Архиепископ Кирилл (Гундяев) в первые годы управления Смоленской и Вяземской епархией: взгляд уполномоченного
Архипастырская деятельность Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла давно уже стала предметом изучения многих церковных историков. Для получения более объемной картины его служения необходимо знакомство с разными материалами. В частности для того, чтобы представить, какими были первые годы служения архиепископа Смоленского и Вяземского Кирилла на Смоленской кафедре, с какими трудностями ему пришлось там столкнуться, существенный интерес представляют информационные отчеты уполномоченного Совета по делам религий при СМ СССР по Смоленской области за 1985, 1986 и 1987 годы. Эти материалы позволяют сделать предположения, на основании каких практических событий своего архипастырского служения Патриарх пришел к выводу о необходимости начать процесс создания новых епархий и митрополий (ведь количество приходов Смоленской епархии, когда он ее возглавил, было меньшим, чем в большинстве создаваемых сегодня в России епархий, и возможности архиерея были существенно меньше); несмотря на субъективность повествователя, наглядно показывают, как сам он начинал свое служение в качестве правящего архиерея, находясь в положении намного более сложном, чем большинство из епископов, назначаемых сегодня во вновь образуемые епархии.
В отчете за 1985 год уполномоченный В.П. Корольков дал новоназначенному управляющему Смоленской епархией следующую характеристику: «Гундяев Владимир Михайлович, 1946 г. рождения, русский, магистр богословия, профессор. Епархию возглавил в январе 1985 года. За этот период проявил себя энергичным, грамотным и активным архиереем. Быстро разобрался в проблемах, стоящих перед епархией. Особую активность проявляет в укреплении кадров духовенства молодыми, образованными, имеющими духовное образование священнослужителями. С этой целью использует свои связи с выпускниками Ленинградской духовной академии и семинарии. Проявляет озабоченность неудовлетворительным техническим состоянием ряда сельских храмов. Пытается глубоко вникнуть в жизнь религиозных объединений русской православной церкви. Выезжает в городские и сельские приходы, где проводит архиерейские службы. Систематически выступает с яркими эмоциональными религиозными проповедями. Под его руководством проведена работа по упорядочению епархиального архива, организации делопроизводства, бухгалтерии и ведению хозяйства. В политической обстановке ориентируется грамотно. Выражает глубокое удовлетворение теми процессами, которые происходят внутри нашего общества. Принимает активное участие во внешней деятельности Московского патриархата»[1]. Далее уполномоченный писал еще об общецерковной, экуменической и преподавательской деятельности новоназначенного архиерея, завершая характеристику тем, что архиепископ «свои отношения с уполномоченным Совета по делам религий и местными органами власти строит правильно, на деловой основе, которые носят конструктивный, доброжелательный и вместе с тем принципиальный характер»[2].
Смоленская епархия, когда в нее был назначен архиепископ Кирилл, переживала не самые лучшие времена. Сокращалось количество храмов (из 38 в 1980 году, в 1985 остались лишь 36)[3]. Невелико было количество духовенства: 1 архиепископ, 36 священников и 4 диакона[4]. Кадровая политика нового архиерея проявилась уже в первый год его служения на Смоленской земле. Как писал уполномоченный, «идет процесс замены и укрепления кадров священнослужителей за счет выпускников духовных учебных заведений. Так, в течение 1985 года в Смоленскую епархию прибыло после окончания Ленинградской духовной академии 2 выпускника, с ученой степенью кандидата богословия и 3 выпускника, закончивших духовные семинарии. Взят курс на омоложение состава служителей культа. Так, 58,5% священнослужителей Смоленской епархии в возрасте до 40 лет. Увеличивается количество служителей культа со средним и высшим духовным образованием. В настоящее время их 41,4%, причем 7,3% имеют ученую степень»[5].
В это время в епархии ощущался кадровый голод: из-за отсутствия священнослужителей в 1985 году не проводились или проводились нерегулярно богослужения в пяти сельских и двух городских приходах[6]. Необходимость решений в кадровой сфере была видна даже из того, что писал о духовенстве уполномоченный всего лишь за год до назначения нового управляющего Смоленской епархией: «большинство священников пассивны, не проявляют особого энтузиазма в выполнении своих обязанностей. Таковы настоятели церквей: Одигитриевской в с. Ректы Дорогобузского района Долгополов П.Г., Вознесенской в с. Кузьмичи Ершичского района Синячкин В.И., Никольской в д. Николо-Яровня Кардымовского района Кулагин В.Н., Спасской в с. Тесово Новодугинского района Биляк И.В. и некоторые другие. Отдельные ведут себя недостойно, пьянствуют. За систематическое пьянство отстранен от должности второй священник Спасо-Окопной церкви в г. Смоленске Печерский С.М., по прежнему недостойно себя ведет священник Никольской церкви с. Липецы Новодугинского района Ховайло С.С., на почве прогулов возникли противоречия между вторым священником Вознесенской церкви в Гагарино Поваляевым и исполнительным органом этой церкви»[7].
Стремление архиепископа Кирилла использовать приближающийся юбилей 1000-летия Крещения Руси для активизации церковной жизни в Смоленской области уполномоченный описывал так: «архиепископ высказал идею о том, что было бы неплохо, если бы патриархия избрала г. Смоленск местом проведения одной из небольших богословских конференций с привлечением иностранных делегаций, с количеством участников до 50 человек. Так как за такими городами как Москва, Ленинград, Киев, где предусмотрено проведение соответствующих мероприятий, наиболее достойными, по его мнению, являются Смоленск, а также Владимир. Во-вторых, церковники стремятся использовать юбилей для решения вопросов, связанных с укреплением материальной базы культовых зданий. Епархиальное управление проявляет заинтересованность в вопросах реставрации, обновления, украшательства церквей»[8].
Интересно цитирование уполномоченным годового отчета по Смоленской епархии (который, согласно существовавшим порядкам, архиерей отправлял кроме Патриархии еще и ему): «Общее состояние епархии следует признать удовлетворительным. Что касается существующих проблем, то их можно сформулировать следующим образом:
неравномерное распределение приходов по территории епархии;
неудовлетворительное техническое состояние ряда сельских храмов;
недостаток священников;
большой процент духовенства без богословского образования (33,3%);
острая нехватка регентов-псаломщиков;
отсутствие достаточного помещения для Епархиального управления;
проблемы управления на приходском уровне.
Если бы в повестку дня подготовки Смоленской епархии к 1000-летию Крещения Руси можно было бы поставить решение упомянутых проблем, то таковую подготовку следовало бы признать оптимальной, реально удовлетворяющей религиозные нужды православных жителей города и области»[9].
Уже в 1986 году архиепископу Кириллу удалось увеличить количество священников до 42 и диаконов до 6[10]. Интересна характеристика, даваемая архиереем смоленскому духовенству, которую процитировал уполномоченный: «Духовенство Смоленской епархии составляют в основном лица в возрасте до 40 лет, имеющие среднее образование. По своему настроению – это люди благочестивые, трезвые, имеющие хорошие семьи, патриоты своего Отечества. Обращает на себя внимание здоровый семейный уклад большинства священнослужителей, их высокая нравственность. Негативным фактором является отсутствие богословского образования у ряда клириков Смоленской епархии»[11]. И уполномоченный далее пишет, что «следует отметить, что характеристика кадров духовенства, даваемая архиепископом, довольно объективна и отражает ситуацию, которая сложилась в Смоленской епархии»[12]. То есть всего за два года новый архиерей сумел преодолеть существовавшие до него негативные тенденции в среде духовенства.
Представляет интерес, как в письме на имя уполномоченного архиепископ Кирилл отреагировал на материалы XXVII съезда КПСС: «удовлетворение вызвал тот факт, что в Программе КПСС атеистическое воспитание рассматривается как результат исключительно идейного воздействия, важнейшей частью которого является повышение трудовой и общественной активности людей, при неукоснительном соблюдении конституционных гарантий свободы совести. При этом отмечается недопустимость оскорбления чувств верующих. <…> Особое удовлетворение вызвал акцент на дальнейшее углубление и расширение демократизма нашего общества. В этой связи подчеркивается связь между демократией и законностью и говорится о необходимости и дальше улучшать качество советских законов. Понятно, что совершенствование отношений между церковью и государством, реализация конституционных прав верующих немыслимы в ином русле»[13].
Уже тогда, несмотря на еще вполне жесткую антицерковную позицию государства, управляющий Смоленской епархией начал развитие внешнецерковной миссии, направленной на все стороны жизни людей, о чем уполномоченный писал так: «На нынешнем этапе идет процесс выхода церкви за рамки отправления религиозных обрядов, наблюдаются попытки церковников влиять на быт и досуг, житейские потребности верующих, что естественно вызывает определенную тревогу, т.к. таковые действия направлены на укрепление позиций религиозных объединений и духовенства»[14].
В 1987 году архиепископу Кириллу удалось открыть еще один храм[15]. О его кадровых решениях уполномоченный писал, что «в его тактике – перестановка священнослужителей по приходам с целью их укрепления. Как правило, все крупные, наиболее доходные приходы на сегодня возглавляют инициативные, молодые, хорошо подготовленные профессионально священнослужители»[16]. Здесь нельзя не отметить того, что достигалось это в условиях, когда многие управляющие епархиями в России без разрешения уполномоченного вообще не могли принять никакого решения. За счет чего архиепископ Кирилл находился на особом положении? За счет своей международной и общецерковной деятельности, но в то же время и за счет своего умения работать с государственными чиновниками, которое отличало его уже тогда. При нем в Смоленск стали часто приезжать зарубежные религиозные деятели, только в 1987 году Смоленскую епархию посетили делегации из Финляндии, Франции, Голландии, Польши, ФРГ[17].
1988 год знаменовал начало нового этапа государственно-церковных отношений в Советском Союзе. Перемены, которые он с собой принес стали возможны, в том числе и благодаря деятельности епархиальных архиереев, в первую очередь архиепископа Смоленского и Вяземского Кирилла, направленной на изменение отношения к Русской Православной Церкви в регионах. Архипастырская деятельность Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в первые годы его служения в качестве архиепископа Смоленского и Вяземского, несмотря на принципиальное изменение исторических условий, во многом может быть примером для тех епископов, которые посвящаются сегодня во вновь образуемые епархии – все силы были им направлены на архиерейское служение, он не боялся нестандартных решений, самое пристальное внимание уделял кадровому вопросу. То, как писал о нем уполномоченный, подтверждает, что уже в 1988 году архиепископ Кирилл имел «доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3,7) – четвертое из обязательных условий к кандидату в Патриархи, согласно принятому на Поместном Соборе 1988 года Уставу об управлении Русской Православной Церкви.
[1] Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф. 985. Оп. 2. Д. 74. Л. 15
[2] ГАСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 74. Л. 16
[3] ГАСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 74. Л. 4
[4] ГАСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 74. Л. 6
[5] ГАСО. Ф. 985. Оп.2. Д. 74. Л. 8-9
[6] ГАСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 74. Л. 9
[7] ГАСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 73. Л. 6
[8] ГАСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 74. Л. 12
[9] ГАСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 74. Л. 13
[10] ГАСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 75. Л. 9
[11] ГАСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 75. Л. 10
[12] Там же.
[13] ГАСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 75. Л. 14
[14] ГАСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 75. Л. 15
[15] ГАСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 76. Л. 3
[16] ГАСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 76. Л. 5
[17] ГАСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 76. Л. 21
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии