Андрей ГОРАК собирался с покаянием вернуться в Церковь, я могу об этом свидетельствовать...

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
22251.jpg

Митрополит Илларион: «Да, он (Андрей ГОРАК) собирался с покаянием вернуться в Церковь, я могу об этом свидетельствовать перед людьми и перед Богом... Он мне сказал буквально такие слова: «Я каждый день себя осуждаю за то, что я примкнул к расколу...». Из интервью Валерию КАУРОВУ, лидеру организации «Единое Отечество»», главному редактору медиа-группы, в состав которой входят Портал http://www.otechestvo.org.ua, газета «Православный Телеграфъ» и еженедельная телепрограмма «Единое Отечество».

Перед началом визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину, который в этом году начался с Одесской епархии УПЦ, лидер организации «Единое Отечество» Валерий Кауров, главный редактор медиа-группы, в состав которой входят Портал http://www.otechestvo.org.ua, газета «Православный Телеграфъ» и телепрограмма «Единое Отечество» , побывал в резиденции главы Отдела внешних церковных Связей (ОВЦС МП) митрополита Волокаламского Иллариона.

В своем интервью специально для одесских СМИ, Владыка Илларион поприветствовал всех одесситов с большим духовным событием – приездом Святейшего Кирилла, который до него многие годы успешно управлял ОВЦС МП. Под руководством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, этот Синодальный отдел стал очень влиятельной структурой Московского Патриархата, особенно после распада СССР. Став Патриархом, Святейший Кирилл способствовал тому, чтобы ОВЦС МП попал под управление единомышленника и сподвижника, коим и является очень одаренный митрополит Илларион, ставший за короткое время влиятельный иерархом Русской Православной Церкви. В своем служении в качестве главы ОВЦС, Владыка Илларион много внимания уделяет Украинской пастве РПЦ, и особенно- уврачеванию раскола, терзающего Церковь с 1992г., когда бывший руководитель Украинского экзархата РПЦ Филарет (Михаил) Денисенко увел в раскол часть верующих на Украине и были разгромлены три епархии на западной Украине.

Сегодня мы публикуем ту часть интервью, в котором Владыка Илларион высказывает свою точку зрения на проблему преодоления раскола на Украине, а также озвучивает некоторые подробности свое встречи с покойным «митрополитом «УПЦ КП»» Андреем Гораком, желавшим принести покаяние и вернуться в лоно канонической Церкви:
Вопрос Главного редактора Валерия Каурова:
Ваше Высокопреосвященство, как Вы оцениваете перспективы преодоления церковного раскола на Украине, насколько массовым и интенсивным может быть процесс возвращения уклонившихся в раскол? Правда ли, что недавно скоропостижно скончавшийся «митрополит», так называемого «Киевского патриархата» Андрей Горак собирался с покаянием вернуться в Церковь?
Ответ Митрополита Иллариона:

Да, он собирался с покаянием вернуться в Церковь, я могу об этом свидетельствовать перед людьми и перед Богом. Я с ним встречался в то время, когда я посещал Львов. Он присутствовал на концерте в Львовской филармонии, где исполнялась моя музыка (Оратория «Страсти по Матфею», прим. Ред.) и где я после окончания концерта выступил с речью, призвав православных верующих Украины, в том числе и тех, которые находятся в расколе, призвал к единству. И у нас была беседа с Андреем Гораком, во время которой он совершенно недвусмысленно и ясно сказал мне о своем желании вернуться в лоно канонической Церкви. Я должен сказать, что вообще эта беседа на меня произвела очень сильное впечатление, потому что, я может быть впервые, лицом к лицу увидел человека, который еще находился в расколе, но полностью осознал его пагубность, его бесперспективность. Он мне сказал буквально такие слова: «Я каждый день себя осуждаю зато, что я примкнул к расколу». Он очень трезво воспринимал действительность раскола, у него не было ни каких иллюзий в отношении перспектив раскола и, конечно, очень грустно что он не дожил до того момента, когда он мог воссоединиться с Церковью, потому что все его мысли, все его желания в последние месяцы были связанны именно с этим.
Вопрос Валерия Каурова:

Владыка Илларион, какова перспектива, чтоб массово вернулись из раскола те, кто сегодня отпали от лона Церкви?
Ответ Митрополита Иллариона:

Здесь трудно предсказывать, потому что это индивидуальный процесс, я думаю, что каждый человек должен решать сам за себя. Многое будет зависеть от лидеров раскола и тех, кто считает себя священнослужителями. То есть, те, кто незаконно и не канонически носят священный сан. Конечно, у каждого такого человека будет вставать вопрос, как произойдет это воссоединение? Ну, например: если он в раскольничьем сообществе является священником, останется ли он таковым в канонической Церкви? И я думаю, что здесь конечно решение может быть индивидуальным по каждому конкретному случаю, но мы исходим из того принципа, что мы не признаем существования иерархии и Таинств в раскольничьих сообществах. А это значит - ни один, так называемый «епископ» или «священник» из раскола не может быть принят в сущем сане. Но существует практика в подобных случаях рукоположения тех людей, которые были незаконно рукоположены в расколе. Причем это можно делать без особой огласки, без того чтобы, во всяком случае люди подвергались каким бы то ни было унизительным процедурам. Вообще, ведь в покаянии нет ничего унизительного. Покаяние это радостное событие, это воссоединение человека с Церковью. Признание прежних ошибок, в этом тоже нет ничего унизительного. Гораздо более страшно жить и умереть в расколе.

И вот покойный Андрей Горак ведь не дожил до того момента, когда он воссоединился бы с Церковью. Но может быть тут надо помнить о том, что нельзя медлить, потому что человек не знает, сколько он проживет и когда Господь призовет его к Себе. Мне кажется, что каждый человек находящийся в расколе, он должен просто ежедневно себя спрашивать: «Почему я в расколе, почему я до сих пор не вернулся в церковь»?
И предпосылки сегодня есть к тому, чтоб это возвращение из раскола в Церковь носило массовый характер. Но здесь нельзя искусственно инспирировать, это дело совести каждого человека. Наша задача максимально облегчить путь из раскола в Церковь тем людям, которые это пожелают.
Вопрос Валерия Каурова:
Владыка, вот существует такое мнение и факты свидетельствуют о том, что после прошлогоднего визита Святейшего Патриарха Кирилла на Украину, как раз вот такие тенденции преодоления раскольнических последствий усилились и большое количество людей, находящихся в расколе думают о возврате в лоно Церкви. Как Вы думаете, может и нынешний визит в большей степени еще поспособствует этому процессу? Все-таки Святейший Патриарх Кирилл величайший миссионер, слово которого слушают все?
Ответ Митрополита Иллариона:
Раскол, как я уже сказал, возник на политической почве, он возник на основе совершенно не каноничного лозунга о том, что «в независимой стране должна быть независимая Церковь». Если следовать этому лозунгу, тогда мы должны расчленить целый ряд Поместных Церквей, ну например: Иерусалимский Патриархат- он присутствует в Израиле, в Палестинской автономии и в Иордании, расчленить на три Церкви, да? Александрийский Патриархат - его юрисдикция распространяется на все страны Африки, значит и его надо расчленить, ну допустим, на 50 частей и.т.д.? То есть, для чего это нужно было бы сделать? Для того, чтобы ослабить Церковь. Вот есть единая мощная Церковь, а ее разбить на части и тем самым ослабить. Я думаю, что только враги Православия могут вдохновляться подобными лозунгами! И если мы возьмем, например, какие-то другие Церкви, скажем Римско-католическую церковь - ведь она в каждой стране имеет свою национальную структуру. Вот, допустим в Австрии, где я служил, там есть Венская архиепископия, есть Зальцбургская архиепископия, есть епархии и достаточно высокая степень самоуправляемости. Но в то же время - они все объединены в единую Католическую церковь и глава этой церкви находится в Риме… И, как бы, никого это не смущает!
Так вот, почему же нужно ту Церковь, которая создавалась на протяжении 10 веков, которая была рождена в единой Крещальной купели Святого равноапостольного князя Владимира, теперь расчленять только потому, что появились новые политические деления. Это абсолютно не состоятельные диалоги, они были в моде в начале 1990-х годов, когда рушилось единое государство, когда каждое новое государство стремилось, как бы доказать всем свою легитимность. И вот в качестве одного из доказательств этой легитимности, необходимо было, с точки зрения тогдашних руководителей Украины, чтоб была и независимая от Москвы Церковь. Но сегодня никто уже не оспаривает легитимность Украины как государства. Украина как государство уже состоялось, поэтому, нет необходимость придумывать какие-то дополнительные атрибуты украинской самостоятельности.

Тем более что каноническая Украинская Православная Церковь, которая находится в составе Московского Патриархата, обладает очень высокой степенью самостоятельности. Достаточно сказать, что у Украинской Церкви свой Синод, что самостоятельно, без утверждения Москвой избираются и рукополагаются епископы, нет никакой финансовой зависимости, никаких финансовых отчислений и.т.д. То есть, по сути дела Украинская Православная Церковь является самостоятельной в управлении, но не разрывается. Вот эта вот духовная, молитвенная связь, которая выражается в поминовении Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. И мы, архиереи из России, когда приезжаем в Украину, так же как и украинские архиереи, когда приезжают в Россию, мы не чувствуем себя членами каких-то разных Церквей, мы ощущаем себя членами единой Церкви и мы понимаем, что это то единство, которое дано нам Богом и которое мы должны укреплять…

ОТ РЕДАКЦИИ: Полностью текст и видеоверсия интервью будут опубликованы на нашем Портале в ближайшие дни.
Подготовлено пресс-службой «Единого Отечества» 

http://www.otechestvo.org.ua/main/20107/2225.htm