Анализ семян и плодов растений из библейского «дома Голиафа» проливает свет на ритуальные практики филистимлян

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Анализ семян и плодов растений из библейского «дома Голиафа» проливает свет на ритуальные практики филистимлян
Загадочная филистимская культура процветала в железном веке (ок. 1200–604 гг. до н. э.)

ИЕРУСАЛИМ. Загадочная филистимская культура, процветавшая в железном веке (ок. 1200–604 гг. до н. э.), глубоко повлияла на культурную историю, агрономию и пищевые обычаи южного Леванта. Более четверти века раскопок в Телль-эс-Сафи/Гате в центральном Израиле, известном как библейский Гат филистимлян и дом Голиафа, предоставили уникальное окно в мир этой древней цивилизации, сообщает интернет-сайт Рhys.org.

В рамках систематического проекта раскопок на территории храма в нижнем городе Гат группа из Университета Бар-Илан в Израиле под руководством профессора Арена Маейра (археология) и профессора Эхуда Вайса (архео-ботаника) руководила изучением растений, используемых в филистимских ритуалах.

Хотя многие аспекты филистимской культуры хорошо документированы, особенности филистимских религиозных обрядов и даже пантеон божеств долгое время оставались окутанными тайной. Исследование Фрумина и соавторов «Ритуальные практики филистимлян в Библейском Гате, связанные с растениями», недавно опубликованноея в журнале Scientific Reports, вносит ценные новые данные в наше понимание ритуальных практик филистимлян.

Обнаружение многочисленных растений в двух храмах, раскопанных на этом месте, позволило пролить свет на беспрецедентные знания о филистимских культовых ритуалах и верованиях — ингредиентах храмовой пищи, времени проведения церемоний и растениях для украшения храмов.

Доктор Суюмбикья Фрумин под руководством профессора Эхуда Вайса изучала использование растений филистимлянами в их храмах в рамках своей докторской диссертации. Вместе с доктором Амитом Даганом, Марией Енюхиной и профессором Ареном Маейром они углубились в растительные комплексы, обнаруженные на территории храмов, и получили массу информации о значении различных видов растений в филистимских религиозных ритуалах.

Благодаря тщательному изучению, количественному и качественному анализу типов используемых растений, времени их сбора, способов подношения и потенциального символического значения исследователи собрали воедино более ясную картину подхода филистимлян к духовной жизни.

Доктор Суембикья Фрумин, менеджер лаборатории архео-ботаники в Университете Бар-Илан и ведущий исследователь исследования, отметила: «Одним из наиболее важных результатов является идентификация самых ранних известных ритуальных применений нескольких средиземноморских растений, таких как сирень целомудренная (Vitex agnus-castus), маргаритка корончатая (Glebionis coronaria) и скабиоз серебристый (Lomelosia argentea)».

«Эти широко распространенные средиземноморские растения связывают филистимлян с культовыми ритуалами, мифологией и атрибутами, связанными с ранними греческими божествами, такими как Гера, Артемида, Деметра и Асклепий. Кроме того, растения с психоактивными и лечебными свойствами в филистимских храмах обнаруживают их использование в культовых целях. Исследование показало, что филистимская религия опиралась на магию и силы природы, такие как проточная вода и сезонность, аспекты, влияющие на здоровье и жизнь человека».

Более того, анализ храмовых семян и плодов дал ценную информацию о сроках проведения ритуалов, о важности ранней весны для храмовых обрядов и о дате окончательного использования храмов – и их разрушения Азаилом Арамейским – что произошло в конце лета или начале осени. Сезонный аспект религиозных практик филистимлян подчеркивает их глубокую связь с миром природы и циклами сельского хозяйства.

Профессор Эхуд Вайс, директор лаборатории архео-ботаники в Университете Бар-Илан и соавтор исследования, прокомментировал итоги исследования: «Наши результаты бросают вызов предыдущим представлениям о филистимских ритуальных практиках и предлагают свежий взгляд на их культурные практики и связи между филистимской культурой и более широкие средиземноморские религиозные традиции. Изучая растения, которые они использовали в ритуальных контекстах, мы лучше понимаем, как филистимляне воспринимали и взаимодействовали с окружающим миром».

Кроме того, исследование предлагает интригующие параллели между филистимлянскими и эгейскими церемониальными практиками. Обнаружение ткацких станков (аппарата, используемого для производства тканей) в филистимских храмах, что является общей чертой эгейских культовых мест, связанных с Герой, еще больше усиливает гипотезу о культурном обмене и влиянии между двумя регионами.

«Эти результаты открывают новые возможности для исследования культурных и религиозных взаимодействий между филистимлянами и соседними регионами», — добавил соавтор исследования профессор Арен Маейр, сотрудник факультета исследований и археологии имени Мартина (Суш) Университета Бар-Илан, который руководил раскопками в Телль-эс-Сафи/Гате более 25 лет.

«Применяя расширенный количественный и качественный анализ растительных комплексов, мы углубили наше понимание древних культовых практик и их значения в более широком средиземноморском мире».

«Эти новые данные указывают на осведомленную деятельность персонала храма в отношении использования растений, влияющих на настроение. Наш метод количественного и качественного анализа общего растительного комплекса должен быть весьма актуален для анализа других древних культов и для изучения культурных и культовых явлений в истории региона и за его пределами», — заключила доктор Фрумин.

https://sedmitza.ru/text/10366516.html

В Израиле палеоботаники «пролили беспрецедентный свет» на обрядность библейских филистимлян, сородичей Голиафа
Те широко использовали в храмах психоактивные и лекарственные растения в 1200-600 гг. до н.э.

РАМАТ-ГАН. В Израиле палеоботаники «пролили беспрецедентный свет» на обрядность библейских филистимлян, сородичей Голиафа – оказалось, что те широко использовали в храмах психоактивные и лекарственные растения в 1200-600 гг. до н.э., пишет arkeonews.

Исследователи из университета имени Меира Бар-Илана проанализировали семена и плоды растений из двух древних храмов в Телль-эс-Сафи (Гате) (Tell es-Safi/Gath) в центре нынешнего Израиля. Загадочная филистимская культура, достигшая своего пика в железном веке (около 1200-604 годов до н.э.), глубоко повлияла на историю и культуру южного Леванта, его агрономию и структуру питания. Более четверти века идут раскопки в местечке Телль-эс-Сафи в центральной части Израиля. Ученые установили, что здесь располагался библейский Гат филистимлян, родина Голиафа. В наше время здесь основали национальный парк «Тель Зафит (Гат филистимлян)» под эгидой Управления природы и парков Израиля. Каждая находка на раскопках все шире приоткрывает окно в удивительный мир этой древней цивилизации.

Систематические раскопки в районе храма в нижней части Гата ведет группа исследователей из Университета Бар-Илан в Израиле, которую возглавляют профессор археологии Арен Маейр (Aren Maeir) и профессор палеоботаники Эхуд Вайс (Ehud Weiss). Ныне ученые все глубже занимаются определением растений, использовавшихся в храмовых обрядах филистимлян. Они опубликовали статью в Scientific Reports, в которой представляют «ценные новые данные» об образе жизни филистимлян и прослеживают их культурно-религиозные связи с более широким средиземноморским ареалом – в частности, обнаруживают очевидные связи с греческой религиозной обрядностью на основе анализа растений, найденных на раскопках.

Доктор Суэмбикья Фрумин (Suembikya Frumin) при подготовке своей докторской диссертации под руководством профессора Эхуда Вайса изучил использование растений филистимлянами в храмовых обрядах в соавторстве с доктором Амитом Даганом (Amit Dagan), Марией Енюхиной (Maria Eniukhina) и профессором Ареном Маейром. Ныне доктор Фрумин руководит лабораторией палеоботаники в Университете Бар-Илан. Ученые скопили и проанализировали огромный массив информации о распространенности различных видов растений в религиозных обрядах филистимлян. Благодаря тщательному изучению и количественному и качественному анализу видов растений, сроков их сбора, времени и способов использования и возможного символического значения, исследователи составили весьма ясное представление о народной духовности в то время.

«Одно из наших самых важных открытий заключается в определении видов средиземноморских растений, применявшихся в самых ранних известных нам храмовых обрядах, – говорит доктор Фрумин. – Это, в частности, сирень целомудренная (Vitex agnus-castus), венечная маргаритка (Glebionis coronaria) и серебристая скабиоза (Lomelosia argentea) – широко распространенные средиземноморские растения. Их применение свидетельствует о том, что культовые обряды, мифология и символика веры филистимлян связаны с ранними греческими божествами – Герой, Артемидой, Деметрой и Асклепием. Многие обнаруженные нами растения имеют психоактивные и лекарственные свойства. Наше исследование показало, что в своей религии филистимляне полагались на магию и силы природы, уповая на небесные воды и смены сезонов, даруемые богами, и веруя в их влияние на здоровье и жизнь человека».

Анализ храмовых семян и плодов дал ценную информацию о сроках проведения храмовых обрядов, в частности об их интенсификации ранней весной, в период пробуждения природы, а также о времени разрушения храмов Азаилом из Арама. Установлено, что это бедствие произошло ранней осенью. Сезонность религиозных обрядов филистимлян показывает их тесную связь с миром природы и циклами земледельческих работ. «Наши результаты во многом опровергают прежние представления о храмовой обрядности филистимлян, – говорит профессор Эхуд Вайс. – Мы предлагаем новый взгляд на их культурные обычаи и религиозные обряды, прослеживая связь между культурой филистимлян с широким средиземноморским ареалом в плане религиозных традиций. Изучая растения, которые они использовали в ритуальных контекстах, мы лучше понимаем, как филистимляне воспринимали мироздание и роль человека в нем».

Исследование также выявило интригующие взаимосвязи в символике филистимских и эгейских обрядов. Ученые обнаружили гирьки для ткацкого станка в филистимских храмах, типичные для всех областей культа Геры в Эгейском море, и это открытие подкрепляет гипотезу о культурном обмене и взаимном влиянии религий этих двух регионов. «Эти наши результаты открывают новые горизонты для исследований культурных и религиозных взаимодействий филистимлян с соседними народами, – считает профессор Арен Маэйр, руководящий раскопками в Телль-эс-Сафи/Гате более 25 лет. – Применив передовые методы количественного и качественного анализа растительных сообществ, мы углубили наше понимание древней обрядности этого народа и ее положения в более широком средиземноморском мире».

Сергей Игнатов

https://sedmitza.ru/text/10368138.html