Апостол Павел и пастыри. Иерей Василий Куценко
Мы переходим к рассмотрению посланий апостола Павла, обращенных к конкретным личностям. Это два послания к Тимофею и послание к Титу. Эти тексты раскрывают отношения апостола Павла с ближайшими учениками и являются первыми наставлениями священнослужителям.
Послания к Тимофею и Титу часто объединяют названием «пастырские», потому что оба их адресата были пастырями стада Христова — епископами. Тимофей возглавлял христианскую Церковь Эфеса (думаю, читатели помнят послание апостола Павла к Эфесянам), Тит епископствовал на Крите. Сам апостол Павел поручил своим ученикам руководство общинами верующих.
Почему апостол обращается лично к Тимофею и Титу? Означает ли это, что послания не предназначались для всей общины? Скорее всего, Павловы послания стали ответом на письма учеников, желавших услышать мнение апостола по ряду вопросов. И нет оснований полагать, что они не были затем прочитаны в собрании верующих.
Кто такой Тимофей?
Святой Тимофей долгое время был спутником и ближайшим помощником апостола Павла и даже помогал ему в написании некоторых посланий. Важно, что сам апостол обратил Тимофея в христианство, поэтому он называет Тимофея истинным сыном в вере (ср.: 1 Тим. 1, 2). Как мы знаем, у апостола Павла не было родных детей. И обращение как к сыну многое говорит о духовной близости апостола и его ученика (нужно сказать, что и Тита, о котором мы будем говорить позже, апостол называет так же).
Святой Тимофей был уроженцем города Листра, в котором проповедовали Павел и Варнава (см.: Деян. 14, 5–20). В этом городе апостолы исцелили парализованного человека, и местные язычники, видя чудо, решили, что явились боги Зевс и Гермес, и даже привели жертвенных животных, но Павлу с Варнавой удалось переубедить восторженных жителей. Через несколько дней в Листру явились иудеи, возбудившие тех же самых жителей против апостолов так, что Павла даже побили камнями до потери сознания (см.: Деян. 14, 19). В этих обстоятельствах и произошло знакомство апостола с одним из любимых своих учеников.
Отец Тимофея был язычником, мать — иудейкой. При этом он не был обрезан согласно закону Моисея (см.: Деян. 16, 3) — можно предположить, что решающее влияние на семью имел отец-язычник. Тимофей знал Ветхий Завет и верил в Единого Бога, но не мог стать полноправным членом иудейской общины из-за отца.
Это очень важный факт — происхождение в среде иудеев играло огромную роль. В послании к Тимофею, находившемуся в Эфесе, апостол просит его увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными (1 Тим. 1, 3–4). Среди эфесских христиан из иудеев, видимо, были те, кто гордился своим происхождением и требовал от членов общины особого уважения к себе. Здесь возникает вопрос: какое вообще значение имело в христианской Церкви то, из какого рода происходит человек и кто его предки?
Важна ли родословная?
Нельзя не вспомнить первую главу Евангелия от Матфея, где приводится родословная Господа Иисуса Христа от Авраама и Давида (см.: Мф. 1, 1–17). Значит, все-таки это было важным, раз евангелист так подробно рассказывает о предках Христа по плоти? И да, и нет. Евангелист Матфей приводит родословную Господа, чтобы убедить христиан из иудеев: не нужно сомневаться в том, что Иисус Христос — истинный потомок праотца Авраама и царя Давида, а значит, и ветхозаветные пророчества о Мессии Спасителе исполнились именно на Нем.
При этом евангелист указывает, что среди предков Мессии были и женщины-язычницы — хананеянка Фамарь, моавитянка Руфь и даже иерихонская блудница Раав (или Рахав) (см.: Мф. 1, 3, 5). По объяснениям святых отцов Церкви, включение язычниц в родословную Господа показывает, что не только прямые потомки Авраама, но и язычники участвуют в ожидании пришествия Мессии, а значит, Спаситель приходит и для них.
При этом нигде более евангелист не говорит о родословной. Напротив, устами святого Иоанна Предтечи он обличает иудеев, гордившихся происхождением от Авраама, и говорит, что Бог способен из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Мф. 3, 9).
Что же касается апостола Павла, он упоминает о своем происхождении из рода праотца Вениамина и фарисейской семьи, но тут же отрицает важность этого для христианина: Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою (Флп. 3, 7). Для Господа не важно, где и кем родился человек, главное — сердце и душа, личная вера и готовность следовать за Господом.
Поэтому и апостол Павел поставляет епископом необрезанного Тимофея, искренность веры которого была проверена в сложных обстоятельствах. И когда апостол будет давать своему ученику наставления о том, кого следует избирать на священническое служение, он ни слова не скажет о родословной — требования к кандидатам в священники и диаконы будут совсем другими.
Епископское служение
Обращаясь к Тимофею, апостол Павел обозначает одну из главных целей его служения — увещевать верующих в Эфесе, призывать их к единомыслию и миру: Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры (1 Тим. 1, 5). Это значит, что и сам увещевающий должен обладать именно такими качествами. Между тем есть христиане, которые совершенно неразумно стремятся стать законоучителями (1 Тим. 1, 7), не понимая ответственности этого служения.
Апостол осуждает стремление к власти тех членов общины, кто желает власти ради «статуса». И приводит в пример собственную жизнь: говорит, что Господь Иисус Христос призвал его на служение и открыл в нем обильную благодать (см.: 1 Тим. 1, 12–14), но сам апостол, вместо того чтобы пользоваться своим авторитетом, почитает себя первым из грешников (см.: 1 Тим. 1, 15).
Эти слова адресованы тем членам Эфесской Церкви, кто, видимо, считал себя лучше и достойнее Тимофея, а возможно, и самого Павла. Среди христиан Эфеса были люди старше Тимофея по возрасту (возможно, они были почитаемыми иудеями до обращения в христианство), были люди, находившиеся выше по социальному положению, что могло вызвать вопрос самого Тимофея к апостолу Павлу: как относиться к ним? Автор послания утешает: Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12). Тимофей не мог быть юношей в буквальном смысле слова — скорее всего, подразумевается юность в сравнении с возрастом других членов общины.
И затем апостол добавляет: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (1 Тим. 4, 14). Тем самым он подчеркивает: служение священника — дар Божий, и каждый избранный на служение Церкви призван хранить и умножать в себе этот духовный дар.
Апостол Павел считал, что по обычной человеческой логике ему самому — в прошлом хулителю, гонителю и обидчику христиан (см.: 1 Тим. 1, 13) — Бог вообще не должен был давать никаких благодатных даров, как и призывать на апостольское служение. Но произошло обратное: именно гонитель Павел стал одним из самых ревностных служителей Слова Божия в истории Церкви. Этим логика Бога, если можно так выразиться, отличается от логики людей. Господь видит в каждом то, что сокрыто от обычных глаз. Поэтому Господь избирает апостолом его — Павла, а Павел, в свою очередь, избирает епископом Тимофея, потому что уверен в нем, как в сыне, несмотря на то что отцом Тимофея был язычник.
В следующей статье мы поговорим о том, какие советы апостол Павел дает святому Тимофею по совершению богослужения и избранию кандидатов в священство среди эфесских христиан. Эти советы помогут нам еще лучше понять, как были устроены первые христианские общины и чем их жизнь отличалась от жизни нашей — жизни современных христиан.
Газета «Православная вера», № 06 (698), март 2022 г.
https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/apostol-pavel-i-pastyri
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии