АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ ИОАНН БОГОСЛОВ. Прот. Игорь Аксенов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
 

Сегодня, 21 мая, Русская Православная Церковь торжественно воспоминает и прославляет светлое имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Всякий раз, дорогие братья и сестры, когда Православная Церковь обращает наши умы и сердца к воспоминанию святых Апостолов, сердца наши должны исполняться благоговения перед их богославными именами.

Многие современники Первого Пришествия Христова ходили за Господом и внимали Его словам, потому что Господь подавал исцеления страждущим, изгонял бесов, творил многие чудеса, но, при этом, отнюдь немногие, из влекомых любопытством или личной бедой к Спасителю, имели любовь к Нему.

Господь - сердцеведец, Сам избрал Двенадцать Апостолов, как их еще называют Двенадцать высших Апостолов, и прямо им сказал: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир" (Иоан. 15:16,19).

И они, призванные, оставив все, - свои занятия, дома, родственников, - последовали за Господом и разделили Его страдания, Его скорби, "пребыли с Господом в напастях Его", - как сказал о них Сам Спаситель (Лук. 22:28).

И Господь, на Тайной Вечери, на Своей прощальной Вечери любви, называет их Своими друзьями и говорит им: "Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего" (Иоан. 15:14-15).

Вы только подумайте, какое поистине великое достоинство даровано Апостолам - именоваться друзьями Божиими, друзьями Творца мира и времени, духов и человека, и Вседержителя всего сотворенного. До Пришествия Христова только один Авраам удостоился такого именования, как о том пишет Апостол Иаков: "Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим" (Иак. 2:23).

Более того, Господь в Своей последней молитве на Тайной Вечери молит Отца Небесного не о всем мире, а, прежде, о Своих Учениках, Апостолах: "Я о них молю, - говорит Спаситель, - не о всем мире молю, но о тех,.. которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне..." (Иоан. 17:9,6). И далее Господь прямо говорит Отцу Небесному: "И за них Я посвящаю Себя" (Иоан. 17:19). То есть, этими словами Господь говорит, что Он посвящает Себя за Апостолов, за тех, кого Он возлюбил, и, возлюбив их, Себя предает в жертву любви за них.

И только потом, Господь, в Своей Первосвященнической молитве на Тайной Вечери, молится уже о всей Церкви, говоря: "Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их" (Иоан. 17:20), то есть, о тех, которые не только услышали через Апостолов имя обетованного Мессии, Христа Божия, но о тех, которые саму Веру свою утвердили на словах учеников Христовых, самовидцев Господа, - как называет Апостолов священномученик Ириней Лионский, - которые долгие годы пребывали в странствии со Спасителем мира, не только словом Его наставляемые в истине, но и всей Его жизнью, которая вся была благовестием славы Нового Адама, утверждались в познании Бога и спасения Его.

Господь молит Отца Небесного о тех, которые веруют в Него по тому слову, которое оставили о Нем Его Апостолы, Его друзья, потому как в Вере христианской главным является любовь к Богу, и кто может лучше и вернее привести к ней других, как не те, которые сами возлюбили Бога всем своим сердцем и всем своим существом.

Вот где находится источник Православной веры! Вот где камень, на котором стоит все здание Церкви! Как и Господь сказал Петру, а в его лице и другим Апостолам: "Ты - камень, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Матф. 16:18).

Видите, дорогие друзья, на чем стоит Церковь Христова - на камне Апостольского слова о том спасении, которое открылось для людей через Господа Иисуса Христа. И Иерусалим Небесный, - великий град святых Божиих, - сходящий с Неба от Бога, как его видел тайнозритель Апостол Иоанн Богослов, ограждением своим имеет стену, которая "имеет двенадцать оснований, и на них имена Двенадцати Апостолов Агнца" (Апок. 21:14). Из чего можно заключить, что все, что находится вне Апостольского камня Веры, пребывает за стеной Града святых Божиих.

Когда Апостолы спросили Господа, что же будет им за то, что они оставили все и последовали за Ним, то Спаситель ответил им: "Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии (т.е. в жизни будущего века), когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых" (Матф. 19:28). Вот, дорогие братья и сестры, какое достоинство Апостолов, - друзей Божиих, - в Церкви Его.

Мы называем их Апостолами. Апостолы - это чин Церкви, который ближе всего к Богу, и Апостол Павел, перечисляя в Послании к Коринфянам дары Духа Святого, первым даром называет служение апостольское (1Кор. 12:28). Но для Господа - они не просто церковный чин, Господь их любит лично, каждого. И каждому из них Господь от любви Своей, сверх дара их апостольства, добавил еще и что-то личное, что и показывает их не слугами Божиими, а друзьями Его.

