Архиепископство Парижское готовится представить план нового интерьера собора Парижской Богоматери

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Архиепископство Парижское готовится представить план нового интерьера собора Парижской Богоматери
Критики опасаются, что интерьер выродился в «нечто вроде тематического парка»

ПАРИЖ. Католическое архиепископство столицы Франции на следующей неделе обещает представить публике план интерьера собора Парижской Богоматери и уже вынуждено отбиваться от критиков, считающих, что в таком виде интерьер напоминает ««нечто вроде тематического парка», сообщает catholicnewsagency.

Официальные лица представят свой проект интерьера в Комиссию по национальному наследию и архитектуре (National Heritage and Architecture Commission) Франции 9 декабря, в ситуации усиливающейся критики в связи с проволочками в работах по восстановлению собора, сильно пострадавшего от пожара в 2019 году, как сообщает агенство Франс Пресс (AFP). Агентство, в частности, указывает, что архиепископство отвергает критику ряда иностранных СМИ, считающих, что знаменитый французский готический собор, возводившийся почти два века (с 1163 по 1345 год), нынешние потомки собираются «превратить в тематический парк» и осквернить спорными образцами современного авангардного искусства.

В частности, британская газета Daily Telegraph в публикации от 26 ноября приводит мнение эксперта, считающего, что новый интерьер «превратит великое историческое здание в политкорректный Диснейленд». «Исповедальни, алтари и классические изваяния будут заменены пестрыми фресками современного искусства, с безвкусными звуковыми и световыми эффектами ради «создания эмоциональных пространств», – уверяет эксперт. – Посетителей, идущих так называемым «путем открытий», будут встречать боковые «тематические часовни», оформленные в африканских и азиатских мотивах. При этом на стенах часовен будут мерцать световые эффекты со стихами Библии на множестве языков, в том числе китайском».

«Это нечто вроде Диснейленда внутри Нотр-Дама, – с ужасом говорит далее в интервью Морис Кюло (Maurice Culot), французский архитектор, лично видевший план интерьера. – Они собираются превратить Нотр-Дам в нечто такое, что никогда и никто не позволил бы сделать с Вестминстерским аббатством или собором Святого Петра в Риме. Это будет нечто вроде тематического парка, очень детского, пошловатого и совершенно неуместного ввиду молитвенной атмосферы этого величественного исторического сооружения».

Отец Жиль Друэн (Gilles Drouin), священник, курирующий реставрацию интерьера, отчасти подтверждает сведения о современных новациях во внутреннем убранстве в своем интервью агентству AFP, однако считает, что они не привносят радикальные изменения в привычный внутренний облик храма. Он поясняет, что цель реставрации заключается в том, чтобы бережно сохранить святость собора как места поклонения, и при этом «приветствовать и просвещать посетителей, не всегда принадлежащих к христианской культуре». Он, в частности, указывает, что боковые часовни будут «украшены портретами 16-18-го века, ведущими диалог с объектами современного искусства». «Собор всегда был открыт для объектов искусства каждого исторического периода вплоть до современности, – напоминает священник. – В частности, он сравнительно недавно пополнился большим золотым крестом работы скульптора Марка Кутюрье (Marc Couturier), который был установлен с благословения [тогдашнего архиепископа Парижского] кардинала Люстигера в 1994 году».

Надзор за работами по восстановлению конструкций и внешними отделочными работами осуществляют соответствующие строительные службы французского правительства, однако священноначалие собора несет ответственность за его внутреннее убранство. В конечном счете этот новый план интерьера должен быть утвержден Министерством культуры Франции. Министр культуры Розелин Башело (Roselyne Bachelot) ранее высказалась в том духе, что внешний облик восстановленного собора должен быть абсолютно «идентичным» прежнему, существовавшему до пожара.

Это не первый случай, когда планы реставрации собора вызывают ожесточенные споры. Критики, к примеру, резко осудили в декабре 2020 года новости о предлагаемой замене старинных витражей работы архитектора Виолле-ле-Дюка в часовнях вокруг нефа на красочные образцы современного искусства. Пресс-секретарь архиепископства, отвечая на критику, эмоционально заявила в те дни изданию «Национальный католический реестр» (National Catholic Register): «Само собой разумеется, что архиепископ никогда не благословит превращение собора в подобие аэропорта или парковки». По ныне действующему плану, собор вновь откроется для богослужений 16 апреля 2024 года, ровно через пять лет после пожара. Позже в том же году в Париже пройдут летние Олимпийские игры.

Сергей Игнатов

https://www.sedmitza.ru/text/10064813.html