Андрей Первозванный и Иаков Зеведеев. История апостолов с Андреем Десницким
Апостол Андрей Первозванный
Андрей и Симон (он же Петр) были братьями и галилейскими рыбаками. Старшим был, видимо, Симон, но первым встретил Иисуса именно Андрей — не только из них двоих, но также из Двенадцати, отсюда и прозвание «Первозванный». Необычно, что у него, в отличие от брата, было греческое имя, значащее «мужественный». Так уж оно повелось в Галилее, что собственно еврейское было там перемешано с языческим-эллинским — потому иерусалимские ревнители веры недоверчиво относились к галилеянам.
Андрей Первозванный. Икона написана алеутским иконописцем Василием Круиковым. 19 век. Дерево.
А далее о нем, как и о большинстве из Двенадцати, в Евангелиях сказано крайне мало: это Андрей указал Христу на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбками, которые потом были чудесным образом умножены, чтобы накормить толпу. Он вместе с Филиппом привел ко Христу некоторых эллинов (другого такого случая мы не знаем).
Для проповеди Андрею досталось побережье Понта Эвксинского, то есть Черного моря. Его берега (включая и крымское южнобережье) тогда входили в состав тогдашнего «цивилизованного мира», то есть Римской империи, а в северном Причерноморье жили варвары, которых называли скифами. Как далеко на север зашел в своих странствиях апостол Андрей, мы точно не знаем — сохранилось сравнительно позднее предание о том, что он поднялся вверх по Днепру и осветил место, на котором позднее был построен город Киев, и даже о том, как он добрался до Новгородской земли и дивился тамошним баням. Видимо, это все-таки вымысел — ранние источники ничего не говорят об этом путешествии на север, никаких следов оно не оставило, да и представить себе такую поездку в I в. н.э. довольно трудно. Но все равно мы можем сказать, что апостол Андрей был первым, кто стал распространять христианство «в нашем направлении». Вполне вероятно, что он побывал в Херсонесе — на месте будущего Севастополя.
Есть и другой рассказ, как апостол Андрей посетил Византий, город, на месте которого был позднее построен Константинополь, основал там христианскую общину и рукоположил епископа Стахия, апостола из семидесяти. Житие рассказывает о множестве чудесных исцелений и даже воскрешений, совершенных по молитвам апостола в разных городах, и о жестоких преследованиях, которым он подвергался.
После своего путешествия в Причерноморье апостол отправился в столицу империи — Рим, где находился его брат Петр. В Риме тогда правил император Нерон, и для христиан наступали времена гонений, в которых предстояло погибнуть обоим братьям. За проповедь Андрей был распят в городе Патрос на полуострове Пелопоннес в Греции, причем для казни был выбран крест в виде буквы Х (почему такой крест и называется теперь Андреевским). «О крест, освящённый моим Господом и Владыкою, приветствую тебя, образ ужаса, ты, после того как Он умер на тебе, сделался знаком радости и любви!» — с такими словами, согласно житию, апостол взошел на этот крест.
Давнее предание о проповеди апостола на землях будущей Руси породило особое отношение к нему со стороны правителей Российской империи: орден Андрея Первозванного стал высшим орденом государства, а флагом с Андреевским крестом до сих пор гордится военный флот России. Впрочем, Россия — не единственная страна, избравшая апостола Андрея своим небесным покровителем. Точно такой же косой андреевский крест, только, наоборот, белый на синем фоне, изображен на флаге Шотландии, а значит, входит он и во флаг Великобритании, вместе с прямым английским крестом (георгиевским) и еще одним косым, ирландским (в честь святого Патрика).
Апостол Иаков Зеведеев
Имя Иаков, очень популярное в тогдашней Иудее, носили двое апостолов. Один из них был сыном Зеведея и старшим братом апостола Иоанна. Как и Симон с Андреем, эти братья тоже были рыбаками на Галилейском озере, и призвание их выглядело очень похоже: по первому призыву они всё бросили и пошли за Иисусом. В отличие от другого Иакова, брат Иоанна иногда называется Иаковом Старшим.
Он вместе с Петром и Иоанном входил в круг самых близких учеников — так, только они втроем присутствовали на горе во время Преображения Господня, при воскрешении дочери Иаира и во время напряженной молитвы Иисуса в Гефсиманском саду. Однако Иаков в таких рассказах всегда — третий, он упоминается вместе с другими, но не играет самостоятельной роли. Так всегда и бывает в жизни: кому-то достается меньше известности, чем остальным.
Иисус позднее братьев не только сыновьями Зеведея, но и арамейским словом «Воанергес», т.е. «сыновья грома» за их горячий характер. Это они хотели низвести огонь на самарянское селение и просили позволения сесть по правую и левую сторону от Иисуса, когда Он придет в Своем Царствии.
Но, в отличие от Иоанна, Иакову не была суждена долгая жизнь. Он был казнен царем Иродом Агриппой в 44 году, вскоре после начала апостольской проповеди. Только о его смерти из числа всех апостолов сообщает книга Деяний и вообще Новый Завет. Он не занимал первого места при жизни, но первым принял смерть за Евангелие.
http://www.foma.ru/andrej-pervozvannyij-i-iakov-zevedeev.html
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии