Апостолы в одночасье стали мужами веры

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Дорогие, братья и сестры!

По своей важности праздник этот является вторым по значению в иудейской традиции после Пасхи. Он называется Шавуот (праздник Недель). В нашем христианском празднике Пятидесятницы, в его новозаветном освещении, мы найдем ряд прообразов, связанных с Ветхим Заветом, и, в частности, именно с праздником Шавуот.

Моисей на Синае принимает Закон (Десятисловие), тогда как апостолы принимают Духа Святого по обетованию Спасителя для проповеди «всем народам и племенам». Этот Дух наделяет их знаниями других языков без всякой системной подготовки и изучения их, что является безусловным чудом! Происходит все это сразу после Пасхи на пятидесятый день (на десятый - после Его Вознесения).

Евреи в этот день преподносили начатки плодов урожая (день Жатвы), а в Новом Завете преподнесены были начатки от «плодов разумных», духовных, нетленных и вечных, дабы возвещать Слово в Духе Святом: «… не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святой» (Мк. 13:11).

Разница между Синаем и иерусалимской горницей определилась в различии между законами Ветхого Завета и Нового. Как разница между законом и благодатью. Там заповеди начертаны Перстом на скрижалях каменных - здесь заповеди блаженства написуются в сердцах Духом Божьим.

Когда мы знакомимся со Свящ. Писанием, то видим, как до события Сошествия Духа Святого на учеников во всем наблюдается их непостоянство, колебание и неуверенность. Один усомнился, двигаясь к лодке по воде и стал тонуть, позже даже отрекался из «страха иудейска» от Учителя; другой не верит Воскресению, «влагая персты в раны Его»; о третьем, Искариоте, и говорить не приходится; а у Голгофы вообще стоит единственный верный ученик и несколько женщин, поскольку остальные разбежались… Во всем у них шатание, страх, неуверенность.

Но вот великое событие произошло – в сионской горнице сошел на них Дух Святой – и они в одночасье стали мужами веры! Отныне эти двенадцать полуграмотных рыбаков будут стоять против целых народов, «держа лицо свое как кремень», проповедуя Истину вплоть до мученическй смерти. Об этом событии повествует нам книга Деяний апостолов, вторая глава. Теперь они стали «письмом Божиим», стали иметь «ум Христов», ибо на них тогда же исполнилось пророчество Иеремии: «Вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их… И дам им сердце, чтобы знать Меня… и они будут Моим народом, а Я буду их Богом; ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим» (Иер. 24:7).

 Дорогие, братья и сестры!

Сошествие Духа Святого на учеников произошло на первый день недели, в воскресение, что подтверждает для нас ценность и значимость воскресного дня. В этом празднике как бы соединились все ипостаси Бога-Троицы. Мы знаем, что Божество есть Единая сущность в Трех Ипостасях – Отец, Сын и Святой Дух. Отец рождает Сына, Дух исходит от Отца, но «Сии три суть едино» (1Ин. 5:7).

Образ Отца есть Сын, и образ Сына есть Дух Святой. Этот Дух обладает такими признаками божества, как вездесущность (Пс. 139:7,12), всеведение (1Кор. 2:10,11), Он искупает грехи (Ин. 3:5,6, Рим. 8:9), Он связан с другими членами Св. Троицы одним «именем» Бога (Мф. 28:18,20). Дух Святой имеет собственную личность; Он един с Богом в сущности, но различен в ипостаси. Он и поступает как личность: учит (1Ин. 2:27), обличает грехи (Ин. 14:26), огорчается нашей неправдой (Евр. 4:30), имеет все признаки индивидуальности: разум, волю и чувства (1Кор. 2:10,11; 1Кор. 12:11; Еф. 4:30).

Именно в этот праздник открылась истина, что Бог Един по существу, но троичен в Лицах. Сила и могущество Духа проявились и отражены на страницах Писания в таких словах:

(1) «Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35);

(2) Во время крещения Иисуса Христа Иоанн увидел небо отверстым и Духа Божия в виде голубя, где «Глас был с неба: Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мр. 1:11);

(3) На Тайной Вечере Господь обещает Своим ученикам: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему, что Я говорил вам» (Ин. 14:26).

(4) «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин. 14:16).

Тайна Святой Троицы неизреченна. Человек верующий пытался на земных примерах выразить эту тайну, но это всегда было лишь жалким подобием неисчерпаемой ее глубины. Следует помнить, что Божество превыше любого слова и любого познания, воображения и ассоциативного представления, и в то же время Божество это все объемлет, связует, соединяет и предопределяет. Основываясь на Священном Писании, на опыте Церкви, мы употребляем много слов, чтобы выразить наш опыт познания о Боге. Но мы должны твердо знать, что в конечном итоге наш опыт о Боге за пределом всякого выражения. Живоначальная Троица – это величайшая тайна, которую, тем не менее, каждый верующий обязан постигать. В этом постижении ему помогает святая Христова Церковь.

Мы с вами, дорогие братья и сестры, являемся образом Пресвятой Троицы, имея в себе РАЗУМ, МЫСЛИ и ИХ СЛОВЕСНОЕ выражение, как образ и подобие Самого Творца-Троицы. Наше бренное тело – это «храм живущего в нас Духа Святого» (1Кор. 6:19), о чем говорит апостол. Будем же достойно носить в своих телесных сосудах эту сокровенную жемчужину, дарованную нам от Бога, чтобы донести ее до обители обетованной нам Вечности. Аминь.

Виктор Михайлович Чернышев, профессор богословия Киевской Духовной академии и семинарии (КДАиС), руководитель информационно-просветительского Центра «Надежда»

https://ruskline.ru/news_rl/2020/06/08/apostoly_v_odnochase_stali_muzham...