Афон и преподобный Антоний Печерский: где начал свой подвиг "начальник всех русских монахов"? Священник Олег Точинский
1000-летие со дня появления первых русских паломников на горе Афон, среди которых были и будущие подвижники – выдающаяся дата, которая непосредственно касается Украины. Ведь именно с территории Киевской Руси, сразу после принятия крещения нашими предками, к Афону потянулись ручейки паломников, жизнь которых в будущем будет тесно связана со святой горой.
Многие наши предки, связывая свою жизнь с монашеством, начинали свой путь с Афона. Наиболее выдающимся из них несомненно считается преподобный Антоний Печерский, который фактически положил начало монашеской жизни на Руси, полностью построив его по примеру монастырей святой горы.
Однако по сей день в среде церковных историков идут споры о том, с какой именно из афонских обителей начал свой подвиг преподобный Антоний Печерский. Вопрос этот настолько важен, насколько – интересен, ведь данных о жизни преподобного очень и очень мало. Поэтому для нас, как земляков и потомков основателя монашества на Руси, данный вопрос является достаточно актуальным.
Монастырь Есфигмен или История с двумя Антониями
В последнее время довольно часто можно встретить свидетельства о том, что афонской обителью, с которой преподобный Антоний принес монашество на Русь, является монастырь Эсфигмен.
В принципе, на первый взгляд эта обитель могла бы быть отправной точкой преподобного Антония. Монастырь Эсфигмен, основанный в Х-ХI вв., полностью соответствует необходимым критериям. Более того, с середины XIX века русским паломникам демонстрируется небольшая пещерка, в которой, согласно свидетельствам насельников этого монастыря, подвизался преподобный Антоний ... Есфигменский.
И кем был этот святой Антоний Есфигменский? Мог быть этот человек одним и тем же человеком – преподобным Антонием Печерским? Большинство церковных историков и исследователей на данный вопрос дают однозначный ответ – нет. Антоний Есфигменский и Антоний Печерский – два разных человека.
Более того, те хронологические данные, которые предлагаются монастырем Эсфигмен о появлении в обители некоего Антония Есфигменского, совсем не совпадают с общепринятой датировкой пребывания на Афоне преподобного Антония Печерского. Также архивы указывают на то, что Антоний Есфигменский по национальности был греком.
Поэтому, хотя теория о том, что преподобный Антоний Печерский начал свой монашеский путь из Эсфигмена, популярна, однако лишена каких-либо исторических подтверждений. Отдельные историки даже склонялись к мысли о том, что есфигменские монахи намеренно начали приписывать пещеру святого Антония Есфигменского преподобному Антонию Печерскому, чтобы привлечь как можно больше паломников из области исторической Киевской Руси.
Лавра святого Афанасия – этот вариант исключается
Паломничество земляков преподобного Антония Печерского на Афон, которое активизировалось с начала XIX века, породило немало благочестивых рассказов и находок относительно основателя монашества на Руси. В поисках места для подвига преподобного, многие обращали свое внимание на пещеру, которая находится в пределах территории Лавры святого Афанасия.
Благочестивые предания начали распространяться среди паломников, и все дошло до того, что именно упомянутую выше пещеру приписали местом подвига преподобного Антония Печерского. Поэтому первой обителью, где начал свою монашескую жизнь на Афоне преподобный Антоний, стали считать Лавру святого Афанасия.
И, к сожалению, для соискателей пещеры преподобного Антония, в дело вмешались сами насельники Лавры, которые четко дали понять, что Антоний Печерский не имеет ничего общего с их монастырем. Поэтому Великую Лавру также следует исключить из списка возможных мест пребывания преподобного Антония Печерского.
Панагия Ксилурга?
Многим из нас хотелось бы верить в то, что преподобный Антоний Печерский находился на Афоне в одном из величайших и самых известных монастырей. Это желание понятно, ведь продиктовано оно любовью к нашему земляку и мыслями о том, что именно изысканность отдельных афонских монастырей лежит в основе той монашеской традиции, которая сохранилась на наших землях.
Однако стоило бы подойти к этому вопросу так, чтобы поставить себя на место преподобного. И поскольку из его жизни мы знаем, что он больше искал отшельничества и уединения, чем пространство больших храмов и помпезных богослужений, то становится понятно, что преподобный искал бы себе обитель, как говорят в народе, – поскромнее. Также нужно учесть чисто человеческий фактор, на который почему-то мало кто обращает внимание, а именно – языковой барьер. Несмотря на это, можно предположить, что преподобный Антоний выбрал бы простую обитель, которая была бы населена теми, кто мог бы его понять.
Под данное описание отлично подходит монастырь Панагия Ксилургу, который является первым русским монастырем на святой горе Афон. Как свидетельствует предание, эта обитель была основана самим равноапостольным князем Владимиром Великим, сразу после крещения Киевской Руси.
Между прочим, между насельниками этой обители никогда не исчезало предание о том, что именно с Ксилургу начал свой монашеский путь преподобный Антоний Печерский. Также привлекает внимание тот факт, что соборный храм обители освящен в честь Успения Божьей Матери, объясняет то, что преподобным Антонием начато было на территории будущей Киево-Печерской Лавры именно Свято-Успенского храма.
Поэтому можно предположить, что именно Панагия Ксилургу по своей сути и духу вполне могла стать колыбелью русского монашества. В конце концов, ответ на то, откуда начал свой монашеский путь преподобный Антоний Печерский сможет дать время и история. Главным в этом деле остается та неразрывная связь Киевской Руси со святой горой Афон, которая явилась краеугольным камнем многих важных изменений в нашей истории.
http://uoj.org.ua/publikatsii/govorit-istoriya/afon-i-prepodobnyy-antoni...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии