Антиохийская Церковь в Средние века – забытый центр межхристианского диалога
Фото предоставлено С. Брюном
Москва, 15 июня, Благовест-инфо. «Епархиальный реестр» уничтоженных святынь и исчезнувших общин Антиохийской Церкви» – первой онлайн-лекцией на эту тему открыл 11 июня свой курс «Ближневосточная Церковь на пересечении Востока и Запада» Сергей Брюн – сотрудник Музеев Московского Кремля, член редакционного совета журнала «Исторический вестник». Курс, посвященный православному Антиохийскому патриархату X-XIV вв., истории его культурного расцвета и упадка, а также его значению для межхристианских связей и общей истории Церкви, будет прочитан в рамках лектория Центра по изучению истории религии и Церкви ИВИ РАН.
Задача курса лекций – «рассмотреть историю средневековой Антиохийской Церкви как уникального, ведущего по интенсивности и исторической значимости, но абсолютно забытого центра межхристианского диалога». В лекциях будут подробно рассмотрены взаимоотношения Антиохийской Православной Церкви с латинской Церковью и Константинопольским Патриархатом, процесс византинизации Антиохийской Церкви и пребывание ее под властью латинских патриархов, армянских государей, взаимоотношения с теми церквями, которые считались еретическими: сиро-яковитской, армянской, маронитской и другими.
Не только забвение истории Антиохийской Церкви, но и обилие стереотипов в отношении нее побудило С. Брюна прочитать этот курс. По его словам, явно недооценена сегодня особая значимость этой Церкви, которая на протяжении столетий «была центром невероятно интенсивных богословских споров по фундаментальным вопросам, а ее каноническая территория стала одним из основных фронтов столкновений христиан и мусульман в Средние века». Сейчас Антиохийская Церковь, которая пережила в свое время «колоссальных масштабов геноцид и уничтожение», подвергается новой волне гонений. Она представляет собой «редкий пример сохранения веры, но при этом трансформации этнического, языкового состава, обрядности, полной потери исторической памяти и традиции», отметил историк.
Первую лекцию он решил посвятить основным святыням Антиохийской Церкви, многие из которых разрушены, а некоторые восстановлены. Сегодня каноническая территория Антиохийской Церкви располагается в Сирии и Ливане; немного общин есть на юго-востоке Турции; большая и активная диаспора живет в Северной и Южной Америке и в Западной Европе. Православные арабы составляют костяк антиохийских общин. С XIV в. центр этой Церкви расположен в Дамаске. Возможно, сегодня Антиохийская Церковь «кажется маленькой ближневосточной Церковью, загнанной в анклавы – такой она стала с XIV в.» Но до этого времени, в период своего расцвета, она охватывала огромную территорию, которая не сильно уступала Константинопольскому Патриархату: это Киликия, Сирия, Сиро-Ливанское побережье, Аравия, Месопотамия и другие территории от Средиземноморского побережья до берегов Аму-Дарьи. Паства Антиохийской Церкви была полиэтничной и многоязычной: это были греки, арабы, сирийцы, грузины, армяне и др.
Антиохия – первый центр Антиохийской Церкви (до 1268 г.), где располагалась кафедра св. Петра, «на которую восходили его восточные преемники, то есть православные патриархи антиохийские». Как отметил автор, Антиохия в XIII в. была не только стерта мамлюками с лица земли, но была стерта из исторической памяти общин. «Даже памяти о собственных святынях и традициях среди общин Антиохийского патриархата фактически не сохранилось». С. Брюн рассказал о главных храмах Антиохии, которые были разрушены. Это, в первую очередь, собор св. Петра (или церковь Кассиана) – согласно преданию, апостол Петр воскресил сына знатного мужа Кассиана, и на месте его сада был построен храм, перестроенный в Х веке, – это уникальное двухэтажное сооружение, к которому примыкал дворец патриарха. Здесь располагались усыпальницы патриархов, антиохийских князей, Фридриха Барбароссы, хранилась кафедра св. Петра, жезл св. Иоанна Златоуста, цепи св. Петра, пояс св. Симеона-столпника и другие святыни. Особого внимания заслуживает абсолютно круглая церковь Пресвятой Богородицы, построенная византийским императором Юстинианом в VI веке и воплощавшая «апогей Юстинианова стремления к совершенству круглой формы». Она уникальна также тем, что здесь всегда, даже во время нашествия сельджуков, служилась православная литургия – все другие храмы, кроме этой церкви, были разорены. Лектор упомянул еще ряд церквей и монастырей и связанные с ними легенды и памятные события, отметив, что местоположение некоторых из них найти уже невозможно.
Черная гора – известный монашеский центр в Антиохии, целая «страна монастырей», где обителей было больше, чем на Афоне, но она тоже стерта из исторической памяти. Исследователь считает, что общее называние «Черная гора» некорректно: помимо собственно Черной горы, десятки монастырей располагались в таких крупных кластерах, как Дафни (одним из игуменов здесь был прп. Ефрем Сирин, здесь было много грузинских обителей) и Дивная гора. Описывая дивногорские обители, историк обратил внимание, в частности, на лавру Симеона Столпника-дивногорца, где долгое время служили вместе православные разных юрисдикций, а в XII веке они приняли под свой кров небольшую бенедиктинскую общину – и это оказалось возможным уже после Великой Схизмы! Обители этой «страны монастырей» славились своими библиотеками, скрипториями, переводческой деятельностью ученых монахов.
Далее в лекции были рассмотрены храмы и святыни таких центров, как Латакия, Баальбек (сейчас мертвый город), Триполи (старый город был разрушен мамлюками, рядом был построен новый город с тем же названием), Эмеса (ныне Хомс). В последнем центре, согласно преданию, была обретена главы Иоанна Предтечи, которая хранилась в кафедральном соборе. Уникальность этого сооружения в том, что арабы его не разрушили, но разделили с православными, перестроив западную часть в мечеть. Здесь одновременно совершались православные и мусульманские богослужения.
В Сидоне и Бейруте сохранились развалины кафедральных соборов и церкви, построенные в период франкского правлении. Тир – первая по чести епархия Антиохийского патриархата, давшая этой церкви не одного предстоятеля, и место коронации иерусалимских королей. Подробный рассказ был посвящен Дамаску и многострадальной судьбе его кафедрального собора, который не однажды разрушался, восстанавливался и вновь разрушался. Сейчас на его месте стоит новодел.
Говоря о святынях Тарса, С. Брюн подчеркнул, что кафедра Антиохийского патриарха не сразу переместилась из Антиохии в Дамаск, между ними хронологически был Тарс – именно там в XIII-XIV вв. располагалась основная резиденция патриарха, о чем «антиохийцы забыли».
Были рассмотрены также другие значимые центры к северу от Дамаска: монастырь св. Иакова Рассеченного, Маалюля с двумя обителями – св. Феклы и свв. Сергия и Вакха, Сейданайя, Босра (здесь чудом сохранились руины самого древнего храма на Ближнем Востоке – церкви св. Георгия в Изре); Эдесса (Урфа), где хранился образ Спаса Нерукотворного – св. Мандилион; Сергиополь – место мученичества св. Сергия и паломничества не только православных, но и латинян к его мощам; Амида (Диярбакыр) – уникальный мелькитский центр на берегу р. Тигр, где в X в. был построен огромный кафедральный собор во имя свв. Космы и Дамиана, а активная община сохранялась; Феодосиополь (Эрзрум), где митрополия армян-халкидонитов тоже просуществовала до геноцида начала ХХ века.
Темы следующих лекций в этом цикле: «Константинопольское пленение» и литургическая византинизация Антиохийского патриархата (X-XII века)», «Антиохия и Рим: латинская и православная иерархия на территории Антиохийского патриархата (XI-XIII века)» – в двух частях; «От схизм поздней античности к диалогу и униям Нового времени. Диалог православных и латинян с миафиситами и маронитами на территории Антиохийского Патриархата». Все заинтересованные могут ознакомиться с расписанием лектория и контактами на сайте ИВИ РАН.
Юлия Зайцева
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии