Агония антицерковных и антироссийских сил

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Как и следовало ожидать, патриарх Кирилл посетил Ровно и обратился к своей ровенской пастве. «Интерфакс-религия» сообщает: «Тысячи православных верующих, столпившихся перед Свято-Воскресенским кафедральным собором, хором скандируют: "Наш патриарх — Кирилл!" и дружно аплодируют.

Собравшиеся неподалеку немногочисленные противники визита патриарха Кирилла в Ровно кричат хором "Ганьба!" и "Геть московского попа!"
Верхний храм соборного комплекса в настоящее время захвачен раскольниками из т.н. "Киевского патриархата". Нижний храм, где ютится община канонической Украинской православной церкви, сразу по прибытии посетил патриарх. Там он обратился со словом поддержки к архиепископу Ровенскому и Острожскому Варфоломею и собравшимся в храме клирикам.
Затем предстоятель вышел на площадь перед собором, где собралась огромная толпа верующих УПЦ и несколько десятков националистов. Последние пытались перекричать патриарха Кирилла, скандируя всё те же лозунги.

Патриарх начал свое обращение к церковному народу словами "Христос воскресе!", в ответ раздался возглас многотысячной толпы: "Воистину воскресе!"

Предстоятель поддержал морально и духовно верующих канонической Церкви, которые стоят на страже православия.
В начале своего выступления патриарх осенил всех людей, стоящих на площади, широким благословляющим жестом.

"Я низко кланяюсь всем, кто несмотря ни на что хранит веру православную и любовь. Я низко кланяюсь народу Ровно. Несмотря на разделения, храните свое единство!" — призвал патриарх.

Он отметил, что почувствовал особую благодать при посещении нижнего храма Воскресенского собора, который в настоящее время занимает община Московского Патриархата.

Верхний храм собора, ранее принадлежавший канонической Православной церкви, еще в начале 1990-х годов захватили сторонники самопровозглашенного "Киевского патриархата".

Патриарх Кирилл назвал Воскресенский храм "катакомбной церковью" и сравнил современное положение его прихожан с положением первых христиан.

"Но мы знаем, что, выйдя из катакомб, Церковь Христова всему миру исповедовала слово истины", — сказал патриарх.

Он призвал всех верующих "преодолевать разделение и помнить, что победа там, где Христос и где любовь".

"И в память о встрече со своей паствой я хочу подарить катакомбной церкви образ Спасителя", — с этими словами патриарх Кирилл передал ровенскому духовенству икону Христа».

Также ИФР передает не менее интересный репортаж о посещении патриархом Кириллом Луцка: «Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в понедельник вечером прибыл в Луцк.

При его появлении собравшиеся на площади перед строящимся кафедральным собором сотни сторонников главы "Киевского патриархата" Филарета Денисенко начали кричать "Кирилла — с Украины!", но их крики потонули в шуме бурных аплодисментов и приветственных возгласов со стороны православных верующих, окруживших место строительства собора под большим плакатом "Волынь витае патриарха".

"Волынь всегда была опорой Православной церкви, явила силу веры и христианского духа, и дай Бог, чтобы было всегда так", — сказал патриарх, обращаясь к народу на площади.

Как и в Ровно в понедельник утром, он приветствовал верующих пасхальным возгласом "Христос воскресе!" и признался, что с большой радостью посещает этот край, где может почувствовать "стойкость стояния в православии" местного населения и их защиту канонической Церкви.

"Никогда я не видел так много горящих глаз и замечательных лиц, как здесь у вас, на Волыни, дорогие мои", — сказал патриарх.

Он отметил мужество духовенства Луцкой епархии, вынужденного постоянно противостоять раскольникам, их "несгибаемую силу духа".

"Будьте добрыми пастырями, принимайте всех, кто вас сегодня не принимает, открывайте свои сердца всем", — сказал патриарх Кирилл и призвал всех верующих помнить, что их ответом всем, даже своим врагам, всегда должен быть "ответ любви".

"Пусть ваши сердца всегда будут наполнены пасхальной радостью. Храни вас Бог!" — с этими словами предстоятель Русской Церкви благословил тысячи верующих.

Духовенство епархии и прихожане луцких церквей приветствовали своего патриарха многократным пением "Многая лета" на местный распев».

Вообще-то патриарх классно переиграл всю эту оранжевую административную машину В.Ющенко. Создал видимость отступления, «эти» расслабились, распустили актив (хваленые 60 автобусов), а оставили 30 кликуш, уже ручонки шаловливые потирали, и в Киеве, и в Москве писали про «срыв визита».
И, кстати, команда патриарха отлично сработала — ни одной утечки, все дружно поддерживали «видимость отступления» с целью подготовить еще более решительное контрнаступление.
Все было сделано предельно профессионально — в «Интерфакс-религии» сообщение о том, что Святейший выехал в Ровно (а не в Городокский монастырь, как «планировалось») появилось, когда он уже подъезжал к Ровно и что-либо переигрывать уже было поздно.
Любые заявления членов ющенковской команды выдают эту команду с головой. Так, глава СБУ Наливайченко заявил о том, что никаких угроз жизни и безопасности патриарха Кирилла на Украине нет. Одновременно член его же команды зам. главы секретариата В.Ющенко Юрий Богуцкий оказывал прямое давление на патриарха Кирилла, рассказывая сказки про угрозы беспорядков в Ровно. В этом его гласно и принципиально обвинил глава ОВЦС МП архиепископ Иларион (Алфеев). Таким образом, налицо тот факт, что именно секретариат Ющенко сам же организовывает протесты против патриарха, чтобы потом «спасти» от них Святейшего, сорвав его визит на Запад Украины. Близкий Ющенко глава«Украинской народной партии» Костенко — также активный участник провокаций против визита патриарха Кирилла.

Все эти игры выглядят жалко. После них Ющенко выглядит политическим банкротом. У раскольников — агония. Вспомним их подъем — 1991, 1992 годы, когда обнаглевшая банда Червония безнаказанно захватывала храмы, била священников и мирян. Теперь их какие-то жалкие кучки в Ровно и Луцке. Не их эпоха, ибо это эпоха патриарха Кирилла и нового собирания Руси. Ющенко и вся искусственная и лживая бандеро-мазепинская идеология обречены.

На этом фоне особенно вызывающе выглядят откровенно провокационные антицерковные пассажи в некоторых российских СМИ.

Вот что пишет «Независимая газета», обвинявшая патриарха Кирилла в... реабилитации Гитлера: «Если визит патриарха в известной степени и был пастырским, то отнюдь не миротворческим. Пока ясно одно: патриаршая поездка по Западной Украине фактически сорвана». Патриарх — на Западной Украине, а «им» уже все «ясно»! Они выдают желаемое за действительное. И эту их  «ясность» патриарх Кирилл развеял, посетив Ровно и Луцк, где за него были тысячи, а против — небольшие группы сходящих на нет «оранжевых».

На портале «Зарусские.орг» появилась очень странная статья. Некая г-жа Кампаниец считает заявления чиновников секретариата Ющенко об их непричастности к попытке срыва визита патриарха Кирилла в Ровно искренними и правдивыми, а неискренними, непрофессиональными и вражескими людьми она считает окружение и службу безопасности патриарха Кирилла. Согласно г-же Компаниец, именно они отговорили Святейшего ехать в Ровно, а Ющенко, Богуцкий и Луценко здесь ни причем.

Если патриарх выбрал такое окружение, то он предстает в сознании читателя в лучшем случае дураком.

Компаниец предлагает не доверять команде патриарха, представители которой однозначно заявили, что секретариат Ющенко «рекомендовал патриарху не посещать Ровно из соображений безопасности» и доверять «оранжевым», которые, что ожидаемо, пытаются уверить нас, что не имеют никого отношения к попытке срыва посещения Ровно патриархом.

Компаниец пишет, что Синод УПЦ МП признал «голодомор» «геноцидом украинцев», а член Синода митрополит Одесский и Измаильский Агафангел заявляет, что такого решения Синода нет. Я верю митрополиту Агафангелу — решительному противнику расчленения Русской Церкви.

А ведь этот портал читают многие активисты русских организаций на Украине. Кому же выгодна дискредитация перед ними патриарха Кирилла и его команды? Близким, примазавшимся к движению «Вера» (возглавляет С.Компаниец) считается добычинский провокатор Добычин из Крыма. Он, видимо, и дезинформирует русские организации. И данная фальшивка сработана предельно грубо, ибо в ней прямо отбеливается Ющенко и его секретариат, сразу видно, откуда «уши торчат». Я призываю и русские организации Украины, и российское экспертное сообщество к более тесному взаимодействию с Московским Патриархатом, чтобы подобные недоразумения не повторялись. Ну а подлинные провокаторы не добились ничего. Вся линия поведения патриарха Кирилла убедительно доказывает, что Святейший ни на минуту не отказывался от посещения Ровно. Просто ради этого ему пришлось ехать автобусом в Корец, перехитрив секретариат Ющенко, где рассчитывали запереть патриарха в Киеве и действительно сорвать его визит на Западную Украину. Заголовки «НГ»  о «срыве визита» — тому свидетельство.

Единственное, в чем права Компаниец, это в том, что секретариат Ющенко действительно пытается создавать «агентуру влияния» в канонической УПЦ МП и что необходим «разбор полетов» — кто в Москве, в том числе в медиасфере, работает на Ющенко и «Поместную украинскую церковь».
Вообще Волынская часть патриаршего визита предельно важна. Вспомним Волынь. Она оказалась практически не затронутой революцией 1905 года, в ней полностью отсутствовали сепаратистские настроения. Именно на Волыни, как это сегодня ни удивительно, проживало больше, чем где-либо, членов «Союза русского народа» (до 2 миллионов человек). Одним из главных духовных центров всей Руси, в том числе Волыни, была Почаевская лавра, а духовным вождем того времени — архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) — выдающийся православный богослов, директор почаевской типографии архимандрит Виталий (Максименко), считавшийся неформальным «диктатором края». Без его благословения ни один депутат не мог быть избран в Госдуму. Владыка Антоний и архимандрит Виталий создали знаменитое Почаевское миссионерское типографское братство, миссионеры которого обошли все населенные пункты Волыни с проповедью Православия, издавали «Почаевские листки» тиражом 2 миллиона экземпляров. Таково было миссионерское
служение на Волыни во время Антония (Храповицкого). Тогда же при Почаевской лавре был создан Крестьянский банк, который помог малороссийским крестьянам освободиться от экономической зависимости от иноверных диаспор. Таково было православное социальное служение на Волыни. Святые новомученики российские, на Волыни просиявшие, также являлись сторонниками единства Русской Церкви и единства Великой, Малой и Белой России. Житие святого епископа Аркадия (Остальского) составил ныне живущий в Крыму известный агиограф протоиерей Николай Доненко. Также Волынь — место подвига многих священников Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в годы Великой Отечественной войны.

Мало того, высокопоставленные фальсификаторы истории умалчивают о том, что бандеровцы устроили самый настоящий террор против Православия на Украине. В 1941–1945 годах уничтожили несколько сотен православных священников, в том числе митрополита Киевского и всея Украины Алексия (Громадского), за то, что они не хотели отделяться от Русской Церкви и уходить в раскол. 7 мая 1943 года митрополит Алексий был убит из засады по пути из Почаевской лавры в город Кременец. Вместе с владыкой были убиты протоиерей Федор Юркевич, служащий епархиального управления Канаренко и шофер Марк Жихарев. В августе того же года бандеровцы ночью забрали из своего дома в городе Владимире Волынском епископа Украинской Православной Церкви Мануила (Тарнавского), вывели в лес, где и повесили. Владыка Мануил был известен как аскет, человек высокой духовной жизни.

Полицаями был уничтожен один из самых знаменитых киевских священников о. Александр Вишняков. Вот отрывок из воспоминаний внучки о. Александра Людмилы Барановской:

«Магистр богословия архимандрит Александр (Вишняков) родился 10 мая 1890 года, погиб 6 ноября 1941 года от рук украинских националистов, автокефалов. Раньше они доносили на православных священников в НКВД, а при немцах — в гестапо.

Воспитывался Александр в благочестивой семье священника — о. Василия. В роду Вишняковых насчитывалось 300 лет преемственного священства. Один из предков будущего архимандрита Александра служил полковым священником в войске Иоанна Грозного в его походе на Казань. Посему, выбор духовной стези Александром был органически предопределен. Среди грозных событий того времени судил Господь о. Александру ступить на стезю своего служения в качестве военного священника. Его направляют в армию полковым священником Ставропольской дивизии. Весь жар своего сердца отдает он для поддержания в войсках высокого патриотического духа. Знаменателен и уникален такой факт из военной биографии о. Александра: под селом Вишневым немецкие войска вступили в бой с частями Русской армии. Силы были неравны. Наши войска терпели поражение. Был убит командир роты, войска дрогнули. И тогда о. Александр в рясе, с крестом в высоко поднятой руке поднимает солдат в атаку. Бой был выигран. За личное мужество и героизм о. Александр был награжден солдатским Георгиевским крестом.

После войны о. Александр переезжает в Киев, где получает приход в церкви Св. Троицы.

Обстановка в городе накалена. Власть меняется не по дням, а по часам: поляки, красные, белые, махновцы, петлюровцы и т.д.

Во время установления власти Украинской Народной Республики (УНР) в Киеве начинаются еврейские погромы. В доме, где жил о. Александр, проживало несколько еврейских семей. Однажды, когда вооруженная толпа после разгрома синагоги Бродского, ворвалась во двор дома, он вышел к ним навстречу с крестом и уверил, что евреев в этом доме нет.

5 февраля 1918 года победой Красной армии под руководством Щорса в Киеве устанавливается большевистская власть. Начинается "Красный террор".

"Если можно обвинить в чем-нибудь ЧК, — говорит М.Лацис, известный киевский садист-палач, — то не в излишней ревности к расстрелам, а в недостаточности применения высшей меры наказания... мы все время были чересчур мягки, великодушны к побежденному врагу".

В числе первых 3000 арестованных под лозунгами "Красного террора" оказывается и о. Александр. Обреченных людей свозят в Октябрьский дворец культуры, где в подвалах пытают, а затем расстреливают как "врагов Советской власти". В стране идет активная антирелигиозная кампания. Чувствуя личную ответственность за чистоту христианской нравственности народа, о. Александр принимает участие в религиозных диспутах. Примечателен в связи с этим приезд в Киев наркома просвещения А.Луначарского. С большой помпой по городу было объявлено об атеистической дискуссии наркома со священником Александром Вишняковым. Послушать "златоуста" советской власти собрался полный зал. Но "Бог поругаем не бывает". Мощная эрудиция о. Александра, его глубокая вера, блестящий талант красноречия наголову разбивают бесовскую доктрину глашатая безбожной власти. Нарком остается посрамленным.

Под эгидой НКВД провозглашается создание революционной автокефальной "церкви", "посвящается" в митрополиты всея Украины лишенный сана Василий Липкивский. Возникает множество группировок, призывающих к "революции" в Церкви, к "всестороннему обновлению". В 1922 году арестовывают патриарха Тихона. О. Александр проводит серьезную пастырскую работу, бесстрашно защищая Церковь от нападок обновленцев и автокефалистов. И хотя властями (особой комиссией при НКВД) под угрозой смерти запрещалось поминовение на службах патриарха Тихона, о. Александр честно выполняет свой долг, поминая первоиерарха Церкви.

В 1935 году после убийства Кирова в стране проводится очередная кампания арестов и расправ. Массовый характер приобретают аресты священнослужителей. Одним из первых в городе арестовывают о. Александра. Его заключают в скользкие от крови подвалы НКВД в том же Октябрьском дворце. Решением пресловутой "тройки" о. Александр приговаривается к тюремному заключению с последующей ссылкой. Для отбытия наказания направляется в бухту Нагаево, Севвостлага.

Батюшка возвращается из ссылки в 1940 году.

Куда идти? Дома нет, церковь закрыта, в паспорте отметка об отбытии заключения. Вокруг — зловещий быт тех лет: предательство близких и друзей, недоверие, подозрительность, злоба.

Пятидесятилетний священник осмысляет весь пройденный жизненный путь, подводит итог сделанного, пережитого и принимает решение. Он едет в Москву, где местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) постригает его в монашество в чин архимандрита.

После возвращения в Киев архимандрит Александр получает приход в Соломенской церкви и назначается ее настоятелем. Грядет 1941 год. Начинается Великая Отечественная война. Но уже в первый день войны местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий обращается с "Посланием" к русскому народу, в котором призывает православных к защите Отечества. В Киев "Послание" привозит митрополит Николай, и вместе с о. Александром они развозят обращение по всем церквям Киева. Ежедневно батюшка читает на службах "Послание" митрополита прихожанам.

Вскоре после начала войны до Киева стали доходить известия об уничтожении евреев в Житомире и Виннице. Киевские евреи стали обращаться к о. Александру с просьбой окрестить их в православную веру. Движимый чувством христианской любви, батюшка крестит евреев и выдает им свидетельства о крещении на сохранившихся у него церковных бланках. Таким образом ему удалось спасти от расстрела много еврейских семей, в числе которых пианист Райский, солист оперного театра Иванов, зубной врач Паин с семьей, дирижер Рахлин, семьи евреев, живших по соседству. 19 сентября 1941 года немцы вошли в Киев. Вместе с ними пришли униаты и автокефалисты-самостийники. Начался жестокий период оккупационной власти. С огромным риском для жизни о. Александр читает на службах "Послание" митрополита Сергия. Находятся предатели, которые доносят на батюшку оккупантам. Его вызывают в управление гестапо. Сила личности о. Александра, его отличное владение немецким языком вызывают у немцев уважение к священнику, а его биография репрессированного советским режимом дает им основание надеяться на помощь о. Александра в работе с населением. Его отпускают с запретом читать "Послание" и обязуют служить в церкви молебен о здравии фюрера.

"Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 года к 8-ми часам утра на угол Мельниковской и Дохтуровской (возле кладбищ). Взять с собой документы, деньги, ценные вещи, а также теплую одежду, белье и проч. Кто из жидов не выполнит этого распоряжения и будет найден в другом месте, будет расстрелян".

В указанный день начались расстрелы в Бабьем Яру. К о. Александру прибежал запыхавшийся сосед по ул. Казачей Ян (фамилия забыта). Это был мадьярский еврей, который проживал на этой улице с женой Симой и тремя детьми. Еще в первые дни войны о. Александр крестил всю его семью. Теперь немцы отправили их всех в Бабий Яр. Яну удалось убежать. Он просил батюшку, чтобы он засвидетельствовал перед немцами, что семья его крещена в православие.

Надев рясу, с крестом и орденом Георгиевского кавалера, отправляется о. Александр в Бабий Яр. Уже издали слышны отчетливые выстрелы из пулеметов. Чем ближе — гул толпы, крики, визг. Батюшка с Яном пробирается к немецкому офицеру, показывает свидетельства о крещении семьи. На немца производит впечатление чистая немецкая речь священника, его спокойствие и убедительность. Он разрешает отыскать в огромной толпе обреченную семью Яна. До ночи ходит о. Александр среди обезумевших от страха людей, утешая и ободряя их. Среди толпы много военнопленных. Батюшка поддерживает их дух, благословляет. Наконец, находятся жена и двое детей Яна. Третьего ребенка найти не удалось. Немцы приказывают уйти.

Долго молился о. Александр в ту ночь. А наутро в церкви вновь зазвучала его гневная проповедь — обличение врагам Отечества. Доносчики не дремали. Со всей ненавистью к прежней власти, ассоциировавшейся для них с Россией, с русскими людьми, с Русской Церковью, выслеживали они каждый шаг и каждое слово архимандрита. Следует очередной донос в гестапо.

В этот день после литургии о. Александр намеревался исповедовать на дому больную женщину. Сын Гавриил прибежал в церковь предупредить отца, что домой уже дважды приходили гестаповцы, разыскивая его. Сын просит отца укрыться где-нибудь на время. Но батюшка решает выполнить свой долг и отправляется к больной прихожанке. У дома его с сыном останавливают гестаповцы на мотоцикле. Удостоверившись, что перед ними о. Александр (Вишняков), они приказывают ему садиться в коляску мотоцикла. Архимандрит снимает свои карманные часы, отдает их сыну и говорит: "Возьми, сынок. Больше мы не увидимся".

Два дня сын надеялся, что отец вернется. На третий день, 4 ноября пошел в управление гестапо. Оттуда его выгнали. Тревожась за судьбу отца, он отправляется в Андреевскую церковь, в нижнем этаже которой размещалась резиденция недавно созданной на Украине Церковной Рады.

Церковная Рада была образована в октябре 1941 года группой самосвятских священников. Во главе Рады был поставлен викарный епископ Волынской епархии Поликарп Сикорский. Идеологическая позиция этой организации отражена в деятельности ее руководителя: в 1942 году Поликарп нанес визит в Ровно заместителю рейхскомиссара фон Вендельштодту и передал ему приветствие, адресованное рейсхкомиссару Коху. Заканчивалось оно словами: "Прошу принять для великого вождя немецкого народа Адольфа Гитлера пожелание полноты сил духовных и телесных, а также неизменного успеха для окончательной победы над врагом Востока и Запада. За эту победу, вместе со своими верующими опекать духовенство которых я призван, буду возносить молитвы Всемогущему Господу".

Откуда было знать юноше, что пришел он в самое сердце яростных врагов истинного Православия? Будучи украинской националистической коллабрационистской организацией, Церковная Рада в интересах автокефалистов развязала настоящий террор против канонических православных священников.

Войдя в канцелярию Рады, Гавриил Вишняков обратился к находившемуся там священнику с просьбой разузнать о судьбе отца. Тот яростно обрушился на него: "Вон отсюда! Ты, сын москальского попа! Вон, а то будет тебе то же, что твоему отцу!" (цитата их рассказа Гавриила Вишнякова).

Юноша спросил у секретаря, кто с ним разговаривал, ему ответили: "Это архимандрит Мстислав".

Да, это был тот самый Мстислав, который уже в наше время стал "знамением" самостийности и преемственности в движении за автокефалию, и в 1989 году был провозглашен "первоиерархом" УАПЦ.

Из воспоминаний давнего сотоварища Мстислава Скрыпника — лжемитрополита Феофила: "О, это страшный человек. Это бандит в епископском клобуке. Он из тех, кто может убить, удавить человека, если он станет ему препятствием. Епископ Мстислав — доверенное лицо гестапо и администратора Поликарпа Сикорского. Это племянник Петлюры, его адъютант по фамилии Скрыпник. В келейном разговоре с Мстиславом я с какой-то боязнью спросил его об унии с Римо-католической Церковью. А он мне отвечает: "Уния? А почему бы и нет? Разве те, кто пошли на унию с Римом, что-либо потеряли? Пусть с чертом, лишь бы не с Москвой, но об этом еще рано говорить".

Правду о гибели отца Гавриил Вишняков узнал от владыки Пантелеимона в декабре 1941 года. Со слезами на глазах владыка сказал: "Ваш отец, архимандрит Александр Вишняков, убит в Бабьем Яру 6 ноября 1941 года".

6 ноября 1941 года. Угрюмый осенний день. Скорбной дорогой смерти под конвоем немцев и полицаев шла в Бабий Яр колонна измученных, избитых, голодных людей. Это были военнопленные красноармейцы, евреи, подпольщики. Были в этой колонне и православные священники, приговоренные к смерти по доносам немецких дружков — украинских националистов, бандеровцев, которых "благословили" на их предательскую деятельность автокефалы-самостийники.

Среди смертников был и архимандрит Александр. Рассказ о его трагической смерти записан по свидетельству очевидцев, чудом избежавших смерти:

"Колонну разделили. Священников отвели вперед по краю обрыва. Архимандрита Александра вытолкали из общей группы и отвели метров за 30. Несколько автоматчиков бесстрастно и четко расстреляли группу священников. Затем украинские полицаи в вышитых сорочках и повязках на рукавах подошли к о. Александру. Его заставили раздеться донага. В это время он спрятал в рот свой нательный крестик. Полицаи выломали два дерева и сделали из них крест. Пытались распять батюшку на этом кресте, но у них не получалось. Тогда вывернули ему ноги, и колючей проволокой за руки и ноги все же распяли его на кресте. Затем облили бензином и подожгли. Так, горящим на кресте, его сбросили в обрыв. Немцы в это время расстреливали евреев и военнопленных".

Так мученически окончил свой земной путь верный друг Христов архимандрит Александр».

ОУНовцы проводили геноцид православных на Волыни 1 многие священники, отказавшиеся переходить в автокефалистский раскол, уничтожались самым зверским образом — сбрасывались вниз головой в колодец, подвергались пыткам. Факты и свидетельства на эту тему собраны в уникальной книге С.Раневского «Украинская автокефальная церковь» (Джорданвилль, 1948 г.). По церковному учению убитые бандеровцами епископы и священники являются мучениками. Съезд Союза Православных братств Украины обратился в 2001 году к священноначалию Московского Патриархата с просьбой рассмотреть вопрос о канонизации сонма новомучеников и исповедников, от «бандеровцев и раскольников убиенных». Те, кто пытается реабилитировать ОУН-УПА, соответственно, делают свой выбор и становятся в стан противников Православной Церкви.

источник: http://www.rus-obr.ru/opinions/3802