Архиепископ Афинский Иероним: Экологический кризис – это богословская проблема

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Архиепископ Афинский Иероним: Экологический кризис – это богословская проблема

Обращение Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима
по случаю Всемирного дня окружающей среды
(5 июня 2016) 

Каждый год в этот день, посвященный окружающей среде и проблемам экологии, представители всех родов деятельности, политики, священнослужители, экологи и прочие издают обращения, организовывают мероприятия, извещают о принятых ранее решениях, которые нацелены на то, чтобы своевременно поддержать эту огромную проблему, требующую безотлагательного решения.

Проблема загрязнения окружающей среды и безнадежных регионов, что, безусловно, становится заметно всё больше; проблема последствий этого для жизни во многих регионах нашей планеты. Масштабы этих проблем постоянно увеличиваются.

Мы все понимаем критическую сторону этой проблемы, многие проявляют инициативу или же усилия для решения указанной проблемы, многие обычные люди стараются помочь. Но, в то же время, результаты неутешительны, потому что, несмотря на всё это, положение ухудшается.

Современный человек больше не боится опасности катастрофы для окружающей среды, которая находится напротив него, рядом с его домом, и детьми. Он считает, что контроль над всем сосредоточен у него в руках. Вот она – нелепость и высокомерие современного человека, который обожествляет себя, находясь вдали от Бога. Очень часто люди, – мы все, – забываем о связи и нашем сходстве с Богом.

Мы забываем, что Бог сотворил нас с любовью, подарил нам жизнь от своей собственной жизни, для того, чтобы мы находили себя в творении.

Мы забываем, что Бог сотворил нас с любовью, подарил нам жизнь от своей собственной жизни, для того, чтобы мы находили себя в творении, которое без людей не имело бы какого-либо предназначения.

Мы были созданы, чтобы быть близко к Триединому Богу и в общении с Ним. Разница лишь в том, что Бог несотворенный, тогда как человек – это творение. Бог безначален, тогда как человек был создан Богом.

Святой Максим Исповедник проводит параллели между человеком и миром, когда пишет, что Бог сотворил весь мир, состоящий из видимого и невидимого, чтобы Самому стать Человеком. Также, он сотворил мир, чтобы стать Человеком, состоящим из души и тела (Мистагогия VII, 1-4).

Другими словами, земной человек заключает в себе, в своем бытии весь мир и, опять-таки, все стихии физического бытия, которые участвуют в его духовной жизни.

Таким образом, человек обладает возможностью наладить связь мира с Богом, предложить его Богу и освятить его. И тот же самый человек имеет власть удалить мир от Бога и уничтожить его.

Богословский подход Церкви к природе и миру подразумевает, что экологический кризис – это богословская проблема, и борьба с ней может увенчаться успехом только на основе принципов богословской экологии, которая может воодушевить на «профилактику» и «лечение» для подавления феномена разрушения окружающей среды.

В то же время, она включает этот самый мир в Божественный план спасения человека и мира.

В Ветхом Завете пророк Иоиль описывает ужасное нашествие саранчи на страну с ужасающими последствиями. Этот случай можно сравнить только с очевидным предстоящим наказанием, которое Бог вскоре наложит на Свой народ. Пророк призывает народ к покаянию, объясняя ему, что Бог просит их обратиться к Нему всеми силами их душ, в посте, плаче и биении себя в грудь (2; 12).

Как следствие, покаяние требует не только сознательного изменения образа жизни человека и возврата к Богу, но и конкретных действий. Покаяние – это не состояние страдания, оно требует определенных усилий. Как следствие, покаяние требует не только сознательного изменения образа жизни человека и возврата к Богу, но и конкретных действий. Покаяние – это не состояние страдания, оно требует определенных усилий. Символическое изменение не является собственно подлинным покаянием, если оно не сопровождается осознанием необходимости радикальных перемен. Поэтому каждый из нас должен осознавать свою ошибку, плакать о ней и скорбеть о тех, кто погиб, коснея во грехе.

Однако тема окружающей среды – это не проблема немногих, но проблема всего народа, всех людей, в каком-бы месте на земле они не находились.

Конечно же, для всего этого необходимо чуткое сердце, как это определено в Предании нашей Церкви и выражается в словах Исаака Сирина: «Милостивое сердце – это сердце, которое горит за все творение, за всех людей, за птиц, за животных, за демонов и за все строения».

В наше время опасность для окружающей среды, что следует из всевозможных видов загрязнений, превысила пределы, а ответственность за изменение нашего поведения в отношении Творения, является абсолютной насущной потребностью. Существует потребность в коллективном лечении, и лечении в первую очередь духовном.  

Предложение Церкви всегда остается тем же. Одна предлагает мир и уважение к Творению, которое состоит из человека и окружающей его среды.

Обе эти пострадавшие в наши дни стороны пострадали от грубой погони за прибылью, либо политической, либо экономической, либо любой другой.

Молитва за это состоит в том, что человек возвращается к православному образу жизни для того, чтобы мы никогда не увидели на небе облако наказания за якобы безболезненное загрязнение природы и нашу жадность.

Источник

Перевод с греческого – редакция СПЖ

http://uoj.org.ua/publikatsii/daydzhest/arkhiepiskop-afinskiy-ieronim-ek...