АГАФОН ЕГИПЕТСКИЙ: КАК СПАСТИ СВОЮ ДУШУ?
Смирение, добрые дела, память смертная.
«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем»
Смирение – это адекватная оценка самого себя. Смиренный человек понимает, что он слаб перед лицом греха и ничего не может делать без помощи Бога. Состояние смирения помогает привести душу в состояние мира и покоя, просветить разум и правильно реагировать на внутренние и внешние искушения. Недаром Спаситель призывает нас подражать Ему в смирении. Через достижение этого состояния мы приближаемся к Богу.
Преподобный Агафон подвизался в Скитской пустыне Египта в V веке. Однажды, когда к нему пришли иноки для духовной беседы, то на вопросы о том, действительно ли он гордец и лжец, святой лишь соглашался. Однако, он решительно возразил на вопрос, действительно ли он является еретиком. Преподобный так разъяснил это: «Тех пороков [с которыми святой согласился ранее] и нельзя не приписывать себе, потому что всякому человеку свойственно погрешать, и все мы, по испорченной природе нашей, невольно увлекаемся пороками, а ересь есть богоотступничество, самовольное отречение от Истины Божией». То есть смирение есть не просто соглашательство с тем, «какой же я плохой», но и способность проявить волю в определенный момент, суметь сказать нет тому, чего действительно христианину принимать никак нельзя.
«Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь»
Мы помним эти слова Спасителя из евангельских чтений Страстной седмицы. О чем говорил Господь? Он призвал нас к взращиванию в себе добродетелей через совершение добрых дел – от молитвы до физической помощи ближнему. Очевидно, что дела христианского подвига меняют нас и приближают к Богу.
Преподобного Агафона однажды спросили, что важнее, внутреннее или внешнее делание? Он ответил так: «Человек подобен дереву; внешнее или телесное занятие приносит листья, а душевное произращает плод… Но дерево также имеет нужду в листьях, чтобы ими поддерживать жизненные соки и чтобы тень листьев подавала защиту дереву и плодам его от иссушающего зноя». Следовательно, нужен баланс внутреннего и внешнего, найти который способен только сам человек.
«Помни час смертный, и во век не согрешишь»
Память смертная отрезвляет верующего, потому что напоминает, что однажды привычный порядок жизни окончится, а мы окажемся в новом для нас состоянии, разлученные с телом. Так окончится земная жизнь, данная для возделывания сада души. Когда же наступит время, за наши труды спросит с нас Господь. Поэтому важно вспоминать и свою физическую смерть, и Страшный Суд, и адские муки… не ради того, чтобы впасть в отчаяние, но для того, чтобы прийти в себя и начать активнее заниматься душой.
За три дня до своей кончины преподобный Агафон молча сидел и сосредоточенно словно всматривался во что-то. Инокам он ответил, что видит себя на Суде перед Христом. Братья удивились: неужели такой великий подвижник боится?. Агафон ответил: «Я по силе моей исполнял законы Господни, но как человек могу ли быть уверен, что угодно Богу мое дело?». Очевидно, что именно такое трепетное отношение помогало преподобному держать себя в духовном тонусе, не ослабляя подвига. В конце концов Господь забрал святого Агафона в Горние обители.
Владимир Басенков
https://pravlife.org/ru/content/agafon-egipetskiy-kak-spasti-svoyu-dushu
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии