Археологи опровергли подлинность мощей апостола Иакова из римской базилики Санти-Апостоли

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Археологи опровергли подлинность мощей апостола Иакова из римской базилики Санти-Апостоли
Останки принадлежат человеку, жившему в III-IV веках нашей эры

РИМ. Останки, которые ранее идентифицировали как мощи святого апостола Иакова, и которые хранятся в базилике Санта-Апостоли в Риме, на самом деле принадлежат человеку, жившему в III-IV веках нашей эры, то есть на 200 лет моложе. К такому выводу пришла международная группа археологов, которая провела радиоуглеродный анализ останков, информирует сообщает Heritage Science Journal .

Предполагаемая бедренная кость святого Иакова датирована 214 — 340 годами нашей эры, что показывает, что она не может принадлежать святому Иакову, говорится в отчете об исследовании.

Традиционно считалось, что мощи, которые хранятся в крипте базилики, принадлежат святым апостолам Филиппу и Иакову Младшему, которые жили в I веке нашей эры. Точный возраст останков, приписываемых апостолу Филиппу (фрагменты большеберцовой кости и стопы с мумифицированными мягкими тканями), ученые определить не смогли.

В рамках исследования были отобраны два типа материалов: материалы из костей и мумифицированных мягких тканей и образцы архитектуры. Анализы включали радиоуглеродное и термолюминесцентное датирование, газовую и жидкостную хроматографию с масс-спектрометрическим детектированием, рентгеновскую флуоресценцию, рентгеновскую дифракцию, масс-спектрометрию с индуктивно связанной плазмой и иные варианты спектроскопии, включая инфракрасную.

Результаты показывают, что образцы в древности подвергались обработке. Предполагаемая бедренная кость Святого Иакова была датирована между 214 и 340 годами нашей эры. В реликварии, который находится в конструкции главного алтаря, найдены следы сильно окисленного рапсового масла, которое было датировано радиоуглеродным способом в интервале между 267 и 539 годами нашей эры. Керамический осколок, также найденный в конструкции главного алтаря, был датирован 314 — 746 гг. нашей эры. Две последние даты соответствуют перенесению мощей после возведения церкви Санти-Апостоли во времена Папы Пелагия I в 556 — 561 гг.

Нынешняя церковь Санти Апостоли была построена в третьей четверти 6 века нашей эры. Представление о том, что базилика, построенная папой Юлием (337 – 353 гг.) недалеко от Форума Траяна, может быть определена как прямая предшественница базилики Санти-Апостоли, недавно подверглась сомнению. Однако есть исторические (но не археологические) свидетельства того, что новая церковь, посвященная свв. апостолам Филиппу и Иакову, действительно была построена примерно на том же месте, что и базилика, построенная папой Юлием, и что она приняла на себя роль епископской церкви. Надпись, которая теперь встроена в вестибюль церкви, вводит в заблуждение, поскольку утверждает, что церковь была основана императором Константином в честь Двенадцати апостолов. Но эта надпись гораздо более позднего времени: эпиграфические данные указывают на 14 век, а посвящение всем Двенадцати апостолам является анахронизмом. Подобное не практиковалось до 10 века. Титулярная церковь в Риме под названием «Titulus Apostolorum» появилась в списке папского синода в 499 г. Но обозначения титулов римских церквей в то время часто весьма отличаются от их имен, которые использовались позже. И в случае церкви «Titulus Apostolorum» можно с уверенностью идентифицировать ее как нынешняя Сан-Пьетро ин Винколи.

Соответственно, нет никаких оснований сомневаться в том, что нынешняя церковь, записанная в Liber Pontificalis, была основана Папой Пелагием I (556–561 гг.) и завершена Папой Иоанном III (561–574 гг.), который освятил церковь 1 мая 565 г. Она получила название «Вasilica apostolorum Philippi et Iacobi». Древнее предание, записанное летописцем 15 века Волатеррано, утверждала, что церковь была построена в ознаменование победы византийского полководцаа Нарсеса, который победил остготов и восстановил контроль над всей Италией, включая Рим, в 550–553 годах. Столь поздняя традиция может не вызывать доверия сама по себе, но некоторые исторические факты указывают на возможность того, что Нарсес действительно был связан со строительством церкви. В 554 году Нарсес провел официальное триумфальное шествие в Риме, и в последующие годы он, как известно, участвовал в различных реставрационных работах в городе от имени византийского императора Юстиниана. Не исключено, что он также поддерживал строительство церкви апостолов Филиппа и Иакова, поскольку папа Пелагий, как известно, был в очень дружеских отношениях с византийским военачальником. Нарсес, похоже, жил в Риме в период строительства церкви.

Теория сильного византийского влияния на архитектуру церкви, основанная на участии Нарсеса, предполагающая план в форме греческого креста, была отвергнута рядом ученых. Однако сейчас это в основном доказано археологическими методами. В ходе раскопок 1996 года были обнаружены хорошо сохранившиеся полы VI века, которые продемонстрировали, что план церкви с самого начала имел форму креста с апсидами на концах восточного, северного и южного крыльев — так называемый триконх.

Главная апсида этой римской церкви была украшена мозаикой с надписью с упоминанием Папы Иоанна III и посвящением апостолам Филиппу и Иакову. В Средние века церковь несколько раз ремонтировалась и перестраивалась. В 885–891 годах церковь, которую до тех пор называли церковью апостолов Филиппа и Иакова, была полностью перестроена папой Стефаном VI. Он получил богатые дары и мощи многочисленных святых, найденные в римских катакомбах и могилах. Во второй половине 8 века церковь впервые назвали SS Apostoli, но старое название Philippi et Iacobiе еще использовались в течение столетий после этого.

Посвящение всем Двенадцати апостолам, как уже упоминалось, не было известно до 10 века. Новый главный алтарь храма, разработанный Лоренцо ди Тебальдо, был построен около 1162 года, включая старый реликварий / алтарь . Землетрясение 1348 года повредило церковь. Ремонтные работы были начаты десятилетия спустя, во времена папы Мартина V, в 1417–1431 гг. Самая молодая монета, найденная вместе с мощами святых, датируется примерно 1400 годом, что может указывать на то, что паломники имели доступ к святыне примерно до этого времени. Однако во время перестройки церкви в начале 15 века ковчег с мощами святых апостолов Филиппа и Иакова был изменен.

В 1463 году церковь была передана Францисканскому ордену. Церковь претерпела несколько перестроек в течение 15 века, и к концу Средних веков она выглядела как базилика с тремя нефами, но все еще, как и в 6 веке, с тремя апсидами: одна на востоке и по одной на каждом конце трансепта.

С 16 века уровень пола во всей церкви был значительно поднят, чтобы защитить базилику от многократно повторяющихся разрушительных наводнений. Несмотря на различные ремонты и перестройки, старая церковь была в таком плохом состоянии, что около 1700 года было принято решение построить почти полностью новую церковь по проекту архитектора Франческо Фонтана. Он тщательно зафиксировал старую постройку, прежде чем возвести новую церковь. Первый камень в фундамент нового храма был заложен в 1702 году, церковь была освящена в 1724 году. Алтарь, спроектированный Никола Корона и измененный в 1873 году, обрамляет огромную картину Доменико Муратори, изображающую двойное мученичество апостолов Филиппа и Иакова. Позже было проведено несколько реставраций, особенно в 1869–1879 годах под руководством архитектора Луки Карамини и художника и скульптора Луиджи Фонтана. Они нашли старый каменный реликварий для святых и создали новый склеп, который был искусно спроектирован как имитация катакомб. В 1879 г. предполагаемые мощи апостолов были помещены в деревянный ящик внутри имитации раннехристианского саркофага, размещенного в специальном помещении к востоку от нового склепа. Мрамор из первоначального каменного реликвария в 1873 году был положен в фундамент главного алтаря 18 века, где его до сих пор можно увидеть.

Церковь Санти Апостоли изначально была посвящена апостолам Иакову и Филиппу, которые традиционно считались апостолами Иисуса Христа. Но Иаков, брат Господень (Гал. 1:19), не упоминается ни в одном списке Двенадцати, несмотря на то, что он играл важную роль в Иерусалимской Церкви. В Новом Завете он упоминается одиннадцать раз (1 Кор 15: 7; Гал 1:19; 2: 9; 2:12; Деяния 12:17; 15:13; 21:18; Мк 6: 3; Мф 13:55; Иак 1: 1; Иуды 1). Согласно Посланию апостола Павла к Галатам, он был «столпом Иерусалимской церкви» и как таковой участвовал в соборе апостолов в Иерусалиме (Деяния 15: 1–20; см. Также Гал. 2: 1–10). Его важная роль делает еще более примечательным тот факт, что Иаков не включен ни в один список апостолов. Одно возможное объяснение этого происходит из Посланий апостола Павла. Тот факт, что Павел считает его апостолом (Гал. 1:19) и включил его в группу лиц, видевших воскресшего Господа (1 Кор. 15: 7), может означать, что появление Господа после воскресения ускорило обращение Иакова, как и Павла. Признание апостольства Иакова Павлом безоговорочно подчеркивает его собственное апостольство.

Родственные отношения Иакова с Иисусом широко обсуждались в ранней Церкви из-за вопроса о вечной девственности Марии. То, что Иаков был братом Иисуса, объясняли, согласно святоотеческой греческой православной традиции (называемой воззрением Епифания ), тем, что Иаков и три других брата Иисуса, упомянутые в Новом Завете (Иосия, Иуда и Симон согласно Мк 6: 3; Иосиф, Симон и Иуда согласно Мф 13:55) были сыновьями Иосифа от предыдущего брака. Однако с тех пор, как св. Иероним Стридонский озвучил иную версию, западная католическая традиция утверждает, что Иаков был двоюродным братом Иисуса (так называемая иеронимическая точка зрения). Евсевий сообщает, что Иаков был сброшен с вершины храма Иерусалимского и забит до смерти дубиной. Однако, по словам Гегезиппа, его побили камнями, что, по-видимому, согласуется с данными историка Флавия Иосифа, который утверждал, что первосвященник Анан обвинил Иакова в нарушении закона и позволил побить его камнями примерно в 70 г. нашей эры.

В свою очереь, Филипп неоспоримо был одним из двенадцати апостолов Иисуса и появляется в общей сложности шестнадцать раз в Новом Завете (Мф 10: 3; Мк 3:18; Lc 6:14; Ин 1: 43.44.45.46. 48; 6: 5.7; 12: 21.22 [× 2]; 14: 8.9; Деяния 1:13). Синоптические Евангелия регулярно упоминают его в списках учеников (Мф 10: 3; Мк 3:18; Лк 6:14). Однако в Евангелии от Иоанна Филипп приобретает наибольшее значение. Иисус призывает его быть одним из Двенадцати близ Вифании за рекой Иордан (Иоанна 1: 43–44). Учитывая, что это было место, где крестил Иоанн Предтеча (Иоанна 1:28), некоторые полагают, что он мог быть учеником Иоанна Крестителя. Родом из Вифсаиды, преимущественно греческой области (Иоанна 12:21), он был посредником между Иисусом и греками, пришедшими поклониться на Пасху (Иоанна 12: 20–26). Во время прощальной беседы Филипп попросил Иисуса дать ему видение Отца, на что Иисус ответил, что он уже видел Отца в нем (Иоанна 14: 8–9). Наконец, Книга Деяний причисляет его к ученикам, которые ожидали сошествия Святого Духа в Сионской горнице (Иоанна 1:13). Позднее предание поместило его мученическую кончину в Иераполис (Фригия), но, согласно древнейшим свидетельствам, он не был мучеником.

Папий Иерапольский (ок. 60–130 гг. н. э.) сообщал, что апостол Филипп жил в Иераполе со своими дочерьми, что подтверждает Поликрат. Он заявлял, что апостол Филипп был похоронен в Иераполе вместе с двумя его престарелыми девственными дочерьми.

Наиболее важные реликвии, сохранившиеся в базилике Санти Апостоли, — это фрагменты большеберцовой кости и стопы святого Филиппа (включая мумифицированные мягкие ткани) и бедренную кость святого Иакова. Мощи двух апостолов хранились в четырехугольном каменном ящике (confessio ) размером 1,59 × 1,59 м и высотой 0,46 м, который был обнаружен во время археологических исследований под церковью в 1873 году и который впоследствии был заложен в фундамент главного алтаря XVIII века.

Реликварий первоначально стоял в центре полукруглой апсиды и был помещен на круглую платформу, возвышающуюся примерно на 1,40 м над полом пресвитерия. Крышка реликвария состояла из двух кусков докимиумского мрамора (белого мрамора, добытого в каменоломнях близ фригийского города Докимиум в Малой Азии). Мраморная крышка имела профилированную рамку вокруг четырехугольного углубления, отмеченного большим греческим крестом с низким рельефом. Внизу было небольшое отверстие в более глубокую полость, которая была разделена на две части вертикальной мраморной панелью. Помимо хорошо сохранившихся человеческих костей, он содержал серию предметов из дерева, ткани, железных гвоздей и булавок, десять монет различных периодов времени, самая молодая из которых датируется ок. 1400 г., и две маленькие серебряные капсулы, содержащие ткань и бальзам. Монеты, а также некоторые другие предметы, вероятно, были оставлены паломниками, посетившими могилу, а кости предположительно являются мощами Филиппа и Иакова.

Происхождение мощей святого Филиппа и святого Иакова следует искать в устоявшемся обычае перенесения костей святых в церкви, который наблюдался, начиная с 4 века. Как это было принято в VI веке, реликвии помещались в апсиде в непосредственной близости от алтаря, поскольку близость алтаря к реликвиям усиливала связь между местом, святым и ритуалом. Базилика Санти Апостоли не является исключением из этого традиционного правила.

https://www.sedmitza.ru/text/9968521.html