. Чехословацкий иерарх побывал в нескольких московских храмах, побеседовал с духовенством и прихожанами, а также посетил Троице-Сергиеву Лавру и Московскую духовную академию. По возвращении в Москву чехословацкий предстоятель нанес визит в Совет по делам религий при Совете министров СССР и встретился с заместителем председателя П. В. Макарцевым. В ходе поездки по Советскому Союзу митрополит Дорофей посетил родные места — Закарпатье, провел время в историческом Мукачевском монастыре, кафедральном соборе Мукачева, многократно совершал богослужения. Позднее он посещал Москву для участия в Конференции представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами, которая состоялась в июле 1969 г. в Загорске. На обратном пути предстоятель Православной Церкви в Чехословакии остановился в Мукачеве, в монастыре на Чернечей горе.

Митрополит Дорофей присутствовал на Поместном Соборе Русской Церкви конца мая — начала июня 1971 г., во время которого на московский патриарший престол был избран митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков). В свою очередь, патриарх Пимен совершил мирный визит в Чехословакию осенью 1972 г.

Совместные действия на межправославном направлении

Митрополит Пражский и всея Чехословакии Иоанн координировал с руководством Русской Церкви свои контакты с Константинопольским Патриархатом, участие Православной Церкви в Чехословакии в межправославных встречах и мероприятиях[12]. Русская Православная Церковь помогала Православной Церкви в Чехословакии в работе над темами Всеправославного Предсобора, определенными в сентябре 1961 г. на родосском Всеправославном совещании. В частности, содействие оказывал настоятель кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы в Будапеште и благочинный-администратор православных приходов в Венгрии протоиерей Фериз Берке совместно с профессорами и преподавателями Православного богословского факультета в городе Прешове. Со стороны Московского Патриархата также демонстрировалась информационная открытость в отношении Православной Церкви в Чехословакии, касающаяся реакции Москвы на некоторые общеправославные инициативы Фанара. В апреле 1968 г. из ОВЦС в Прагу была направлена телеграмма, содержащая ответ патриарха Алексия патриарху Афинагору по вопросу созыва Всеправославной комиссии в июне 1968 г. в Ираклионе, на Крите.

По просьбе Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея, в июле 1971 г. в Шамбези на заседании Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви председатель ОВЦС митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим представлял не только Русскую Церковь, но и Православную Церковь в Чехословакии[13].

Участие двух Церквей в христианском мирном движении

Нахождение в Праге штаб-квартиры Христианской мирной конференции стало важной составляющей повестки контактов Русской и Чехословацкой Церквей. Прибывавшие в Прагу для участия в заседаниях ХМК и других христианских миротворческих встречах представители Московского Патриархата становились гостями братской Православной Церкви, и прежде всего митрополит Никодим. Частое личное общение председателя ОВЦС с предстоятелем и представителями Православной Церкви в Чехословакии тесно сближало две Церкви. Митрополит Дорофей признавался митрополиту Никодиму: «В лице Вашего Высокопреосвященства Поместная Православная Церковь в Чехословакии приобрела самого искреннего друга после Его Святейшества Патриарха Алексия, общего нашего духовного отца, чем мы весьма дорожим»[14].

Тема миротворческого движения была настолько близка митрополиту Иоанну, что он нередко упоминал ее в своих рождественских и пасхальных посланиях патриарху Алексию[15]. Блаженнейший Иоанн был избран членом Чехословацкого комитета защиты мира, а также членом Совещательного комитета ХМК, выступал с докладами на их заседаниях.

В храмах Православной Церкви в Чехословакии совершал служение протоиерей П. Соколовский, которого в феврале 1963 г. патриарх Алексий и Священный Синод Русской Церкви назначили членом Международного секретариата Христианской мирной конференции и представителем Русской Церкви при ХМК с пребыванием в Праге.

Митрополит Пражский и всея Чехословакии Иоанн проявлял большое уважение к миротворческим трудам председателя ОВЦС, многократно посещавшего Прагу для участия в международных миротворческих встречах. В январе 1963 г. первоиерарх Православной Церкви в Чехословакии представил архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима к присуждению степени доктора богословия honoris causa. Это представление было одобрено властями Чехословакии. В сентябре 1963 г. митрополит Иоанн «в знак признания к трудам в ревностном благовествовании и защите мира» пригласил митрополита Никодима прибыть на отдых в Карловы Вары или в один из курортов страны в качестве гостя Православной Церкви в Чехословакии[16]. Однако загруженность председателя ОВЦС многочисленными делами, строгость к самому себе не позволили ему воспользоваться приглашением. Спустя три года преемник митрополита Иоанна на посту предстоятеля Православной Церкви в Чехословакии, митрополит Дорофей, писал патриарху Алексию с просьбой благословить митрополита Никодима на отдых в Карловых Варах, учитывая, что иерарх недавно перенес острую фазу болезни. В конце 1966 г. митрополит Никодим совершил рабочую поездку в Прагу для участия в миротворческой конференции католического духовенства, на которой выступил с докладом, а после заехал на непродолжительное время в Карловы Вары. Посвятить время лечению и отдыху в Карловых Варах митрополит Никодим смог себе позволить в июле–августе 1967 г., а затем в это же время в 1968 г. и в ноябре 1971 г.

Межхристианский аспект сотрудничества

В сфере межхристианских отношений между двумя Церквами был налажен обмен информацией и осуществлялось тесное взаимодействие. Митрополит Дорофей в июне 1965 г. информировал патриарха Алексия о подаче заявки на вступление Православной Церкви в Чехословакии во Всемирный совет церквей и просил Русскую Церковь поддержать данное ходатайство[17]. В июне 1966 г., в преддверии встречи двух межправославных богословских комиссий по диалогу с Англиканской и Старокатолической церквами в Белграде в сентябре 1966 г., митрополит Дорофей обращался к председателю ОВЦС митрополиту Никодиму с просьбой проинформировать его о позиции Русской Церкви по вопросу белградского заседания с тем, чтобы «в этом духе приготовить нашу делегацию»[18]. В данном случае мнение именно митрополита Дорофея касательно признания иерархии Англиканской Церкви и возможных последствий этого шага для православия было принято Русской Церковью за основу позиции, солидарной с Православной Церковью в Чехословакии[19]. Не имея достаточно сил и времени направлять делегатов на международные встречи, митрополит Дорофей обращался с просьбами к председателю ОВЦС благословить делегации Русской Церкви представлять на них и Православную Церковь в Чехословакии, как это было в случае с заседанием Комитета по учреждению Экуменического института богословских исследований и с встречей представителей Поместных Православных Церквей и Древних восточных Церквей в сентябре 1966 г. в Иерусалиме[20]. И хотя Русская Церковь не направила свою делегацию в Иерусалим, был ценен сам жест доверия со стороны предстоятеля Православной Церкви в Чехословакии. Также митрополит Дорофей просил председателя ОВЦС представлять его Церковь на заседании IV Генеральной ассамблеи ВСЦ в Упсале в июле 1968 г. из-за переживаемых Православной Церковью в Чехословакии тяжелых испытаний, вызванных наступлением униатов[21].

Академические связи

Между двумя Церквами активно развивались академические связи. ОВЦС выразил готовность содействовать декану Прешовского православного богословского факультета протоиерею Андрею Михалову в посещении Ленинградской духовной академии в конце 1962/63 учебного года, а в ноябре 1963 г. — Московской духовной академии для знакомства с образовательным процессом и научной деятельностью. О таком содействии митрополит Пражский Иоанн просил предстоятеля Русской Церкви и председателя ОВЦС[22]. Святейший Патриарх Алексий в мае 1966 г. наградил отца Андрея орденом Святого равноапостольного князя Владимира II степени. В августе 1966 г. протоиерей Андрей на обратном пути из Сочи, где провел отдых с семьей, побывал в Москве, встретился с заместителем председателя ОВЦС епископом Зарайским Ювеналием (Поярковым), сослужил ему за Божественной Литургией в храме святых апостолов Петра и Павла в Лефортово.

Митрополит Пражский Дорофей ходатайствовал о принятии в духовные академии в 1965/66 учебном году двух студентов из Православной Церкви в Чехословакии, а в следующем учебном году — о принятии еще одного студента, в 1971 г. — председателя миссионерского отдела Прешовской епархии протоиерея Михаила Олексы и одного студента из Михаловской епархии, через год просил об обучении в ЛДА сына декана Прешовского православного богословского факультета профессора протоиерея Андрея Михалова. Все рекомендованные к академическим занятиям лица имели опыт обучения на Прешовском православном богословском факультете[23]. В феврале 1968 г. председатель ОВЦС сообщил чехословацкому предстоятелю о том, что по благословению патриарха Алексия Русская Церковь готова принять в свои духовные школы в 1968/69 учебном году двух-трех студентов из Чехословакии, в том числе в качестве профессорских стипендиатов[24]. В 1968 г. клирик Оломоуцко-Брненской епархии протоиерей Павел Алеша, кандидат богословия Ленинградской духовной академии, представил в Ученый совет ЛДА диссертацию на тему «Гуситское движение в истории чешского народа и его отношение к православию» на соискание ученой степени магистра богословия. Прошение на защиту было поддержано предстоятелем Православной Церкви в Чехословакии и встретило благожелательное отношение со стороны председателя ОВЦС. Отцу Павлу была предоставлена возможность поработать в библиотеке Академии. Протоиерей Павел продолжил научно-изыскательскую работу в библиотеке ЛДА в 1971 г.

Выпускники духовных школ Русской Церкви из Чехословакии сохраняли связи с учебными заведениями. Так, кандидат богословия Ленинградской духовной академии Митрополит Пражский и всея Чехословакии Дорофей в июне 1966 г. направил в alma mater два экземпляра своего исторического очерка, посвященного истории Церкви в Закарпатье и Чехословакии, а настоятель храма в Марианских Лазнях протоиерей Радивой Яковлевич[25], также кандидат богословия Ленинградской духовной академии, в том же месяце посещал северную духовную школу ради подготовки статьи, посвященной грядущему столетию со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского).

Духовное единение и молитвенная связь

В переписке митрополитов Дорофея и Никодима в 1966 г. поднимался вопрос об отношении к почитанию архиепископа Харьковского Мелетия (Леонтовича). Верующие Православной Церкви в Чехословакии обращались к владыке Дорофею с просьбой разрешить служение молебна архиепископу Мелетию. В ответ на запрос предстоятеля Православной Церкви в Чехословакии митрополит Никодим сообщил о местном почитании иерарха на Украине, особенно в Харькове, но об отсутствии на тот момент общецерковного почитания[26].

Православная Церковь в Чехословакии не осталась в стороне от рассылки документального фильма «Торжество Православия», снятого в 1958 г., в дни празднования в Москве 40-летия восстановления патриаршества в Русской Церкви. На московских торжествах присутствовала делегация Православной Церкви в Чехословакии во главе с ее предстоятелем — Митрополитом Пражским и всея Чехословакии Иоанном. Фильм был отправлен в Прагу в двух экземплярах — на русском и чешском языках. Патриарх Алексий в марте 1962 г. передал чехословацкому собрату отпечатанную издательством Московской Патриархии Общую Минею, которую поместили в кафедральном соборе Праги. Издательство Московской Патриархии переслало викарию Михаловской епархии епископу Требишовскому Мефодию (Канчуге) экземпляры Библии, Служебника и Следованной Псалтири, а ОВЦС направил в Митрополичий совет Православной Церкви в Чехословакии I и II тома Октоиха, отпечатанные издательством Московской Патриархии. В августе 1969 г. в дар митрополиту Пражскому Дорофею был направлен документальный фильм «Русская Православная Церковь сегодня».

В мастерских Троице-Сергиевой Лавры для храма Святой Елизаветы города Опавы была изготовлена икона преподобного Сергия Радонежского и передана в качестве дара от Русской Церкви. В июле 1971 г. образ освятили и поместили в интерьер храма.

Чехословацкая Церковь, в свою очередь, преподносила дары Русской Церкви. В феврале 1961 г. Священный Синод Православной Церкви в Чехословакии направил председателю ОВЦС епископу Ярославскому и Ростовскому Никодиму богослужебные книги, а в апреле 1962 г. — сто двадцать пять экземпляров Служебников, Требников и богослужебных сборников, изданных Чехословацкой Церковью. Для лучшего знакомства с церковной жизнью на Чехословацкой земле в адрес предстоятеля Русской Церкви и руководства Отдела внешних церковных сношений направлялись экземпляры «Ежегодника Православной Церкви в Чехословакии».

«Ураган бушующей униатской анархии» как проверка на прочность связей Московского Патриархата и Православной Церкви в Чехословакии

Дух братства и солидарности в отношениях двух Православных Церквей особенно проявился во времена испытаний, с которыми столкнулась Чехословацкая Церковь в период Пражской весны. Митрополит Дорофей информировал московского собрата о попытках униатского духовенства восстановить униатскую церковь на территории Чехословакии, фактически упраздненную Прешовским Собором 1950 г., а также соответствующим решением правительства Чехословакии того же года[27]. Униатский вопрос получил активное развитие в Чехословакии в 1968 г. в связи с объявленной в стране демократизацией, предполагавшей изменение государственно-конфессиональных отношений в сторону их либерализации. Усиление униатского движения сопровождалось переходом православных храмов в подчинение греко-католикам, что, в свою очередь, вынуждало священноначалие Православной Церкви в Чехословакии отказываться от части командированных ранее из Закарпатья православных священников, возвращавшихся в Мукачевскую и Ужгородскую епархию[28]. Другой причиной отказа от части ранее командированного из Московского Патриархата духовенства стал их переход в униатскую церковь (из числа униатов, ранее воссоединившихся с Православной Церковью)[29]. Митрополит Дорофей просил митрополита Никодима отозвать таких священнослужителей-ренегатов «как изменников святой Православной Церкви»[30], однако сделать это не представлялось возможным, поскольку они уже не принадлежали к клиру Московского Патриархата и успели выйти из гражданства СССР и принять гражданство ЧССР.

В чехословацкой печати была развернута кампания с обвинениями в адрес Православной Церкви в Чехословакии. Она обвинялась как главный выгодоприобретатель от упразднения униатской церкви. Начались рейдерские захваты православных храмов, в адрес православных священнослужителей звучали угрозы расправы, однако духовенство и прихожане в меру сил мужественно старались отстоять храмы[31]. Особенное сильное давление на Православную Церковь ощущалось в восточной части Словакии, граничащей преимущественно с католической Польшей. Со стороны чехословацких властей отсутствовала должная реакция на факты дискриминации православных в стране, жалобы священноначалия Чехословацкой Церкви оставались без ответа, а зачинщики произвола пользовались безнаказанностью.

«Ураган бушующей униатской анархии»[32] стал самым сильным вызовом для Православной Церкви в Чехословакии, порожденным Пражской весной. Митрополит Дорофей характеризовал положение Православной Церкви в Чехословакии как катастрофическое[33] и вкупе с архиереями из Восточной Словакии оплакивал «горькую участь Церкви и собственной судьбы»[34]. Ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию 21 августа 1968 г., подписание «Московского протокола» временно ослабили давление на Православную Церковь в Чехословакии со стороны униатов, но потом оно возродилось с новой силой. Епископ Прешовский Николай (Коцвар), находясь в августе 1969 г. во Львове, заметил в частном разговоре: «Если бы не вошли советские войска, войска Варшавского договора в Чехословакию, то сегодня я, наверное, лежал бы в земле мертвый»[35].

В сложившихся условиях митрополит Дорофей искал поддержки у Русской Церкви[36]. «Мы приняли близко к сердцу Вашу тревогу и беспокойство и будем прилагать усилия к тому, чтобы оказать Вам нашу братскую помощь и поддержку в нормализации положения Пражской Церкви», — писал в октябре 1968 г. предстоятель Русской Церкви чехословацкому собрату[37]. Святейший Патриарх Алексий 14 августа 1968 г. из Свято-Успенского монастыря Одессы, где находился на летнем отдыхе, обратился в адрес папы Римского Павла VI, выразив озабоченность по поводу давления на Православную Церковь в Чехословакии со стороны униатов и вовлеченности в происходящие события апостольского администратора Праги епископа Франтишека Томашека[38]. В ответном письме папа Павел VI выступил в духе ватиканской дипломатии с позиции фактического оправдания права униатского духовенства на защиту своей религиозной идентичности и прав, но в то же время выразил готовность искать способы разрешения возникших проблем, в том числе путем обмена мнениями между Русской Церковью и Святым престолом. По словам римского понтифика, Секретариату по содействию христианскому единству были даны указания подключиться Предстоятель Православной Церкви в Чехословакии информировал патриарха Алексия о содержании своей переписки с папой Павлом VI на тему бедственного положения православия в Чехословакии[40]. В августе 1968 г. митрополит Дорофей направил в адрес председателя ОВЦС митрополита Никодима проект своего письма патриарху Константинопольскому Афинагору с описанием насилия, чинимого униатами, и просьбой обратиться к папе Римскому[41]. Апеллирование к Святому престолу было вызвано пониманием того, что католическая сторона вовлечена в пражские события. Участники заседания Всеправославной комиссии в Шамбези 8–15 июня 1968 г. оценивали стремление Римско-Католической Церкви восстановить унию в Чехословакии как явление, препятствующее развитию отношений между Православной и Католической Церквами[42].

Другой формой поддержки Чехословацкой Православной Церкви стала забота о приезжавших в СССР чехословацких священнослужителях. В марте 1969 г. в Москве находился профессор православного богословского факультета в Прешове протоиерей Илья Качур. В прошлом униатский священник, он последовательно выступал в защиту Православной Церкви. Знакомство с церковной жизнью в столице, встречи с патриархом Алексием, митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом и иными представителями Русской Церкви не только в Москве, но и в Киеве, и Мукачеве, посещение Троице-Сергиевой лавры ободрили отца Илью в дальнейшей борьбе. Епископам Прешовскому Николаю (Коцвару) и Михаловскому Кириллу (Мучичке) летом и осенью 1969 г. был организован отдых и лечение в черноморских здравницах, поскольку двухлетнее перманентное напряжение сил в борьбе за интересы православия в Чехословакии подрывало здоровье иерархов. Епископ Николай повторно отдыхал в СССР в 1972 г. В июле 1969 г. гостями Русской Церкви стали профессора и студенты Прешовского православного богословского факультета — всего тридцать человек, во главе с деканом факультета профессором протоиереем Андреем Михаловым. Чехословацкие гости посетили Москву, Троице-Сергиеву Лавру, Ленинград, Киев, Почаевскую лавру, Львов, Ужгород и Мукачево. Паломничество к православным святыням, знакомство с церковной жизнью и достопримечательностями в СССР придавало сил представителям Православной Церкви в Чехословакии сохранять верность православной традиции. В январе 1970 г. митрополит Дорофей писал председателю ОВЦС: «Это посещение не только принесло положительные результаты, но колеблющихся совершенно переродило, укрепив в них устойчивость в Православии <...> В тяжелый период жизни нашей Церкви это значительно укрепило находящихся лицом к лицу, стоящих в неустанной борьбе с неблагожелателями нашей Церкви, им же несть числа...»[43]

Московский Патриархат поддержал обращение митрополита Дорофея во Всемирный совет церквей с просьбой оказать финансовую помощь Православной Церкви в Чехословакии для строительства новых храмов и церковных зданий вместо захваченных униатами[44].

Заключение

Добрые отношения матери Русской Православной Церкви и дочери Православной Церкви в Чехословакии в 1960-х — начале 1970-х годов были необходимы обеим Церквам. Чехословацкая Церковь черпала в Московском Патриархате иерархические и пастырские силы, обновляла богословские кадры, искала в нем поддержку в вопросе признания на общеправославном уровне, в первую очередь Константинопольской Церковью, а также во времена испытаний, вызванных открытой агрессией со стороны униатов. Но и Русская Церковь нуждалась в солидарном голосе братской Церкви на всеправославных встречах и совещаниях, поддержке миротворческого движения, которому отдавала много усилий и времени. В повестке отношений двух Церквей в исследуемый период не было ни одного потенциально конфликтогенного вопроса, который был бы способен вбить между ними клин.

Общность веры, родство духовной культуры и традиций народов двух стран, тесные личные контакты на уровне священноначалия и духовенства, а также общее для СССР и ЧССР военно-политическое пространство создавали необходимые условия для братского общения Русской и Чехословацкой Православных Церквей. Руководство Отдела внешних церковных сношений очень бережно относилось к внутренним делам Православной Церкви в Чехословакии, не позволяя себе вмешиваться в решение местных церковных вопросов, и при этом оказывало всевозможную поддержку, когда получало соответствующие просьбы.

Наконец, председатель ОВЦС митрополит Никодим позволял себе периодический отдых за рубежом лишь на территории Чехословакии, в Карловых Варах, откликаясь на гостеприимство Чехословацкой Православной Церкви. Такое доверие свидетельствовало о том, что высокопоставленный иерарх Русской Церкви находится в кругу друзей.

Архивные материалы 

  1. Архив ОВЦС. Д. 53. [1960.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Иоанна председателю ОВЦС митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю от 19.02.1960 г. С. 1–2.
  2. Архив ОВЦС. Д. 53. [1960.] Письмо председателя ОВЦС митрополита Крутицкого и Коломенского Николая Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Иоанну № 224 от 23.03.1960 г.
  3. Архив ОВЦС. Д. 54. [1961.] Рождественское послание Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию 1961 г.
  4. Архив ОВЦС. Д. 54. [1961.] Пасхальное послание Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию 1961 г.
  5. Архив ОВЦС. Д. 54. [1961.] Письмо епископа Прешовского Дорофея председателю ОВЦС архиепископу Ярославскому и Ростовскому Никодиму от 31.07.1961 г.
  6. Архив ОВЦС. Д. 54. [1961.] Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Иоанну от 2.09.1961 г.
  7. Архив ОВЦС. Д. 54. [1962.] Рождественское послание Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию 1962 г.
  8. Архив ОВЦС. Д. 54. [1962.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Иоанна председателю ОВЦС архиепископу Ярославскому и Ростовскому Никодиму № 2217/62-1/11 от 1.10.1962 г.
  9. Архив ОВЦС. Д. 54. [1963.] Письмо Митрополита Иоанна Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 221 от 27.07.1963 г.
  10. Архив ОВЦС. Д. 31. [1963.] Телеграмма Патриарха Афинагора Митрополиту Иоанну Чехословацкому от 24.08.1963 г. (передана по телефону в ОВЦС протоиереем П. Соколовским).
  11. Архив ОВЦС. Д. 54. [1963.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Иоанна председателю ОВЦС митрополиту Минскому и Белорусскому Никодиму № 251 от 10.09.1963 г.
  12. Архив ОВЦС. Д. 54. [1965.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 10/1965 от 4.01.1965 г.
  13. Архив ОВЦС. Д. 54. [1965.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 20.01.1965 г.
  14. Архив ОВЦС. Д. 54. [1965.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 1111/65 от 4.06.1965 г.
  15. Архив ОВЦС. Д. 54. [1966.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Никодиму № 95/1966-личн. от 20.06.1966 г.
  16. Архив ОВЦС. Д. 54. [1966.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Никодиму от 21.06.1966 г.
  17. Архив ОВЦС. Д. 54. [1966.] Письмо заместителя председателя ОВЦС епископа Дмитровского Филарета Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Дорофею № 1310 от 23.07.1966 г.
  18. Архив ОВЦС. Д. 54. [1966.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Никодиму № 1289/66 от 15.08.1966 г.
  19. Архив ОВЦС. Д. 54. [1966.] Письмо председателя ОВЦС митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Дорофею № 1547 от 10.09.1966 г.
  20. Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо председателя ОВЦС митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Дорофею № 348 от 21.02.1968 г.
  21. Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 48/1968-Свящ. Синод от 6.04.1968 г.
  22. Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 67/1968-личное от 21.05.1968 г. С. 1–4.
  23. Архив ОВЦС. Д. 42-Б. [1968. Ч. 1.] Отчет делегации Русской Православной Церкви об участии в заседаниях Всеправославного совещания в Женеве 8–16 июня 1968 г. от 18.06.1968 г. С. 1–22.
  24. Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму № 83/1968-Свящ. Синод от 25.06.1968 г.
  25. Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму № 1112/1968 от 29.06.1968 г.
  26. Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 1325/1968 от 30.07.1968 г. С. 1–4.
  27. Архив ОВЦС. Д. 27. [1968.] Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Папе Павлу VI от 14.08.1968 г. С. 1–2.
  28. Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму от 20.08.1968 г.
  29. Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 106/1968-личное от 6.09.1968 г. С. 1–3.
  30. Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Дорофея Патриарху Алексию № 106/1968-личное от 6.09.1968 г. С. 1–3.
  31. Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Дорофею от 16.10.1968 г.
  32. Архив ОВЦС. Д. 27. [1968.] Письмо Папы Павла VI Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 21.10.1968 г. С. 1–4.
  33. Архив ОВЦС. Д. 54. [1969.] Письмо заместителя председателя ОВЦС епископа Тульского и Белевского Ювеналия Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Дорофею № 1440 от 2.08.1969 г.
  34. Архив ОВЦС. Д. 54. [1969.] Рапорт настоятеля Свято-Успенского храма г. Львова протоиерея В. Политыло о пребывании во Львове епископа Прешовского Николая 11– 13 августа 1969 г. от 14.08.1969 г. С. 1–4.
  35. Архив ОВЦС. Д. 54. [1969.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 27.12.1968 г.
  36. Архив ОВЦС. Д. 54. [1970.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму № 92/1970 от 16.01.1970 г.
  37. Архив ОВЦС. Д. 54. [1970.] Пасхальное послание Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию 1970 г.
  38. Архив ОВЦС. Д. 60-А. [1970.] Письмо Архиепископа Константинополя — Нового Рима и Вселенского Патриарха Афинагора местоблюстителю московского патриаршего престола митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену от 24.06.1970 г. С. 1–12.
  39. Архив ОВЦС. Д. 54. [1970.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму № 89/70-личн. от 23.10.1970 г.
  40. Архив ОВЦС. Д. 60-А. [1970.] Письмо Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима местоблюстителю московского патриаршего престола митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену от 23.03.1971 г. С. 1–18.
  41. Архив ОВЦС. Д. 54. [1971.] Телеграмма Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму от 16.07.1971 г.

Источники

  1. Католичество // Архив ОВЦС. Д. 27. [1968.]
  2. Константинопольский Патриархат // Архив ОВЦС. Д. 31. [1963.]
  3. Межправославная комиссия. Женева, Швейцария, 8–15 июня 1968 г. (протоколы) // Архив ОВЦС. Д. 42-Б. [1968.] Ч. 1.
  4. Переписка с главами Автокефальных Православных Церквей по вопросу дарования автокефалии Православной Церкви в Америке // Архив ОВЦС. Д. 60-А. [1970.]
  5. Чехословацкая Православная Церковь // Архив ОВЦС. Д. 53. [1960]; Д. 54. [1961, 1962, 1963, 1965, 1966, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972.]

 

[1] Архив ОВЦС. Д. 54. [1961.] Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Иоанну от 2.09.1961 г.

[2] В разные годы в Чехословакию направлялись священнослужители Русской Церкви, преимущественно из Закарпатья — Мукачевской и Ужгородской епархии (тринадцать — в 1957 г., восемь — в июне 1956 г.; последние были распределены в Прешовскую епархию).

[3] Архив ОВЦС. Д. 53. [1960.] Письмо председателя ОВЦС митрополита Крутицкого и Коломенского Николая Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Иоанну № 224 от 23.03.1960 г.

[4] Архив ОВЦС. Д. 31. [1963.] Телеграмма Патриарха Афинагора Митрополиту Иоанну Чехословацкому от 24.08.1963 г. (передана по телефону в ОВЦС протоиереем П. Соколовским).

[5] Архив ОВЦС. Д. 60-А. [1970.] Письмо Архиепископа Константинополя — Нового Рима и Вселенского Патриарха Афинагора местоблюстителю московского патриаршего престола митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену от 24.06.1970 г. С. 8. Фанар признал автокефалию Православной Церкви Чешских земель и Словакии лишь в 1998 г., издав соответствующий Томос, подписанный патриархом Константинопольским Варфоломеем (Архондонисом).

[6] Архив ОВЦС. Д. 60-А. [1970.] Письмо Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима местоблюстителю московского патриаршего престола митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену от 23.03.1971 г. С. 16.

[7] Архив ОВЦС. Д. 54. [1970.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму № 89/70-личн. от 23.10.1970 г.

[8] В Ленинградской духовной академии епископ Дорофей учился заочно. Диплом об окончании академии, а также решение академического Совета о присвоении ученой степени кандидата богословия были вручены в феврале 1965 г. уже Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Дорофею в дни его пребывания в Ленинграде в ходе мирного визита в Русскую Церковь.

[9] Архив ОВЦС. Д. 54. [1961.] Письмо епископа Прешовского Дорофея председателю ОВЦС архиепископу Ярославскому и Ростовскому Никодиму от 31.07.1961 г.

[10] Архив ОВЦС. Д. 54. [1965.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 10/1965 от 4.01.1965 г.

[11] Архив ОВЦС. Д. 54. [1965.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 20.01.1965 г.

[12] Архив ОВЦС. Д. 53. [1960.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Иоанна председателю ОВЦС митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю от 19.02.1960 г. С. 1–2.

[13] Архив ОВЦС. Д. 54. [1971.] Телеграмма Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму от 16.07.1971 г.

[14] Архив ОВЦС. Д. 54. [1966.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Никодиму от 21.06.1966 г.

[15] Например, рождественское и пасхальное послания 1961 г., рождественское послание 1962 г. См.: Архив ОВЦС. Д. 54. [1961.] Рождественское послание Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию 1961 г.; Архив ОВЦС. Д. 54. [1961.] Пасхальное послание Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию 1961 г.; Архив ОВЦС. Д. 54. [1962.] Рождественское послание Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию 1962 г.

[16] Архив ОВЦС. Д. 54. [1963.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Иоанна председателю ОВЦС митрополиту Минскому и Белорусскому Никодиму № 251 от 10.09.1963 г.

[17] Архив ОВЦС. Д. 54. [1965.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 1111/65 от 4.06.1965 г.

[18] Архив ОВЦС. Д. 54. [1966.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Никодиму № 95/1966-личн. от 20.06.1966 г.

[19] Архив ОВЦС. Д. 54. [1966.] Письмо заместителя председателя ОВЦС епископа Дмитровского Филарета Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Дорофею № 1310 от 23.07.1966 г.

[20] Архив ОВЦС. Д. 54. [1966.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Никодиму № 1289/66 от 15.08.1966 г.

[21] Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму № 83/1968-Свящ. Синод от 25.06.1968 г.

[22] Архив ОВЦС. Д. 54. [1962.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Иоанна председателю ОВЦС архиепископу Ярославскому и Ростовскому Никодиму № 2217/62-1/11 от 1.10.1962 г.; Архив ОВЦС. Д. 54. [1963.] Письмо Митрополита Иоанна Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 221 от 27.07.1963 г.

[23] В Ленинградскую духовную академию были зачислены Михаил Дандар, Милан Герка, Ярослав Шуварский, Иоанн Глиганич и Ростислав Михалов. Ярослав Шуварский после защиты курсового сочинения был оставлен при академии профессорским стипендиатом для подготовки диссертации на соискание степени кандидата богословия. Милан Герка в июне 1968 г. был удостоен степени кандидата богословия за сочинение «Предсказания о Мессии-Христе в законоположительных книгах Ветхого Завета». Михаил Дандар, защитив в ЛДА кандидатскую диссертацию, в марте 1971 г. был отпущен в юрисдикцию Русской Церкви и назначен на служение в сане диакона в Среднеевропейский экзархат на территории ГДР.

[24] Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо председателя ОВЦС митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Дорофею № 348 от 21.02.1968 г.

[25] Ныне архиепископ Оломоуцко-Брненский Симеон.

[26] Архив ОВЦС. Д. 54. [1966.] Письмо председателя ОВЦС митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Дорофею № 1547 от 10.09.1966 г. Архиепископ Мелетий был канонизирован Священным Синодом Русской Церкви в феврале 1978 г. Митрополит Никодим редактировал тексты службы и акафиста святителю, составленные архиепископом Харьковским Никодимом (Руснаком).

[27] Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 48/1968-Свящ. Синод от 6.04.1968 г.

[28] Так, в 1968 г. в клир Русской Православной Церкви вернулся ранее командированный в Чехословацкую Церковь и направленный на служение в Прешовскую епархию протоиерей Георгий Шутко.

[29] Настоятель кафедрального собора в Прешове протоиерей Леонтий Лизак, настоятель прихода в Требишове протоиерей Юлий Бокшай, настоятель прихода в Радване протоиерей Василий Дюлай и настоятель прихода в Раковце протоиерей Иоанн Пушкаш.

[30] Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму № 1112/1968 от 29.06.1968 г.

[31] Большинство храмов и приходов Православной Церкви в Чехословакии были захвачены униатами (из 250 приходов к апрелю 1969 г. в ведении Чехословацкой Православной Церкви осталось только 80, а храмов — лишь 30–33).

[32] Архив ОВЦС. Д. 54. [1970.] Пасхальное послание Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию 1970 г.

[33] Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 106/1968-личное от 6.09.1968 г. С. 2.

[34] Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 1325/1968 от 30.07.1968 г. С. 3.

[35] Архив ОВЦС. Д. 54. [1969.] Рапорт настоятеля Свято-Успенского храма г. Львова протоиерея В. Политыло о пребывании во Львове епископа Прешовского Николая 11–13 августа 1969 г. от 14.08.1969 г. С. 2.

[36] Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 67/1968-личное от 21.05.1968 г. С. 1–3; Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Дорофея Патриарху Алексию № 106/1968-личное от 6.09.1968 г. С. 1–3.

[37] Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Дорофею от 16.10.1968 г.

[38] Архив ОВЦС. Д. 27. [1968.] Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Папе Павлу VI от 14.08.1968 г. С. 1–2.

[39] Архив ОВЦС. Д. 27. [1968.] Письмо Папы Павла VI Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 21.10.1968 г. С. 1–4.

[40] Архив ОВЦС. Д. 54. [1969.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 27.12.1968 г.

[41] Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму от 20.08.1968 г.

[42] Архив ОВЦС. Д. 42-Б. [1968. Ч. 1.] Отчет делегации Русской Православной Церкви об участии в заседаниях Всеправославного совещания в Женеве 8–16 июня 1968 г. от 18.06.1968 г. С. 21–22.

[43] Архив ОВЦС. Д. 54. [1970.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму № 92/1970 от 16.01.1970 г.

[44] Архив ОВЦС. Д. 54. [1969.] Письмо заместителя председателя ОВЦС епископа Тульского и Белевского Ювеналия Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Дорофею № 1440 от 2.08.1969 г.

Источник: Звонарёв С., прот. Автокефалия Православной Церкви в Чехословакии в свете отношений с Московским Патриархатом в 1960-х — начале 1970-х годов по данным архивных церковных источников // Богословский вестник. 2023. № 4 (51). С. 185–207. DOI: 10.31802/GB.2023.51.4.009

https://bogoslov.ru/article/6196003