Апологетическая деятельность православной молодежи в информационном пространстве. Диакон Артемий Сильвестров

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В 2010 году при Соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского Новосибирской митрополии был учрежден Православный Молодежный Миссионерский Центр. Приоритетным направлением молодежного служения на миссионерском поле Русской Православной Церкви была обозначена духовно-просветительская деятельность, направленная на образованную («продвинутую») молодежь. На сегодняшний день Русская Православная Церковь выполняет великую миссию - социальное служение: занимается ресоциализацией лиц без определенного места жительства, нарко и алко-зависимых, лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы и т. д. И это совершенно необходимо, ибо без этого Евангельского служения Церковь перестала бы быть обществом любви. Однако, одновременно с этим, мы вынуждены признать, что очень часто просветительская (миссионерская) деятельность Церкви в очень незначительной степени охватывает тех, кого принято сегодня называть «успешной» или социально активной молодежью, т. е. тех, кто завтра, гипотетически, может стать руководителем региона, министром или влиятельным финансистом. А ведь во многом от воцерковленности (или лояльного, доброжелательного отношения к Церкви) представителей политических и финансовых кругов зависит в будущем социальное и правовое положение Русского Православия и мировоззренческая ориентация нашей страны в целом.

Сказанное выше ни в коей мере не противоречит традиции христианской проповеди - апостол Лука написал свое Евангелие и Книгу Деяний достопочтенному Феофилу - высокому государственному сановнику, апостол Иоанн Богослов второе свое послание пишет «избранной госпоже». Одно из посланий апостол Павел адресует Филимону - богатому землевладельцу, да и другие послания апостола языков написаны общинам крупных мегаполисов того времени (Рим, Коринф, Ефес), в точки сосредоточения философской культуры. Ранние апологеты также адресовали свои сочинения или государственным чиновникам или, даже, императорам. Христианизация целых народов начиналась именно с обращения в веру Христову «элит». Полагаем, что такой принцип объясняется не только фактором безусловной грамотности высших слоев общества (в отличие от «низов»), но и некоторыми стратегическими моментами. Именно воцерковление последователей языческой философии стало тем сложным, но важным шагом, который предопределил переход Церкви из статуса катакомбной к статусу Имперской.

На сегодняшний день все мы, церковные люди, стоим перед подобной же сложной задачей. Государство и общество не могут жить без идеологии, без объединяющего мировоззрения: таковые присутствуют, если не де-юре, то де-факто. С печалью стоит признать, что на сегодняшний день таковой де-факто идеологией в нашей стране является идеология «массового потребления». Однако, таковая система ценностей, имеющая своим главным приоритетом стяжательство (желание наживы), и, как следствие, атомизацию общества не может в течение долгого времени удовлетворять людей. Идет стихийный поиск иных «опор», иных целей и смыслов, иных мировоззренческих основ, имеющих в своей основе не только материальные, но и другие (в первую очередь традиционные духовно-нравственные) ценности. И мы видим, как в общественном пространстве происходят в каком-то смысле «презентации» различных мировоззрений и идеологий. Народ ищет «национальную идею», а ведь таковая в течение 1000 лет основывалась на Православной вере, и именовалась Русским миром, и поэтому было бы странно, если бы Церковь (в том числе в лице православной молодежи) оставалась в стороне.

В нашем обществе, в нашей стране, в нашей Церкви начался принципиально новый исторический этап. Его вполне можно назвать «веком» религиозной серьезности, религиозной взрослости. Предшествующие более чем 20 лет были годами религиозного «детства», когда религия (в том числе и  Православие) как росток пробивалась к сердцам людей сквозь бетон тоталитарного атеистического мировоззрения. Это были годы «юношества» и для той поры были характерны «игры» в плюрализм, когда, скажем, человек мог совмещать в своем сознании Православную веру с теми явлениями современной культуры, которые мягко говоря, не совсем соответствуют христианской нравственности и морали. Из соображений христианской педагогики и икономии к таким мезальянсам относились более чем снисходительно. Но на сегодняшний день самосознание церковных людей вполне оформилось, и теперь верующие люди уже не могут безоговорочно мириться с теми безнравственными, антикультурными, антинародными, деструктивными явлениями, которые насаждаются нашему обществу со стороны некоторых сомнительных политических сил и т. н. общественных организаций, иной раз при полном попустительстве властей.

На арену мировой истории выходит Новая Россия. Это уже не царская Россия и не советская Россия, но это и не та униженная Россия 1990-х гг., которая готова была принимать все, что ей навяжут! Россия - единое, сильное и независимое государство и в народном сознании эта идея выражается лозунгом - «Наша страна - наши правила»! Это относится и к аспектам культурного и мировоззренческого влияния. Согласно законам исторического развития, становление и оформление такого рода мировоззрения - т. е. национальной идеи требует минимум 20-30 лет (т. е. в нашем случае это должно произойти примерно к 2025 г.). Однако, трагические события на Украине, резкое обострение отношений с Западом привели к тому, что эти процессы получили значительное ускорение и, как часто бывает в подобных ситуациях, эмоциональная составляющая значительно опережает интеллектуальное, информационное и юридическое оформление. В данном контексте выступления общественников (которых ангажированная либеральная пресса не вполне корректно называет «православными активистами») есть не что иное, как одна из форм выражения подобных тенденций, т. к. независимость России рассматривается не только в контексте политическом, но и в контексте нравственном, юридическом, культурном, религиозном!

Конечно же, выступления общественников против ультралиберальной вакханалии в защиту традиционных религиозных, нравственных и культурных ценностей абсолютно оправданы и в высшей степени необходимы. Однако организаторы данных акций, к сожалению, не всегда заботятся о грамотной информационной аннотации касательно характера данных мероприятий, целей и задач таковых, их направленности. В результате наблюдается весьма печальная картина абсолютно неадекватного восприятия данных мероприятий в общественном и информационном пространствах. Как говорилось выше, во многом это происходит «благодаря» тенденциозной деятельности ряда ангажированных желтых СМИ, которые грубо искажают фактологию, насмешливо и крайне односторонне преподносят информацию, касающуюся консервативного общественного движения. В комментариях, которые располагаются непосредственно под такими новостными сюжетами православная и патриотическая общественность подвергается жесточайшей обструкции и этим создается иллюзия «объективного общественного мнения». Деятельность общественников ошибочно воспринимается, как «посягательство Церкви» на умы, права и свободы наших сограждан, в то время как таковая деятельность является естественным (но интеллектуально не оформленным) процессом возвращения нашего народа к его духовному, нравственному и культурному генезису, формируется подлинное (а не информационно-эскпортное) гражданское общество.

Ввиду отсутствия объективной и адекватной информации касательно общественных акция перед православной молодежью встает задача выработать грамотную информационную политику в отношении общественных акций и масштабных церковных мероприятий в противовес ангажированным сообщениям либеральных СМИ. Важно дать  интеллектуальное, информационное и юридическое «сопровождение» возникающим общественным тенденциям и настроениям (выступлениям общественников). Каждое общественное действие, любые шаги «активистов» должны быть тщательнейшим образом продуманы, проанализированы, выверены. Стихийное «шапкозакидательство» может только навредить. Четко осознавая, что зоны очевидности для нас и наших оппонентов различны, необходимо выработать грамотные и доступные ответы на вопросы современности, чтобы разрешить все те мнимые противоречия, которые возникают между светским обществом и православным миром! Важно помочь многим нашим согражданам, чье сознание было сформировано либо атеистической пропагандой советской эпохи, либо либеральным мировоззрением эпохи постсоветской посмотреть на Церковь другими глазами.

Наша деятельность должна быть не только и не столько «реактивной»,  сколько «проактивной», т. е. мы должны не только реагировать на уже совершившиеся события (как то: «зомби парады» и т. п.), сколько самим проводить актуальные мероприятия (разумеется, соответствующие христианской нравственности и этике). При этом «играя на чужом поле» недопустимо мимикрировать под его «игроков». Деятельность православной молодежи должна быть независима от условий и обстоятельств внешнего порядка, она должна стать «двигателем» общественных событий, а не играть роли «опоздавшего на урок». Принимая во внимание нравственное оскудение нашего общества, мы отдаем себе отчет в том, что ставим перед собой чрезвычайно сложную задачу, ибо (образно говоря) «библиотеке» всегда трудно конкурировать с «барной стойкой». Однако быть проактивными на общественном поле (при этом оставаясь верными принципам христианской нравственности и этике) есть принцип миссионерского конструктивизма, в котором главное оружие - это слово, а главный аргумент - правда, т. е. непредвзятая,  объективная аналитика всего того, что происходит вокруг нас. Мы искренне надеемся на понимание широкой православной общественности нашего дерзновения, т. к. у нас нет исторического опыта активной деятельности в агрессивном медиа-пространстве, а посему к нашей работе вполне применительна презумпция «проб и ошибок». 

Безусловно, такой подход не принесет «плодов» моментально, но такая миссионерская работа может заложить прочный «фундамент» интереса к традиционным базовым нравственным ценностям, на котором в свою очередь может быть возведено здание мощной государственности и народного единства. Уже первые шаги в информационно-апологетической деятельности православной молодежи, по словам Новосибирских общественников, убедительно показали, что информационное поле, традиционно негативно настроенное к Церкви, было «разбавлено» хорошим, качественным контентом, что, несомненно, подтверждает актуальность и своевременность такой работы и послужить укреплению самосознания и принадлежности к Русскому миру.

Русская народная линия