Археологи обнаружили в Троице-Сергиевой лавре сверхредкое надгробие XV века

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Плита инока Филофея. Фото: archaeolog.ru

Москва, 24 декабря. Ученые обнаружили при проведении спасательных раскопок в Троице-Сергиевой лавре одну из самых древних в России надгробных плит с надписью. Этот памятник, установленный на погребении инока Филофея после его смерти в 1492 году, стал лишь четвертой такой находкой за всю историю науки, сообщает пресс-служба Института археологии РАН.

«Эта плита – одно из древнейших подписных надгробий Руси. Учитывая, что надписи на надгробных плитах появились именно в последней четверти XV века, мы можем говорить, что Троице-Сергиев монастырь был одним из старейших центров формирования культуры подписного надгробия», – пояснила заместитель директора по науке ИА РАН (Москва) Ася Энговатова, чьи слова приводит пресс-служба института.

Энговатова и ученые совершили это открытие в рамках проведения спасательных раскопок, которые возглавляемая ей Подмосковная экспедиция ИА РАН ведет на территории Троице-Сергиевого монастыря с 2004 года. В результате этих работ были обнаружены десятки тысяч находок, которые позволили уточнить детали исторических событий, связанных с Лаврой, и выявить малоизвестные, но не менее важные страницы истории, связанные с традициями обители, особенности его строительства, архитектуры и внутреннего убранства зданий.

Недавно в ходе этих раскопок археологам удалось обнаружить белокаменную надгробную плиту с надписью, в которой упоминается инок Филофей, чье происхождение и имя в миру пока остаются загадкой для историков. Как отмечают ученые, это очень редкая находка, так как изначально надгробные плиты на Руси были безымянными, и только в конце XV века на надгробьях появились надписи, содержащие крестильное имя умершего и дату его смерти.

По словам исследователей, найденная в Лавре плита стала четвертым известным подписным надгробием XV века и третьим – по древности датировки: ранее при раскопках в Лавре были найдены надгробия с эпитафиями инокам Мисаилу Плещееву, который умер между 1467 и 1474 годами, и Вассиану, скончавшемуся в 1480 году. 

Орнамент по краям на поверхности найденной плиты состоит из двух рядов мелких треугольников, обращенных вершинами друг к другу. В верхней части плиты вырезан круг-розетка, а углы отсекают дуги из таких же рядов мелких треугольников. В средней части плиты находится еще одна розетка, от которой отходят две полукруглые боковые линии. Как полагают ученые, это символы, связанные с мотивом креста, неба и тела человека, которые традиционно наносили на надгробные плиты, начиная с домонгольского времени: в середине двумя полудугами обозначена грудная клетка человека, кружок-розетка над ней – голову, посредине, нижняя розетка – живот с узлом пояса или пряжка ремня.

Появление на надгробьях подписей, вероятно, связано с утверждением на Руси новой поминальной практики – вечного поминовения, которое обеспечивал вклад в монастырь. Именно на эти средства монастыри развивались, строили новые здания, приобретали богослужебные одеяния, драгоценную утварь, иконы, расширяли хозяйство. Иногда плита выполняла функцию «сторожа места» на некрополе: так, в 1980–1990-х годах в Троице-Сергиевой лавре было найдено несколько надгробий, на которых было указано, что участок принадлежит определенному человеку. Это означало, что плиты покупали заранее и клали на желаемое место будущего погребения еще при жизни.

«Тексты эпитафий – ценнейшие исторические свидетельства, которые являются не менее информативными, чем содержащиеся в письменных источниках. Надписи на надгробьях были важны, чтобы не забылся человек, чтобы продолжались поминальные богослужения, облегчалась его загробная судьба. Они составляли огромный коллективный синодик, только листы его были не бумажные, а каменные», – подытожил заведующий отделом археологии Московской Руси ИА РАН Леонид Беляев, чьи слова приводит пресс-служба института.

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=110016