Анатомия предательства. Протоиерей Константин Лисняк
Какие грехи порождает предательство? Как не стать иудой? Можно ли в духовной жизни ориентироваться на апостола Петра, ведь он тоже отрекался от Христа? Протоиерей Константин Лисняк, благочинный Соледарского округа, ответил на эти вопросы, размышляя над тем, как действует грех предательства.
Каждый день Страстной недели отмечен каким-то важным евангельским событием. Великая Среда — день особый. Мы постимся каждую среду на протяжении всего года, вспоминая Иудин грех — предательство Учителя одним из ближайших Его учеников.
Вспомним Евангелие
Священное Писание повествует о событиях того дня так. Господь был в одном из домов, где Его радушно приняли. Подошла грешная женщина, которая возлила Ему на ноги драгоценное миро и отёрла их своими волосами. Это вызвало недоумение и возмущение у учеников: к чему такая трата мира, которое стоило немалых денег? Ведь, как сказал Иуда, можно было раздать деньги нищим!
Как говорится, на воре и шапка горит. Иоанн Богослов — единственный из евангелистов, кто говорит прямо: Иуда был вор. Он носил ящик с пожертвованиями и, по всей видимости, брал оттуда деньги на свои нужды. Случай с драгоценным миром послужил толчком к тому, что Иуда пошёл к врагам Иисуса с целью предать Его. Те очень обрадовались и предложили ему в награду тридцать сребреников.
Иуда испытал, по всей видимости, некоторое разочарование. У некоторых святых отцов сказано, что он пошёл за Иисусом из тщеславия и чтобы подзаработать. Когда люди услышали проповедь о Евхаристии, многие отошли от Него, потому что не понимали сути сказанного, Иуда же остался при должности. Не понимая истинного смысла миссии Спасителя, этот ученик надеялся, что Христос станет царём в Иерусалиме, а он будет при Нём. Так заблуждался не только Иуда — вспомним мать сынов Зеведеевых, Иоанна и Иакова. По пути Господа в Иерусалим на страдания она подошла и просила, чтобы её сыновья воссели справа и слева от Спасителя в Его Царствии. Христос говорит: иду умирать, — а люди подходят и просят у Него должности. Так что даже избранные ученики не понимали Его слов о крестном страдании.
Иуда, когда услышал о том, что Иисус не будет воцарён, что Его отдадут «в руки человек грешных», понял, что поживиться ему будет нечем. Тогда он решил хотя бы на этом подзаработать. Есть ещё версия, что Иуда, предавая Спасителя, надеялся, что Тот сможет сотворить какое-то чудо и избежать ареста и смертной казни. Он ведь столько чудес совершал, Иуда был им свидетелем на протяжении долгого времени. Иначе как объяснить его последующий поступок? Услышав, что Иисус осуждён на смерть и будет казнён, он бросил деньги священникам под ноги, ушёл — и в отчаянии повесился.
Святые отцы о предательстве:
«Не предательство Иуды соделало нам спасение, но мудрость Христа, дивно обращавшая злодеяния других в нашу пользу» (свт. Иоанн Златоуст).
«О, ослепление! Куда оно увлекло Иуду? Таково сребролюбие! Оно делает людей безумными и безрассудными» (свт. Иоанн Златоуст).
«Как велико ослепление предателя! Приобщаясь тайн, он оставался таким же, и наслаждаясь страшною трапезою, не изменялся» (свт. Иоанн Златоуст).
«Если тот, кто находился со Христом, творил чудеса, пользовался таким учением, низвергся в такую бездну от того, что не был свободен от этой болезни, то тем более вы, не слышавшие даже Писания и всегда прилепляющиеся к настоящему, удобно можете быть уловлены этою страстью, если не будете прилагать непрестанного попечения» (свт. Иоанн Златоуст).
«От жадности процветает предательство, мошенничество, обман, клятвопреступление, беспокойство, насилие и жесткость сердца против сострадания» (свт. Григорий Двоеслов).
Не спешите осуждать Иуду
Святой Иустин (Попович) советует не спешить осуждать Иуду, потому что в душе каждого из нас есть его частичка. Предательство Иуды очень тесно связано с грехом сребролюбия. Апостол Павел пишет: «… корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:10). Это страшная духовная болезнь, которой, к сожалению, подвержено большое число людей.
Как определить, присущ ли тебе Иудин грех, в каком духовном состоянии ты находишься? Критериев три: любовь к деньгам, любовь к себе и высокое мнение о своих достоинствах. Всё это — явные признаки того, что душа наша больна и требует серьёзного лечения.
Страсть своеобразно действует в душе человека: от одного корня произрастает множество побегов. От сребролюбия возникает зависть, а завистливое око у человека, как правило, порождает «праведный» гнев, возмущение. В Евангелии ученики возмутились трате мира. «Как это так? Такие деньги! Зачем?» В сегодняшнем обществе человек, страдающий грехом зависти и сребролюбия, часто обращает внимание на благополучие окружающих его людей — тех, у кого с достатком всё в порядке. Он знает, у кого какие дома, машины, драгоценности. Всегда обратит внимание на обновку, особенности ремонта: «О, вы ремонт сделали! А где плитку брали? Это итальянская или немецкая?» Все эти странные вопросы рожаются от завистливого ока — духа Иуды.
По той же причине люди часто возмущаются тому, что христиане строят новые храмы. Зачем такие огромные деньги? Вы лучше возьмите и сделайте ремонт в роддоме или больнице! По тарелке супа каждому нищему раздайте — хоть какая-то польза! Вспоминаются слова Спасителя: «Нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете» (Мк. 14:8). Люди не понимают элементарных причинно-следственных связей: не будет храмов — не будут рожать, и роддомы не будут нужны. Женщины пойдут на аборты, мужчины будут бросать своих жён. О нищих тоже некому будет заботиться.
Сколько ты стоишь?
Разновидностей предательства множество. Это блуд, прелюбодеяние, разводы, аборты. Есть и духовное прелюбодеяние — когда люди уходят в секты, занимаются астрологией, оккультизмом.
Трусость — тоже дочь предательства. Многие люди боятся признаться в том, что они христиане — причём даже в безобидной ситуации, например, своим коллегам на работе. Вспоминается в этой связи один реальный случай. Шёл верующий человек мимо храма, а навстречу ему прохожий. Надо бы снять шапку, перекреститься, но как-то неудобно перед чужим человеком, и смотрит незнакомец как-то пристально. Ладно, думает верующий, сейчас он пройдёт — и я перекрещусь. В этот момент прохожий останавливается, снимает шапку, широко осеняет себя крестным знамением, кланяется — и идёт дальше. А рассказавший мне этот случай человек остался в недоумении от того, что с ним произошло.
Зависть и предательство приводят, как правило, к различным жалобам, кляузам, анонимкам. В 30-е годы ХХ века наши бабушки и дедушки столкнулись с тем, что огромное число прекрасных людей погибало в лагерях и тюрьмах из-за доносов возмущённых «правдолюбов». Они из зависти писали анонимки, которые приводили к судам без разбирательств. Сколько раз бывало так, что человека навсегда увозил воронок, а написавший кляузу садился в его служебное кресло!
Стоит отметить цену предательства — тридцать сребреников. Если почитать толкователей Евангелия, то можно узнать, что эта сумма — цена беглого раба, который считался порченым товаром. Иудеи обрадовались и удивились, когда пришёл один из двенадцати. Видимо, они поняли, кто перед ними, и предложили самую низкую цену. Иуда мог бы поторговаться, потому что за бесценного Христа дали бы гораздо более значительную сумму. Но, по всей видимости, он обрадовался предложенному, не догадался, что можно было просить больше. Эти тридцать сребреников оказались не ценой Христа, а ценой Иуды.
К сожалению, эта правда имеет отношение и к нашей жизни. Люди продают себя за гроши — идут на сделку со своей совестью, берут взятки, переступают через морально-нравственные принципы для достижения какой-то временной выгоды, сегодняшнего комфорта, земного благополучия и временных благ, забывая, что мы все обречены на расставание с этим. С собой ничего не заберёшь, кроме своих добродетелей и грехов, добрых и злых дел.
Одна из болевых точек нашей Церкви сегодня — это борцы с кодами, карточками, пластиковыми паспортами и прочим подобным. Создаётся впечатление, что это некий манёвр нечистого, который отвлекает людей глупостями. Как говорилось в одном фильме, на войне нужно смотреть туда, откуда страшно. Так и христианину важно смотреть в ту сторону, откуда ему угрожает реальная духовная опасность. Можно легко предположить, что рога растут не из ИНН и карточек. Опасность угрожает со стороны страстей человеческих и грехов, которые опрокидывают нашу жизнь и приводят к уничтожению миллионов людей в войнах, междоусобных бранях, революциях. Сребролюбие, зависть, злоба, ненависть, гнев, осуждение, неспособность прощать намного страшнее любых кодов и могут бесконечно далеко удалить человека от Бога и спасения.
Не стать Иудой
Мы не можем причаститься, не вспомнив Иуду. Перед причастием каждый читает молитву, в которой есть слова: «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда». Мы вспоминаем не про Матерь Божию или апостолов — про предателя. Почему? Скорее всего, Церковь в кульминационный момент литургии напоминает каждому из нас об опасности стать иудой. Человек может стать им — и, что самое страшное, даже не заметить этого. Потому духовная бдительность, внимание к себе, сосредоточенность и покаяние должны быть непременно присущи верующему человеку.
Святые говорят, что любой грех нужно побеждать с помощью противоположной ему добродетели. Что можно противопоставить предательству, зависти, сребролюбию? — милосердие, милостыню, верность, пост. Нужно помнить, что нам принадлежит только то, что мы раздали другим. Но здесь нужно заметить: важна не сама добродетель, а то, как она влияет на душу человека, её свойства и способности. Если добрые дела не меняют христианина, значит, он совершает не те дела или совершает их не так.
Перед Богом будет понятно, на кого человек стал похож в течение жизни. Кто-то будет подобен ангелу, а у кого-то демоническая природа его души расскажет об обратном: он далёк от Бога и Церкви. Сама наша жизнь служит нам приговором, так что Страшный суд вершится уже здесь, на земле.
Подражать другому апостолу
Каждый день мы делаем выбор: либо остаёмся со Христом, либо нет. Вспоминается такой случай в этой связи. Пришёл к одному старцу ученик и спрашивал: «Отче, я согрешил, потом покаялся. Снова согрешил, и снова покаялся. Потом опять. Доколе, отче?» А старец отвечает: «До смерти, чадо моё!»
Мы грешим и каемся постоянно. Жизнь христианина протекает и формируется не от победы к победе, а от поражения к поражению. Горький опыт падений помогает человеку настраиваться на покаянное состояние духа. Это очень важно. Перед нашими глазами должны быть два образа: один — это повесившийся Иуда, покачивающийся на верёвке. Второй — молящийся коленопреклонённый Пётр, каждый раз при пении петуха плачущий, вспоминающий своё отречение от Христа и умоляющий о прощении, хотя давно уже был прощён и восстановлен в апостольском достоинстве. Прощён деликатно и кротко, как только Господь может.
Помните, как Он трижды спрашивал: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» (Ин. 21:15-17). Как это красиво! Только любящий отец может так поговорить со своим согрешившим ребёнком: без упрёка и осуждения. Спаситель мог бы сказать: «Ну что же ты! Я ведь тебе всё показал: воскрешение мёртвых, хождение по водам, брал на гору Фавор. Как ты мог от Меня отречься?» — нет. Ни слова. Так Господь может простить и поддержать в трудный момент. А Пётр для нас — это мощный, красивый и яркий пример правильного покаяния, которое приводит ко спасению. То, что мы падаем, неизбежно, но у нас всегда есть возможность покаяния и прощения. Нет такого греха на земле, который мог бы победить милосердие Божие. Как говорят святые отцы, нет греха непрощённого, кроме греха нераскаянного.
Для того, чтобы не повторить грех Иуды, нужно изучать Писание, его толкования, читать святых отцов побольше. Слушать лекции — интернет нам в помощь. Сейчас есть доступ к самым замечательным книгам и статьям. Вообще, это удивительно: люди, которые имеют возможность изучать колоссальные пласты информации, вместо этого лайкают фотографии, смотрят новости спорта и переписываются со знакомыми о ерунде. Хемингуэй писал, что человеку всегда всего мало. Но на практике нам всего мало не в знаниях, а в несущественном — как старухе из сказки. Мы живём по словам апостола Павла: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (1 Рим. 7:19). Это говорит о нашей греховной повреждённости. К счастью, Господь любит нас и умными, и глупыми, и кающимися, и грешными. Любит, как Своих детей.
Записала Екатерина Щербакова
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии