Ахтырская икона Божией Матери. Васильева А. В.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Предание

Чудесное явление Ахтырской иконы Божией Матери произошло 2 июля 1739 года в городе Ахтырка Харьковской губернии (Сумская обл., Украина). Священник Покровского храма Василий Данилов, отличавшийся праведной, благочестивой жизнью, во время сенокоса обрел в высокой траве излучавший ослепительный свет образ Богоматери, на котором было изображено моление Богородицы перед распятым на Голгофе Господом Иисусом Христом. Иерей благоговейно поднял икону и перенес ее к себе в дом, где она находилась три года.

По прошествии трех лет, в праздник Покрова, о.Василий был поражен исходившим от иконы необычайным светом. В этот же день в тонком сне он получил от Богоматери повеление омыть образ чистой водой. Поступив, как указала ему Богородица, священник собрал воду в сосуд, чтобы поутру вылить ее в реку, но той же ночью он увидел второй необыкновенный сон. Снилось о. Василию, что он идет к реке с водой, оставшейся после омовения иконы, и слышит голос Богородицы: «Куда ты несешь воду? Вернись с нею домой и храни ее, она будет страждущих исцелять от лихорадки». Отец Василий имел дочь, страдавшую от этой болезни. Он дал ей испить святой воды, и больная мгновенно выздоровела. Убедившись в несомненной чудотворной силе иконы, священник решил, что образ должен быть в храме, и перенес его в сельскую Покровскую церковь.

После чудесного случая исцеления дочери священника последовали еще несколько необычайных событий. Водой от святой иконы исцелился больной лихорадкой сын иконописца Иоанна, бравшегося поновить чудотворный образ. Распространению известия о чудесах от иконы при высочайшем дворе послужило явление Божией Матери во сне больной вдове баронессе фон Вейдель, посетившей Ахтырку в 1748 году. Богородица указала ей день ее скорой кончины и обещала покровительство двум малолетним дочерям баронессы. Обе сироты после смерти матери были взяты ко двору императрицей Елизаветой Петровной и впоследствии выданы замуж за богатых вельмож, графов Панина и Чернышова. Графини до самой смерти делали щедрые вклады в собор, где пребывала икона.

В 1751 году Святейший Синод, закончив продолжительное следствие о чудесах от святой иконы, постановил почитать Ахтырский образ как чудотворный. В 1768 году на пожертвование императрицы Елизаветы на месте явления иконы был построен каменный Покровский собор (архитектор Ф. Б. Растрелли), в котором образ находился вплоть до его похищения в 1903 году во время отправления на реставрацию в Санкт-Петербург.

Неведомыми путями после своего исчезновения святая икона оказалась в Китае (г. Харбин) и была приобретена С. А. Степановым. По свидетельству харбинского протоиерея Н. Труфанова, хорошо знавшего Ахтырскую святыню в г. Ахтырке, образ, приобретенный Степановым, был подлинной чудотворной иконой. В 1950-х годах сын Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где передал ее в благословение Комитету Русской Православной молодежи.

В 1975 году о местонахождении Ахтырской иконы стало известно в СССР, и через 20 лет, в 1995 году, митрополит Харьковский Никодим (Руснак) привез список с чудотворного образа и передал его в Ахтырский Покровский собор. В связи с этим событием на третий день после праздника Святой Троицы был возобновлен крестный ход с чтимым списком на место Ахтырского во имя Святой Троицы монастыря. Этот ход совершался с 1844 года в субботу Пятидесятницы, а обратно икона переносилась в праздник Всех святых.

Перед чудотворной иконой Ахтырской Пресвятой Богородицы издревле принято молиться не только об исцелении от лихорадки и других болезней, но и о благополучном замужестве дочерей. Также икона считается покровительницей детей.

Празднование образу Ахтырской Божией Матери совершается 2/15 июля, в день положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.

Иконография

В иконографии Ахтырской иконы Божией Матери явственно прослеживаются черты итало-греческой школы. Скорбящая Богоматерь, в соответствии с католической традицией, изображена со сложенными на груди в молении руками (имеются другие изводы того же образа с иным положением рук), слева от нее - Иисус Христос, распятый на Голгофском кресте. Такая примечательная деталь, как значительная разница в высоте фигур Христа и Богоматери, относит изображенное не столько к определенному моменту предстояния Богородицы у креста Спасителя, но, скорее, символически говорит о подвиге всей жизни Богоматери, еще задолго до рождения Христа знавшей о том, что Она станет Матерью Сына Божия, Который пострадает за грехи людские. Богородица предстает на Ахтырском образе в глубоком смирении и полной покорности воли Божией, выраженными в Евангелии словами: «Се Раба Господня».

Иконография образа отражает и некоторые черты литургической практики. Известно, что в древности по сторонам престола - священного средоточия любого храма, соединившего представление о смерти Христа и Его царственной славе, - на особых подставках ставили выносную икону Богоматери и деревянный крест с Распятием. Непосредственное присутствие образа Богородицы у трапезы, где совершается пресуществление Святых Даров в Тело и Кровь Христа, - имело глубокий смысл, постоянно напоминая об истине воплощения Бога и предстательства перед Ним Его Матери, молящейся за весь род человеческий.

В различных иконографических вариантах Ахтырской иконы Богородица изображается в мафории (XIX в., ПГХГ), в короне с непокрытой головой (XIXв., ЦАК МДА), с непокрытой головой (кон. XVIII - сер. XIX в., ГММК). Также иконографическая схема Ахтырского образа послужила основой для созданной в XX векеРавенсбрюкской иконы, которая отличается от прототипа тем, что на ней Христос изображен распятым в отроческом или младенческом возрасте.

Списки с иконы

После прославления Ахтырской иконы Божией Матери в 1751 году с образа был сделан ряд списков. Один из первых по времени списков с чудотворной иконы, также прославившийся многими исцелениями и чудесами, находится в Ахтырском соборе г. Орла, построенном в благодарность за исцеление по молитве перед иконой орловского купца Константина Семеновича Пастухова в 1773 году.

Особое распространение копии с Ахтырского образа получили на юге России, в Харьковской епархии. Известны также чтимые списки с Ахтырской иконы в храме «Николы Явленного» и в главном приделе храма Воскресения Словущего (ап. Филиппа) на Арбате в Москве, в Козельске в Вознесенской церкви. Ахтырская икона Божией Матери, именуемая «Самарской», является главной святыней Самарского Пустынно-Николаевского мужского монастыря.

В честь чудотворной иконы был освящен также ряд храмов: в селе Чернетове Брянской области (построен в 1805 году на средства помещицы А. Н. Надаржинской, родной тетки Ф. И. Тютчева), Ахтырский женский монастырь в селе Гусевка Волгоградской области (основан в 1870-е, местночтимый список с Ахтырской иконы был спрятан в 1920-х гг.), храм в селе Ахтырка Сергиево-Посадского района Московской области (построен в 1825 году А. С. Кутеповым в бывшем имении князей Трубецких, возвращен Церкви в 1991 году), храм Ахтырской Божией Матери и Крестовоздвижения в с. Лукино (Псковская область), часовня при республиканской больнице в Петрозаводске (освящена в 2000 г.).

Еще одним святым местом, связанным с чудотворной иконой, являются часовня и купель в честь Ахтырской иконы Божией Матери в с. Архангельские Борки Липецкого района, созданные в 1816 году. Источник стал почитаемым после того, как в нем омыли икону Божией Матери «Ахтырская», прославившуюся после этого многочисленными исцелениями.

Тропарь, глас 4

Преблагословенная Дево Богородице чистая, / у креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи, / скорбь велию претерпела еси / и благодать от Него прияла еси / сущия в скорбех утешати. / Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе / и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще, / умиленно к Тебе вопием: / Заступнице усердная, / благая и милостивая! / Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни / и спаси души наша, // да Тя со благодарением славим во веки.

Кондак, глас 8

Притецем, вернии, к благодатному милостей и щедрот источнику, / чудотворному Пречистыя Девы образу; / сей бо нам свыше даровася, душам и телесем во спасение, / емуже покланяющеся с любовию, возопием к Богородице:/ о всепетая Мати, о Царице всемилостивая, // покрый и соблюди нас от всякаго зла Твоим к Богу Матерним предстательством.

Молитва

О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира! Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем. Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди. Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени и духом милосердия и сострадания сия утверди; отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради. Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси. Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://www.portal-slovo.ru/art/42973.php