АПОСТАСИЯ: ЕРЕСЬ, РАСКОЛ, САМОЧИННОЕ СБОРИЩЕ…
В свое время свт. Василий Великий дал определение ереси, раскола и самочинного сборища, которые стали нормативными для православного канонического права.
«Древние… иное назвали ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками назвали они совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся; раскольниками ‑ разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами ‑ собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и ненаученным народом. Например, если кто, быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам, а сам удержал за собою предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие, оставив Кафолическую Церковь, ‑это есть самочинное сборище. О покаянии мыслить иначе, нежели как сущие в Церкви ‑ есть раскол. Ереси же суть, например: манихейская, валентинианская, маркионитская и сих самых пепузиан. Ибо здесь есть явная разность в самой вере в Бога» (Свт. Василий Великий Первое Каноническое Послание к Амфилохию Иконийскому).
При безусловной древности и авторитетности этих определений, они, тем не менее, нуждаются в дальнейшем прояснении и конкретизации. Прежде всего, это касается четкого разграничения раскола и самочинного сборища, которое остается не совсем понятным.
Предлагаем свои размышления о ереси, расколе и самочинном сборище, их общем содержании и особенностях.
Общим для ереси, раскола и самочинного сборища очевидно является то, что все они ведут к отпадению, отделению от Церкви. «Церковь едина, и одна она только имеет всю полноту благодатных даров Святого Духа. Кто и каким бы образом ни отступал от Церкви ‑ в ересь, в раскол, в самочинное сборище, он теряет причастие благодати Божией» (Свщм. Иларион (Троицкий)). Поэтому соответствующим единым родовым понятием для них можно считать ветхозаветное и новозаветное понятие «апостасия» (отступление, отпадение) (см.: Ис. 3:9, Ос. 5:5, Иер. 2:19, Нав. 22:22, 2Пар. 29:19, 2Фес. 2:3, Лк. 8:13, 1Тим. 4:1-3, Евр. 3:12, 2Пет. 2:20, 2Пет. 3:17).
Начальником апостасии является диавол – первый, кто отступил, отпал от Бога, увлек за собой по пути противления Творцу часть ангелов и людей. Сатана всегда враждует против Церкви Христовой, стремится своими искушениями отторгнуть от нее как можно больше верующих, хочет разрушить и погубить ее.Апостасия всегда осуществляется путем диаволоподобного непослушания Христу и Его Церкви, которое в результате закономерно приводит к разрыву со Христом и Церковью, к отпадению от них.«Достигай, человек, единства: всячески бегай духовного разделения… Единение ‑ Бог. Разделение ‑ диавол. Разделение церквей ‑ дело диавола; ереси, расколы ‑ дело диавола» (Св. Иоанн Кронштадтский).
Основными разновидностями апостасии выступают ересь, раскол и самочинное сборище. По отношению к ней они являются видовыми понятиями.
Ересь – это отпадение от Церкви в результате явного сознательного извращения вероучения. Это вероучительный, догматический вид апостасии.
Раскол и самочинное сборище являются отпадениями от Церкви в результате нарушения канонического порядка без явного извращения догматов. Это дисциплинарные, канонические виды апостасии.
Однако самим фактом своего существования раскол и самочинное сборище отрицают догматическую истину о единстве Церкви Христовой. Поэтому всякий раскол, всякое самочинное сборище – это фактическая, практическая ересь; ересь по факту, хотя и не по теории. В свою очередь, всякая ересь приводит к расколу, к отделению исповедующих ее от Церкви. Поэтому всякая ересь является теорией раскола.
В свою очередь раскол и самочинное сборище отличаются, главным образом, количественно, пространственно и организационно.
Самочинное сборище образуется в результате неподчинения некоторых епископов, священнослужителей, мирян указаниям или прещениям церковного священноначалия. Паразитирует на богословской необразованности и невежестве клириков и мирян. В силу этого самочинные сборища обычно достаточно малочисленны, локальны по своему распространению и сравнительно не продолжительны по времени.
Раскол же, как свидетельствует история, кроме непослушания и отделения, обычно предполагает целенаправленное создание своей собственной иерархии (или полностью самосвятской или частично состоящей из бывшей и новопоставленной), то есть распространение своей административной организации параллельно иерархии канонической Церкви на одной и той же территории. Поэтому расколы обычно имеют более массовый, продолжительный и территориально распространенный характер.
Таким образом, ересь, самочинное сборище и раскол суть разновидности апостасии, отступления от Христа и Его Церкви; ее начальником и вдохновителем является диавол. Все виды апостасии одинаково опасны и гибельны для обольщенных ими людей.
Сын Божий стал человеком, чтобы человек стал богом, чтобы мы были «во едино» с Ними и друг с другом в Церкви. Церковь – это богочеловеческое Тело Христово. И потому она есть Таинство всесовершенного, органического, живого Единства, противостоящее всем смертоносным отступлениями и разделениям мира сего.
Итак, ‑ взывает апостол Павел, ‑ я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира.Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;один Господь, одна вера, одно крещение,один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4:1‑6).
http://pravlife.org/content/apostasiya-eres-raskol-samochinnoe-sborishche
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии