Артем Сериков: УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ В «КИСЛОРОДНОЙ» УПАКОВКЕ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
кислород для молодежи

Молодежи предлагают «продвинутый» глум: некоторых уже тошнит

Конечно, жить по заповедям сложно – особенно если ты, к примеру, сидишь на «травке» или героине. Хотя Вырыпаев для подстраховки уверяет, что все 25-е кадры у него трижды нашпигованы антинаркотическим контентом (!), положения это не спасает. «Кислород» – это фильм откровенно наркоманский, пронизанный героиновыми иллюзиями, на которых строится весь кич повествования.

Новый символ «Года Молодежи»?

Вы можете смеяться, но это так. Великовозрастные дяди и тети двигают «Кислород» иркутского режиссера Ивана Вырыпаева на позицию «самого продвинутого молодежного фильма» в нынешнем 2009-году, который, как известно, объявлен в нашей стране Годом Молодежи. «Кислород» от Вырыпаева (не перепутайте его с одноименным голливудским триллером 1999 года, получившим восемь Оскаров от Американской киноакадемии) – это фильм-клип, то есть кино, состоящее из нескольких музыкальных треков. Сразу предупреждаем: не судите о фильме по названию – как и многое другое, оно позаимствовано из «внешних источников». Кислорода в фильме мало. Зато углекислого газа (или, проще говоря, вони) предостаточно.

В качестве предисловия стоит привести парочку из наиболее ярких блоговых комментариев на обсуждаемый нами фильм «Кислород», попавших в топ:

1) Возможно, я чего-то не понимаю в этих постмодернистских играх, но давненько я не выходил из кинотеатра со столь поганым ощущением. Бывают фильмы «без души»; тут же оной «души» отрицательное количество. Он ее просто высасывает.

2) Еще минут через 15 я начал мотать фильм, так как у меня просто голова заболела от этой бессмысленности, упрямо блюющей с экрана. И блевать захотелось уже мне – от цифровой перешарпенной картинки, от монтажа по мозгам, от рамки этой по среди экрана, от дебильных героев, пустых и пластмассовых как бутылка, от их противных манер говорить и думать, от притянутой за уши музыке Кострова, Самсонова и. т. д, от абсолютной путаницы во всем, от полнейшей чепухи и от от полнейшей каши в сюжете, и главное – от этой бесстыдной остервенелой навязчивости, не имеющий под собой ни грамма рассудка или таланта, но при этом выдаваемой как тонкий эмоциональный прием (это я услышал от Вырыпаева в интервью с ним). При этом оказывается, что это некий такой замаскированный ход, цель которого разъяснить нам, глупым и еще прыщавым дылдам, что же такое заповеди...

Сюжет похож на историю из ток-шоу или текст песни в блатной аранжировке: Санек из Серпухова, приняв дозу наркоты, убивает собственную жену лопатой – она ему надоела и начала толстеть. Братва помогает закопать изрубленный труп в огороде. Санек отправляется в Москву развеяться, и в толпе молодых людей, принадлежащих к субкультуре «эмо» и тусующихся под памятником, встречает понравившуюся ему девушку – тезку героя по имени Саша. Девушка оказывается содержанкой, живущей с нуворишем, и, кажется, не считает свою девичью честь слишком ценной для того, чтобы не разменивать ее время от времени на удовольствия и жизненные блага. Узнав об измене, нувориш бьет ее по лицу, а Саша, не оставаясь в долгу, пытается заколоть его ножом. Расставшись с гламурной жизнью, Саша приезжает жить в сельский домик своего случайного знакомого под Серпухов (где под землей, в огороде, уже лежат останки его прежней избранницы, зарубленной топором). Потом сюжет и вовсе дробится на множество корневых линий, наподобие веника: некоторые обозначены туманно, другие более отчетливо. В последних, впрочем, фильм уже не нуждается: претензия сформулирована, и дальше зритель волен продолжать играть в игру, предложенную авторами, или, наоборот, отказываться от нее.

При всем своем откровенно «дворовом» позиционировании «Кислород» претендует на интертекстуальные глубины. И, судя по отзывам на форумах, на это есть свои причины. Зрителю предлагается не просто «приколоться» над «Кислородом», но увидеть в его сюжете некий «потаенный смысл».

Глум как «путь к успеху»

Как и всякий продукт постмодерна, «Кислород» отличает непомерная претензия. Перед нами очередной «психоделический подвыподверт» – иным словом охарактеризовать это анимированное оливье трудно. И быть бы творению Вырапаева сто пятидесятой репликой киношного хай-тека, если бы режиссер не выбрал беспроигрышный, с его точки зрения, путь к успеху: глумливый стеб над библейскими заповедями.

Впрочем, чтобы посмеяться над заповедями, с ними надо сначала ознакомить потенциального зрителя (который, как правило, «не в теме»). Слишком трудная задача, которая требует наличия интеллекта как у автора, так и у масс. Но режиссер Иван Вырапаев блестяще обошел и первую, и вторую проблему.

Как это ему удалось? Очень просто – при помощи соответствующей формы подачи. Форма рэперской притчи является апофеозом попсовой стилистики. Месиво из криминальной истории а-ля «Бумер», речевых умозаключений в стиле передачи «Дом-2», компьютерных спецэффектов и роликов с ю-туба. Полный пакет завлекательных бонусов для зрителя от 16 до 25.

На профессиональном языке подобный смысловой обман называется «снятием приема». Когда автор вроде бы намекает на одно, а потом заявляет, что имел в виду нечто противоположное, или, что он вообще тут не при чем. Снятием приема грешат в наше постмодерновое время многие мало-мальски творческие граждане. Это превратилось в пошлейший и заезженный до дыр штамп. У некоторых авторов этот обряд заигрываний с собственным эго выливается в самые настоящие корчи.

Не стоит верить анонсам, о том, что «Кислород» – это история о любви серпуховского парня к московской девушке, для которых эта самая любовь стала кислородом. В фильме прямо и неоднократно заявляется (в том числе при помощи послесловия), что у них была просто продолжительный постельный контакт, без лишних эмоциональных пережитков. Собственно постельный контакт и является пунктом навязчивых диалогов с Евангелием. Вокруг него и выстраиваются те самые «философские лабиринты» , которые зритель, не читавший Евангелия, воспринимает как «потаенный смысл».

Мастер-класс для прыщавых хакеров

Надо отдать Вырыпаеву должное, ему удается выдержать гламурную картинку на протяжении всего фильма. Пошел в ход весь арсенал кинематографических приемов, напрямую калькированных из французского кино, из рекламных роликов, музыкальных клипов; есть технические цитаты из «Сайлент Хилл». Само собой разумеется, что камера ведет себя как хочет. Но этим сегодня уже никого не удивишь. Для знающего толк оператора это трюк из разряда «грохнуть гитару об сцену». Современные демиурги кинооптики уже не знают какой ракурс им выдумать, чтобы отличиться. Снимать с крыши, с пола, из унитаза или из под дивана уже не модно. Но увы, большая часть кинокритиков продолжает оценивать операторскую работу стандартами прошлого века: то есть по принципу, – «кто неожиданнее засунет камеру в оригинальное место».

С приходом компьютерной эры так называемая «монополия на гламур» становится массовой. Иными словами: получение качественной стильной картинки перестает быть привилегией творческой богемы и превращается в программный фабричный процесс. То, что вытворял со своим видеорядом г-н Вырыпаев в фильме «Кислород», в считанные годы будет вполне доступно любому прыщавому хакеру. Об этом свидетельствует появление новых флеш-роликов в сети. Некоторые из них уже почти не уступают кислородному видеоряду по техническим данным, хотя и делаются на любительском уровне. И это при колоссальной разнице в бюджетах.

Самое неприятное, что текст «Кислорода» явно притянут за уши. Вырыпаев пошел по пути мальчика-сектанта, который подсаживается к вам на улице с радужными брошюрками, чтобы указать на ошибки в Евангелии. Незамысловатый сюжет, даже не привязывается, а тупо приваривается к каждой заповеди по отдельности.

Текст перенасыщен всевозможными «метафизическими» измышлениями. Вероятно, большая часть фанатов «Кислорода» попросту не сможет их усвоить из-за недостатка интеллекта. Однако, если взять некоторые мысли по отдельности, можно увидеть авторский замысел – сделать объектом «глума» все то, что является носителем наших традиционных ценностей. Прежде всего это то, чему учит Русская Православная Церковь. Это достигается не только непрестанным глумлением надо словами Евангелия, но и соответствующим видеорядом. Так, в храм неоднократно летит лопата – картинка очень запоминающаяся.

Впрочем, лопата летит не только в символы Православия. Не забыт и Ислам. Надо сказать, что о мусульманах текст повествует с особой интонацией, изворачиваясь в разные стороны так, чтобы ударить без мусульманской традиции без перспективы получить судебный иск. Не обошлось без педалирования сказки про башни-близнецы, по полной программе представлен видеоряд преступлений «Аль-Каиды». Исламский мир должен был выглядеть в фильме как фанатичный, жестокий, и закоснелый – и это у авторов вполне получилось.

Что ж, в России уже были прецеденты оскорбления религиозных чувств граждан и нарушения закона, закамуфлированные в одежды «произведений искусства». Казалось, время, когда «художник» Тер-Оганян рубил топором иконы в Манеже, уже давно прошло. Но не тут то было – история продолжается. Перед нами – хорошо сработанный антихристианский флеш-ролик с мощнейшим потенциалом ненависти. В некотором роде это – ответ немногочисленной, но крайне агрессивной части нашего общества на растущую популярность православия в молодежной среде.

Авторы знали, на кого рассчитывать, поэтому диалог о Евангелии строится тактически грамотно. Для юноши или девушки, которая никогда не брала в руки Библию, это развлекательное рассуждение без оценок. Бога никто не ругает, на него просто предлагают взглянуть по-новому. Заповеди никто не отменяет, просто из всей ткани о киноповествования напрашивается вывод, что по ним жить невозможно. Автор как бы говорит нам: если ты хочешь быть свободным человеком, то как ты станешь по ним жить?

Конечно, жить по заповедям сложно – особенно если ты, к примеру, сидишь на «травке» или героине. Хотя Вырыпаев для подстраховки уверяет, что все 25-е кадры у него трижды нашпигованы антинаркотическим контентом (!), положения это не спасает. «Кислород» – это фильм откровенно наркоманский, пронизанный героиновыми иллюзиями, на которых строится весь кич повествования.

В заключение попытаемся оценить «Кислород» по первому закону жанра: священной коровой постмодернизма является текст. Текст – есть главный персонаж фильма, а все остальное довесок. Поток сознания длится 74 минуты. Итогом работы над постмодерновым текстом должна стать некая увлекательная «абракадабра» без четких формулировок и ориентиров.

Так и выходит у создателей «Кислорода», которым, как истинным постмодернистам, в конечном итоге глубоко параллельно, есть Бог или нет, кому принадлежит Иерусалим, можно ли делать аборты? Живите, убивайте, воруйте, прелюбодействуйте – в общем, делайте все, что хотите. Любая картинка это лишь повод для циничной позы, и не более того.

http://win.ru/movies/3044.phtml