Акция "Pussy Riot" как разновидность мещанского анархизма

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Pussy Riot

Участницы "Pussy Riot" добились того, чтобы о них говорили. Речь идет о радикальной группе "панк-феминисток", которые организуют медийные провокации в разных местах, имеющих символическое значение. "Перфоманс", вызвавший самый громкий скандал, имел место в [раме Христа Спасителя в Москве, где группа устроила богохульный спектакль, сочетая в нем оскорбления против религии, Церкви и властей. Три участницы этой группы были арестованы, задержаны и стали объектом судебного процесса, сильно раскрученного в СМИ. Им грозит три года лишения свободы. Что касается сторонников "Pussy Riot", этот судебный процесс предоставляет им возможность в свою очередь обвинить политическую власть и Русскую Православную Церковь в антифеминизме и в сговоре. На Западе зазвучало множество голосов, в частности среди правозащитных организаций, с требованием освободить феминисток-активисток, а также призывы к милосердию со стороны российского правосудия. "Международная амнистия" объявила их "узницами совести". "Pussy Riot" уже подали прошение в Европейский суд по правам человека жалобу по поводу их задержания.

В "зрелом" демократическом обществе, где гражданские свободы стали обычной практикой, свобода самовыражения должна проявляться в духе плюрализма и уважения. Это означает, что даже агрессивное столкновение различных мнений должно происходить как минимум на основе взаимоуважения между сторонами. Таким образом, с точки зрения публичных властей, форма выражения своего мнения так же (а может, и более) важна, как и содержимое этого мнения. Так, Европейскому суду по правам человека нередко приходится напоминать, что предназначение свободы самовыражения не в попустительстве оскорблениям, разнузданным и немотивированным провокациям. Это особенно справедливо, когда речь заходит о "риторике ненависти" по отношению к определенным расовым или религиозным группам.

В Европе места отправления культа - мечети и синагоги, а более того церкви и кладбища, - все чаще подвергаются актам вандализма и антирелигиозным провокациям. Эти действия имеют целью намеренно нанести удар про сакральности этих мест и глубоко ранят чувства верующих. Подобные действия являются преступлением и не могут - под предлогом политической акции или вида искусства - претендовать на своего рода иммунитет во имя свободы самовыражения. Нет ничего похвального в том, чтобы напасть на святыни христиан; существуют другие способы, более достойные и уважаемые, чтобы выразить свою точку зрения. Ни в одной европейской стране акты вандализма, подобные тому, что произошел в храме Христа Спасителя в Москве, не остаются безнаказанными. Например, провокаторы, инсценировавшие гомосексуальную свадьбу и напавшие на священника во время мессы в парижском соборе, были осуждены французским правосудием.

Если говорить более общо, подобные провокации потеряли бы всяческую приписываемую им политическую и художественную ценность, если бы они не завершались судебным приговором по отношению к инициаторам акции. Это разновидность мещанского анархизма, претендующего на возможность совершения "теракта" под охраной закона. Нападение на храмы и на христианство в наши дни считается определенного рода конформизмом и обеспечивает благосклонность множества СМИ. Сегодня нужно больше мужества, чтобы защищать Церковь, чем чтобы нападать на нее.

Хотелось бы, чтобы то те, кто объединяется сегодня во имя освобождения "Pussy Riot", не отказывали бы в поддержке христианам, оказывающимся жертвами нетерпимости в Европе и преследований в мире.

Грегор ПУППИНК,
генеральный директор Европейского центра законности и справедливости (Страсбург),
специально для "Интерфакс-Религия"

http://www.interfax-religion.ru/?act=dujour&div=415