Атеизм: безбожие, порождающее нечестие

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Толковый словарь с Юрием Пущаевым

 

 

Иллюстрация Wasfi Akab

Есть такой анекдот:

Дело происходит в Раю. К Богу обращается ангел:

– Господи, тут к Тебе атеисты пришли.

– Передай им, что Меня нет.

Интересно в связи с этим, что по-древнегречески прилагательное ἄθεος (atheos) значило не только отвергающий богов, безбожный и нечестивый, но и – отвергнутый богами. А быть отвергнутым богами значило для греков огромное несчастье, обреченность на ужасную и крайне незавидную судьбу.

Вообще слово «атеизм» образовано от ὁ θεός (theos) –Бог, и древнегреческой приставки α– со значением отрицания – не-, без-. В значение греческого слова «атеизм» в древние времена было прочно заложено не просто отрицание существования Бога, но и какая-то серьезная нравственная и интеллектуальная порча. То же самое, кстати, слышится и в русских словах  «безбожник» и «безбожие». Они чаще всего употребляются далеко не нейтрально в нравственном отношении.

«И сказал безумец в сердце своем: “Нет Бога”», – сказано в самом начале 13-го псалма. Дальше из слов псалмопевца становится понятно, почему это сказал безумец: «Они развратились, совершили гнусные дела; нет  делающего добро… ни одного». Почему же в глазах не только библейского автора, но многих других, атеизм – это не только отрицание Бога, но еще и безбожие в смысле нечестия, отрицания добра? Действительно, разве нет и не было среди атеистов очень хороших людей? Разве не совершали они добрые, а порой очень добрые поступки?

Я бы на эти вопросы попробовал дать такой ответ. Конечно, среди атеистов были и есть очень хорошие люди. Искренние, чуткие, жертвующие собой ради других. Особенно, как это ни парадоксально, много было таких, например, среди искренне верующих (!) в свою правду рядовых коммунистов в советское время. Среди героических комсомольцев, павших в Великую Отечественную. 

Однако в чем, на мой взгляд, один из коренных пороков атеизма, который делает и добро своих приверженцев очень нестойким в определенных обстоятельствах? Даже отставим сейчас вопрос о том, что нравственность у атеизма и веры все-таки разная. Многие вещи, предосудительные для верующего человека, не являются таковыми для неверующего, и наоборот. Сейчас я хочу сказать о другом.

На мой взгляд, дело в том, что атеисты, как правило, переоценивают свои и, шире, человеческие силы. Ведь они думают, что можно быть хорошим без Бога, что это вполне по силам самому человеку – быть добрым, честным, жить счастливо и не обременительно для окружающих, помогать им. Переоценивая свои душевные и нравственные силы, человек не рассчитывает их, относится к себе слишком невнимательно и снисходительно. И в результате он и сам не замечает, как совершает что-либо нравственно неприемлемое. Если верующий человек при прочих равных склонен относиться к себе скорее с недоверием, в принципе настроен на покаяние, поскольку понимает, насколько он  несовершенен, то атеист лишен этого сознания. Он слишком верит в себя и себе. Скажем так: он живет очень неосторожно. Поэтому атеизм – это хуже чем преступление. Это ошибка. Точнее, это ошибка, которая и порождает преступления. Или безбожие, неизбежно порождающее нчестие.     

 Так что  прав был Достоевский, сказавший: «Если Бога нет, то все дозволено».

Атеист совершает ошибку, обманывая сам себя. Что может без Бога быть хорошим. Все крайне хрупко и ненадежно в сфере человеческих дел. Атеизм – смертельная болезнь.

http://www.foma.ru/ateizm-bezbozhie-porozhdayushhee-nechestie.html