АНТИПАСХА И ФОМА. ОБ ОСОБЕННОСТЯХ БОГОСЛУЖЕНИЯ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Об особенностях богослужения Недели Фоминой, о значении “Антипасхи” и о “Фоме неверующем” — специально для Pravlife заведующий отделением церковного устава Киевской клиросной школы диакон Святослав Сёмак.

Неделя Фомина – второе воскресенье по Пасхе. Называется это воскресенье вторым, фактически же является следующим после Пасхи.

Слово «Пасха» известно всем верующим и неверующим людям. Но существуют еще два похожих слова, которые менее понятны даже для людей церковных. Это «Кириопасха» и «Антипасха».

Какое отношение к Пасхе имеют понятия «Кириопасха» и «Антипасха»?

Кириопасха – это Пасха, которая совпадает с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. Нечасто встречающееся соединение, но иногда так происходит.  Существует гипотеза, что Пасха в день Благовещения – это и есть настоящая Пасха Господня, то есть именно в этот день, 25 марта 30 или 31 г. н.э. воскрес Христос.

Теперь рассмотрим понятие «Антипасха». У нас уже сложилось определенное понимание вот этой греческой приставки «анти»: обычно она означает или «против»  кого-то/чего-то (антифашистское движение, например) или же «вместо» кого-то/чего-то, как в слове «антихрист» - тот, кто вместо Христа.

Ни то, ни другое значение к «Антипасхе» не подходит. В данном случае «анти» имеет несколько другой оттенок –  «анти» как «другое», как повторение чего-либо. И Антипасха в данном конкретном случае - это персональное повторение Пасхи для апостола Фомы. Это день, когда апостол Фома уверился, что Господь воскрес.

О неправильной репутации Фомы

Устоявшееся выражение «Фома неверующий», которое берет начало именно из событий, состоявшихся в Фомину неделю,  закрепил за апостолом не очень хорошую, а главное — совершенно неправильную репутацию. Апостол Фома был самым критично мыслящим среди апостолов. Это был человек твердый в вере, верный Христу, но, имея способность критично мыслить, он любил все основательно проверять. О его верности говорит факт, описанный в Священном Писании. Когда Господь вознамерился идти воскрешать умершего Лазаря, то ученики уговаривали Его не идти, зная, что Господа уже ищут взять под стражу. И когда Господь сказал «Лазарь, друг наш, уснул» (Ин. 11:11), апостолы успокоились: «Господи! если уснул, то выздоровеет.» (Ин. 11:12). Однако снова огорчились, когда Господь прямо сказал: «Лазарь умер;  и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.» (Ин. 11:14-15) И только апостол Фома сказал: «..пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11:16). Такова была верность апостола Фомы.

И в этот раз он просто хорошо помнил слова Христовы: «Если скажут вам <…> - вот, Он в потаенных комнатах – не верьте» (Мф.24:26). Ну, он и не поверил, сказал: «…если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его – не поверю» (Ин.20:25).

Какие особенности богослужения Фоминой Недели?

Богослужение Недели Фоминой имеет в себе все черты господского праздника. Всю Светлую седмицу звучит Пасхальный канон, как и во все последующие воскресенья вплоть до отдания Пасхи. В день же празднования Недели Фоминой никакие пасхальные песнопения не звучат (за исключением пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых…», разумеется). Звучат особые песнопения, посвященные второй неделе после Пасхи и уверению апостола Фомы. В службе присутствуют даже тексты, воспевающие приход весны: «Днесь весна душам…» (тропарь 1-й песни канона утрени), «Днесь весна благоухает…» (2-й ексапостиларий), что для церковной гимнографии является редкостью.

На Литургии положены особые праздничные антифоны. И хотя по классификации в литургических учебниках этот праздник не является великим, однако же по всем богослужебным особенностям Неделя Фомина выглядит как великий Господский Праздник.

http://pravlife.org/content/antipasha-i-foma-ob-osobennostyah-bogosluzhe...