Так, Апостолу Иоанну дано именоваться любимым учеником Спасителя.

Апостол Иоанн, младший брат Апостола Иакова, был сыном галилейского рыболова Зеведея и Саломии. Его отец Зеведей обладал значительным состоянием, имел работников и был не малозначительным членом иудейского общества, имея доступ к первосвященнику. Саломия, - его мать, - впоследствии сопровождала Спасителя, и в числе других жен-мироносиц, служивших Господу, упоминается в Священном Писании.

Вообще, их семейство было родственным к семейству, в котором воспитывался Господь. Ибо названный отец воплотившегося Сына Божия, - Иосиф, - который, будучи уже престарелым и овдовевшим, был обручен посвященной от самого рождения Богу еще ее родителями Иоакимом и Анной и выросшей в Иерусалимском храме Деве Марии. Которая, достигнув совершенного возраста, должна была оставить Иерусалимский храм и вернуться к родителям. Но, так как Ее престарелые родители к тому времени уже умерли, то служители храма хотели выдать Ее замуж. Но, когда узнали о том, что Дева Мария дала Богу обет вечного девства, то, тогда, стали искать благочестивого старца, которому можно было бы обручить посвятившую Себя Богу Деву с тем, чтобы он мог дать Ей приют и содержание и быть хранителем Ее девства. Таким старцем, по прямому указанию на него через знамение Божие, стал Иосиф, которому Христианская Церковь усвоила именование Обручника Девы Марии.

Так вот, у Иосифа Обручника от его умершей жены было семь детей: четыре сына и три дочери. Одной из его дочерей была Саломия - мать Апостолов Иоанна Богослова и Иакова. Таким образом, получается, что Апостол Иоанн Богослов был названным племянником Господа Иисуса Христа.

Кстати, другая дочь Иосифа Обручника от умершей жены, - Мария, - также была в числе жен-мироносиц, впоследствии сопровождавших Господа, а затем и предстоявших у Креста с Распятым Спасителем, и разделивших скорбь Его Пречистой Матери при погребении Господа Иисуса. Но, затем, и ставшей свидетельницей, вместе с другими мироносицами, принесшими рано по утру к гробу Спасителя ароматы, явления Ангелов, возвестивших Христово Воскресение.

Но у Господа нет лицеприятия (Рим. 2:11), и Апостол Иоанн удостоился сего драгоценного именования любимого ученика Христова не за то, что был Его названным племянником и по всей вероятности знал Спасителя с раннего детства, а за красоту его целомудренной души, всецело устремленной любовью к Богу к исканию "Царства Божия и правды его" (Матф. 6:33), за ту чистоту сердца, которую Господь Сам ублажил, сказав: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Матф. 5:8).

И Апостол Иоанн за чистоту сердца, за его ревностную любовь и благоговение к Спасителю, по любви Господа Иисуса к нему удостоился особенной близости к воплотившемуся Сыну Божию, находясь при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Так, он вместе с Апостолами Петром и Иаковом удостоился присутствовать при воскрешении Господом умершей дочери начальника синагоги Иаира (Лук. 8:41), видеть Преображение Сына Божия на горе Фавор и слышать там глас Отца Небесного из облака, осенившего их: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте" (Матф. 17:5). А также, после торжественного Входа Господнего в Иерусалим, быть в числе вопрошающих и слышащих ответ Христов о знамениях Его Второго Пришествия и кончины мира.

Апостол Иоанн, вместе с Петром и Иаковом, сопровождал Спасителя в Гефсиманском саду до места, где Господь молился до кровавого пота о предстоящей Ему Чаше страданий (Марк. 14:33). А затем, после взятия Сына Божия, следовал за Спасителем, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на беззаконный суд первосвященников Анны и Каиафы, и всего иудейского синедриона. Апостол Иоанн не побоялся, вслед за связанным Спасителем, войти во двор первосвященника (Иоан. 18:15), и стал свидетелем иудейской злобы и беззакония при допросах Господа Иисуса Христа, а затем, он, единственный из числа Апостолов, неотступно следовал за Спасителем по Его Крестному Пути до самой Голгофы.

Апостола Иоанна Церковь называет Апостолом любви, потому что он более всех других Учеников Христовых воспламенился от любви Божией, Господней, и, подобно огнеобразным Серафимам, которые ближе всего предстоят престолу Господа Вседержителя, пламенея к Творцу любовью, не знающей покоя ни днем, ни ночью; подобно им и Апостол Иоанн на Тайной Вечери, на последней прощальной Вечери любви Спасителя со Своими учениками и друзьями, как их назвал Господь на этой Вечери, удостоился ближайшего возлежания у груди Сына Божия, у Самого сердца Спасителя. И который, когда Господь, возмутившись духом, засвидетельствовал, что один из них предаст Его, припав к груди Спасителя, спросил: "Кто это?" (Иоан. 13:25), и получил ответ.

Но, не только на Тайной Вечери Апостол Иоанн был столь близок к Своему Божественному Учителю и Спасителю. Он, единственный из всех Апостолов, разбежавшихся, объятых страхом при взятии иудеями Господа Иисуса Христа, стоял вместе с Пречистой Матерью Его у Самого Креста с Распятым Спасителем, среди всего ужаса и отчаяния происходившего.

И Господь, Распятый, в ужасных телесных и душевных муках, перед самой Своей смертью одаривает Своего любимого ученика еще одной милостью и всыновляет Его своей Пречистой Матери:

"Жено! се, сын Твой", - говорит Он Ей. "Потом говорит ученику: Се, Матерь твоя!" (Иоан. 19:26-27). И с этого времени Апостол Иоанн взял Пресвятую Богородицу к себе в дом, и, как любящий сын, заботился о Ней, и служил Ей до самого Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. И только после Ее блаженного Успения Апостол Иоанн стал проповедовать вне Иудеи.

По выпавшему ему жребию, Апостол Иоанн направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. И здесь замечается та особенность любимого ученика Христова, что он оказался верен своему жребию, и, избрав себе одну определенную область, всю энергию своего ревностного о славе Божией духа направил на то, чтобы искоренить здесь язычество и утвердить Спасительную Веру в Господа Иисуса Христа.

Предметом его особенных забот были семь Малоазийских Церквей, расположенных вблизи Средиземноморского побережья - в Ефесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии. Тогда вся Малая Азия входила в состав Римской империи, и эти города были заселены по преимуществу еллинами, то есть греками. На сегодняшний день - это территория Турции.

Господь продлил годы земного странствия Своего любимого Ученика, и Апостол Иоанн прожил в этом мире гораздо дольше других Апостолов Христовых. Голос других Самовидцев воплотившегося Бога-Слова уже давно умолк в шуме гонений на юную Церковь Христову: Апостол Петр уже увенчал свое свидетельство о Распятом и Воскресшем Спасителе собственной мученической кончиной на кресте; Апостол язычников, - Павел, - уже был за свою проповедь усечен мечем в Риме; другие Апостолы и Самовидцы Господа также уже увенчались мученическими венцами и оставили этот мир до наступления Дня Господня. Уже и сам Иерусалим, откуда Апостолы вышли на всемирную проповедь Благой Вести Христовой, был, по слову Господнему, окружен войсками под знаменами римского орла, и, после длительной осады, разрушен до основания войсками Тита, как и предрек это Господь Своим ученикам на Елеонской горе перед Своими Страстями. Остался только один, последний Самовидец Воплотившегося Господа - Его любимый наперсный ученик - Иоанн Богослов.

Во время гонения на христиан при императоре Домициане (81-96 гг.) Апостола Иоанна, как последнего оставшегося в живых ученика Христова отвели в узах на суд в Рим. За свое исповедание Веры в Распятого и Воскресшего Господа Иисуса Христа, Апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника.

Последнего из живущих в мире учеников Христовых сначала принудили выпить чашу со смертельным ядом, но Апостол, исполненный Духа Божия, не потерпел вреда от яда. Тогда, по приказанию мучителя, его ввергли в котел с кипящим маслом, но и там Господь сохранил Своего Апостола от преждевременной смерти, и он вышел из котла невредимым.

После этого Апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, лежавший в Эгейском море. Во время следования к месту ссылки, Господь, через Апостола Иоанна, явил многие силы и чудеса для обращения язычников к спасению. На острове Патмос апостольская проповедь привлекла к нему многих жителей острова, которых Апостол Иоанн своими трудами привел к Вере в Христа Спасителя и Победителя державы ада и вечной смерти.

Волхвы, то есть чародеи, жившие на острове, различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого Апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что погубит Апостола Иоанна. Сей чародей Кинопс, или, как их ныне называют, - экстрасенс и маг, - обольщал простодушных островитян тем, что летал по воздуху, носимый невидимыми бесами, которые служили ему. Но великий Иоанн, - сын Громов, - как именовал его вместе с его братом Апостолом Иаковом Сам Господь, силой действовавшей через него благодати Божией разрушил всю силу бесовскую, на которую надеялся Кинопс, и гордый волхв, носимый, для прельщения островитян, падшими духами по воздуху, бесславно погиб, брошенный ими тотчас после того, как Апостол Иоанн запретил им именем Господним прельщать простодушных островитян своими действиями.

На острове Патмос Апостол Иоанн, за свою ревность о славе Божией и за свои молитвы и глубокие воздыхания о Церкви Христовой, удостоился быть тайнозрителем Откровения Господа Иисуса Христа, - Апокалипсиса, - высочайшего пророчества Самого Господа о будущих судьбах Церкви и мира. Эта книга Откровения Божия о грядущих временах, вплоть до скончания самого времени, завершает все Священное Писание, и для тех, кто соблюдает в своей жизни Слово Божие, Апокалипсис является, поистине, источником Божественного Света, который рассеивает тьму лжи и прельщения века сего.

После смерти императора Домициана Апостол Иоанн получил свободу и вернулся в город своих апостольских трудов - Ефес.

Епископы и пресвитеры Ефесской церкви показали возвратившемуся из ссылки Апостолу три Евангелия, написанные Апостолами Матфеем, Марком и Лукой. По словам Климента Александрийского, Апостол Иоанн, исполняя желание своих учеников, находивших, что в первых трех Евангелиях изображена преимущественно внешняя, человеческая сторона событий, связанных с Первым Пришествием Христовым, написал Евангелие, которым дополнил первые три, показав внутреннюю, духовную суть этих событий, последовательно раскрывая тайну спасения рода человеческого от власти диавола и вечной смерти.

В своем Евангелии Апостол Иоанн привел беседы Спасителя, сказанные Им в Иудее и обращенные к ученым книжникам, т.е. иудейским богословам. Эти беседы были достаточно трудными для понимания первыми христианами, большинство которых были из людей простых и незнакомых с богословием и философией, и, вероятно, по этой причине эти слова Господни не были приведены первыми тремя Евангелистами.

Приступая к написанию Евангелия, Апостол Иоанн назначил пост для всей Ефесской церкви и удалился со своим учеником Прохором на гору, где и было написано Евангелие, носящее его имя.

Евангелие от Иоанна с первых веков христианства называли духовным, так как в нем, преимущественно, по сравнению с первыми тремя синоптическими Евангелиями, содержатся беседы Господа о глубочайших истинах нашей Веры и спасения. В нем, главным образом, повествуется о воплощении Бога-Слова, о Божественном достоинстве Сына Божия, о тайне Святой Троицы, о спасении рода человеческого, о духовном возрождении, о благодати Святого Духа, и о Тайне Тела и Крови Господней, через причастие которым мы становимся причастниками Божественных энергий и будущей вечной жизни через воскресение из мертвых.

Апостол Иоанн с первых слов своего Евангелия возносит мысль верующего на высоту Божественного происхождения Сына Божия, Господа Иисуса Христа от Бога Отца:

"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Иоан. 1:1-3).

Эти первые, изумительно красивые и духовно возвышенные строки из Евангелия от Иоанна Православная Церковь всегда, во всех народах и странах своего пребывания, с особенной торжественностью на различных языках, читает на Божественной Литургии в Светозарную ночь Воскресения Христова.

Цель написания своего Евангелия Апостол Иоанн выражает так: "Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его" (Иоан. 20:31).

Написание такого, духовного Евангелия было важным еще и потому, что к концу первого века в христианском мире распространилось несколько активных гностических сект, которые отрицали Божественное достоинство Господа Иисуса, и тем разрушали все спасение, дарованное нам через Воплощение Бога-Слова, Его Крест и Воскресение по природе человеческой, в которой Он и Вознесся туда, откуда и нисшел в Своем Рождестве от Девы Марии. Необходимо было предохранить верующих от этих еретических учений.

Кроме Евангелия и Апокалипсиса, Апостол Иоанн написал три Послания, которые вошли в состав Нового Завета как Соборные (т.е. окружные послания). В этих Посланиях во всей полноте раскрывается главная особенность духовного облика великого Апостола Христова как Апостола Божественной любви. Основная мысль его Соборных посланий сводится к пониманию того, что главным свойством Божиим, в некотором приближении, можно сказать, Его сущностным свойством, проистекающим из Его Триипостасной природы, является абсолютная Любовь (1 Иоан. 4:8). И в своих Посланиях Апостол Иоанн постоянно напоминает об этом христианам, призывая их к братской взаимной любви:

"Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.

Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.

Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.

В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.

Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.

Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас" (1Иоан. 4:7-12).

О последующей деятельности Апостола Иоанна Церковное Предание сохранило несколько замечательных сведений, показывающих, какой любовью было преисполнено его сердце. При посещении одной из малоазийских церквей Апостол Иоанн в числе слушавших его слово заметил юношу отличавшегося необыкновенными дарованиями, и поручил его особому попечению местного епископа. Впоследствии этот юноша сблизился с плохими товарищами, развратился и сделался начальником шайки разбойников.

Апостол любви, узнав об этом от епископа, отправился в горы, где свирепствовали разбойники, был схвачен ими и приведен к начальнику.

При виде Апостола Иоанна, юноша крайне смутился и бросился бежать от него. Иоанн устремился за ним, трогательными словами любви ободрил его, сам привел его в церковь, делил с ним труды покаяния и не успокоился, прежде чем совершенно примирил его с Церковью.

В последние годы своей жизни Апостол говорил только одно наставление: "Дети, любите друг друга".

Ученики однажды спросили его: "Почему ты повторяешь одно и то же?"

Апостол ответил им: "Это самая необходимая заповедь. Если ее исполните, то весь Христов закон исполните".

Эта любовь превращалась в пламенную ревность, когда Апостол Иоанн встречал лжеучителей, которые развращали веровавших и лишали их вечной жизни в единении любви с Воплотившейся Истиной. В одном общественном здании он однажды встретил лжеучителя Керинфа, который отвергал Божество Господа Иисуса Христа.

"Пойдем скорее отсюда, - сказал Апостол своему ученику, - я боюсь, как бы гневом Божиим к еретику Керинфу не обрушилось это здание и нам не погибнуть вместе с ним".

Когда Господь Сам избрал Двенадцать Апостолов и поставил их…, "чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов"; то, нарекши Симону имя Петр, что значит камень, следующими поставил "Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть сыны Громовы" (Марк 3:13-17).

Таким образом, Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату Иакову имя сынов Грома, т.е. нарек их вестниками устрашающего в своей очистительной силе Небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был Апостол Иоанн Богослов.

Церковь же, с древности, усвоила Евангелисту Иоанну Богослову иконографический знак орла - как символ высокого парения богословской мысли любимого Ученика Христова. Также, именование Богослова Святая Церковь дала из Апостолов Христовых только одному Иоанну, как возвышеннейшему и глубочайшему Евангелисту, а также и тайнозрителю будущих судеб Церкви и мира в Откровении Самого Бога - Апокалипсисе.

Святой Апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного, как уже было сказано, пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя. И в самом конце его жизни есть некая тайна.

Когда настало время отшествия Апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого Иоанна Богослова платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики Апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Каждый год из могилы святого Апостола Иоанна 21 мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого Апостола Иоанна Богослова не только в день его преставления 9 октября, но, также, и 21 мая по новому стилю.

Как я уже сказал, дорогие друзья, в самом завершении земной жизни Апостола Христова Иоанна Богослова есть некая тайна. Ибо он единственный из всех Апостолов умер своей смертью. Все Апостолы увенчали свою жизнь мученичеством за Христа. Неужели Господь Своего любимого ученика, того кто стоял у Креста Его, лишил этой части перед лицом других Апостолов?

Тем более, что ученики самого Апостола Иоанна Богослова увенчаны мученичеством. И Поликарп Смирнский, и Игнатий Богоносец, и Папий Иерапольский - все священномученики. А по слову Господнему, "ученик не бывает выше своего учителя" (Лук. 6:40).

Тем более, принимая во внимание слова Господа, сказанные Им об Иоанне в одно из явлений по воскресении Своем: "Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду" (имеется в виду Второе Пришествие)(Иоан. 21:22). Что значит "пребыл"? Апостолы после этих слов Спасителя вообще решили, что Иоанн не умрет. Но Иоанн Богослов поправляет их в своем Евангелии, подчеркивая, что Господь "не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду" (Иоан. 21:23).

Из Священного Писания и Предания Церкви мы знаем, что Енох и Илия пророк не видели смерти и были живыми взяты на небо до времени, а затем им должно снова войти в человеческую историю для обличения антихриста и претерпеть мученичество от него в Иерусалиме, и через "три дня с половиною" (Откр. 11:9-11) воскреснуть. Нечто подобное можно предположить и об Апостоле Иоанне Богослове, но тут есть какая-то тайна, и не стоит, надмеваясь своим плотским умом, пытаться в нее проникнуть. Придет время и все тайны откроются, а ныне, помня слова Спасителя, что, "по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь" (Матф. 24:12), будем по призыву Апостола Иоанна любить друг друга, "доколе есть время" (Гал. 6:10). Ибо, по слову другого Апостола, "и пророчества прекратятся,.. и знание упразднится,.. а любовь никогда не перестает. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится" (1Кор. 13:8-10)

http://www.na-gore.ru/articles/aks_ioann_bog.htm