Архангел Михаил — вестник и воин. Надежда Нефедова
Образы ангелов появляются уже в раннехристианском искусстве. В катакомбах ангелы изображались в ветхозаветных сюжетах как юноши в белых одеждах — тунике и паллиуме (плаще) - и сандалиях. Туника часто украшалась двумя клавами — нашивными полосами, спускающимися от плеч до нижнего края одежды и указывающими на посланничество ангелов. В Древнем Риме туники с клавами могли носить только граждане благородного происхождения: сенаторы или всадники. Ангелы изображались без крыльев и нимбов: язык христианского искусства еще только создавался, и многие привычные нам символические детали возникали постепенно. Самые ранние изображения такого типа датируются серединой III века, например, архангел Гавриил из композиции Благовещение в катакомбах Присциллы в Риме.
В конце IV — начале V века появляется тип крылатого ангела с нимбом. Иногда в одном и том же произведении присутствуют и бескрылые, и крылатые ангелы, например, в мозаических композициях церкви Санта Мария Маджоре (432-440 годы) или церкви Сан Витале в Равенне (546–547 годы). Крылья становятся некоторым атрибутом, призванным передать одно из их основных ангельских служений — благовествовать волю Божию и, соответственно, мгновенно переноситься в пространстве, спускаясь из горнего мира на землю.
Одно из первых дошедших до наших дней изображений именно архангела Михаила находится в базилике св. Евфразиана в Порече. Это мозаика, выполненная в середине VI века. На главе архангела — диадема; развивающиеся у висков ленты называются тороками (или схухами) и символизируют постоянное слушание ангелами гласа Творца. Архангел изображен держащим в руках голубую сферу с начертанным золотом крестом — зерцало. У этого символа может быть несколько трактовок: небесная сфера, символизирующая мироздание, диск, щит, «печать Царя Небесного». На иконах средневизантийского периода сфера в большинстве случаев изображается светлой, как бы прозрачной, с нанесенной монограммой Христа «IC XC» или изображением Спаса Эммануила.
Мозаика базилики св. Евфразиана. Середина VI в. Пореч, ХорватияИзображения архангелов присутствуют не только в декорации стен, но и на ранних иконах, выполненных красками, вышитых на ткани, вырезанных на слоновой кости. На редкой коптской шитой иконе VI века представлена восседающая на троне Богородица с Младенцем, в окружении архангелов Михаила и Гавриила. Жезлы (мерила) в их руках — символ власти, которую они получают как исполняющие волю Божию.
В руке архангела может находиться лабарум — древко с полотнищем —боевой штандарт императора, символ властных полномочий. Лабарум в руках архангелов указывает на их роль как военачальников небесного воинства. На полотнище обычно написано славословие ""Свят, Свят, Свят" или монограмма Христа. Архангел Михаил может изображаться в так называемых лоратных одеяниях: далматике (узкая длинная одежда с широкими рукавами, вышитым оплечьем и подолом) и лоре (широкая длинная полоса ткани, украшенная жемчугом и драгоценными камнями; часть одеяния византийских императоров), в расшитых золотом и камнями сапогах.
Этот тип изображения, где облаченный в одежды византийских придворных архангел предстает в качестве стражи Царя Небесного, получает особенно широкое распространение в послеиконоборческий период. Такие образы можно видеть в апсиде диаконника собора в Торчелло, апсиде собора в Гелати, в конхе Михайловского придела и в главном куполе Софийского собора в Киеве, на ярославской иконе XIII века из собрания Третьяковской галереи.
В XIII-XIV веках получает распространение образ архангела Михаила в воинских доспехах. Этот тип изображения появляется в иконографии «Явление архангела Михаила Иисусу Навину». Затем архангела как архистратига начинают изображать в латах не только в сцене явления иудейскому полководцу, но в других композициях. На иконе из Архангельского собора Московского Кремля, приписываемой кисти преподобного Андрея Рублева, архангел представлен как грозный воин: в правой руке меч (изображение утрачено), в левой — ножны. Одеяние архангела повторяет доспехи римского полководца: короткая туника, поверх которой одет украшенный рельефом металлический панцирь с наплечниками и набедренниками; алый офицерский плащ завязан узлом на левом плече. В клеймах на полях иконы изображены деяния архангела.
Согласно преданию, одно из чудес архистратиг небесных сил совершил в IV веке в Малой Азии. В Хонех язычники решили уничтожить христианский храм весьма неординарным способом: построили плотину, прорыли канаву и направили по ней в сторону церкви водный поток из двух соседних рек. По истовой молитве инока Архипа явился архангел Михаил и ударом жезла высек в скале глубокую расселину, в которую устремилась вода. Так храм был спасен от неминуемого потопления. В средневизантийский период появляются иконы, призванные прославить как деяние архистратига, так и молитвенный монашеский подвиг преподобного Архипа.
Образ архангела Михаила обязательно входит в состав Деисусного ряда (чина) иконостаса. Прекрасные иконы архангела дошли до наших дней в составе Высоцкого чина, в иконостасах Благовещенского собора Московского Кремля, Владимирского Успенского собора и Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Чудом сохранились три иконы так называемого Звенигородского чина, среди которых — образ архангела Михаила. Исключительно высокое художественное качество и стилистические особенности позволяют отнести эти иконы к произведениям Андрея Рублева.
Архангел Михаил изображается в сюжетах, темой которых является поклонение Кресту и Этимасии (Уготованному Престолу). В композиции, помещенной на обороте новгородской двусторонней иконы «Спас Нерукотворный», архангелы Михаил и Гавриил склоняются перед Крестом, поднимая в покровенных руках орудия Страстей: копье и трость с губкой. Сложный церемониал византийского двора требовал, чтобы все предметы передавались императору только покрытыми руками. Эта деталь протокола была заимствована иконописцами для выражения благоговения перед святыней или таинством.
Интересна возникшая достаточно поздно иконография «Архистратиг Михаил — воевода». Сложная символика этого образа связана с эсхатологической тематикой. Пламенный архангел трубит, возвещая конец времен. Одной рукой он победно воздел Евангелие, другой держит восьмиконечный крест и копье, которым повергает сатану в геенну. Под копытами крылатого коня иногда изображены рушащиеся земные царства. Между руками архангела переброшена радуга. В верхнем углу иконы в небесном сегменте изображается Спас Эммануил перед горним престолом.
Образ архангела Михаила присутствует в сюжетах, где силы небесные сослужат Христу. Так, в изводе «Служба святого Василия Великого» святителю предстоят архангелы в диаконских облачениях и с покровенными руками.
Архистратиг изображается на иконах «Собор архангелов», «Собор архангела Михаила», а также в композициях, составной частью которых являются ангельские силы, например, Собор Богоматери, «О Тебе радуется», Страшный Суд, «Предста Царица одесную Тебе».
Источник: Татьянин день
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии