Афанасий Зоитакис. Педагогическая концепция Космы Этолийского в контексте современного образования
Служение равноапостольного Космы Этолийского[1] (1714–1779) – один из примеров наиболее успешной проповеди и миссионерской деятельности в истории Православной Церкви.
С Божией помощью святому удалось сделать казалось бы невозможное: воцерковить десятки тысяч людей, устроить собственную систему школьного образования, консолидировать православных.
Поражает и многогранность Космы Этолийского: не было тех дарований, которыми он бы не обладал. Мужество в нем сочеталось с самопожертвованием, глубочайшая вера с любовью к ближним, смирение с образованностью, богословская глубина с даром простого слова. Равноапостольный Косма – миссионер, учитель, талантливый организатор, пророк, мученик за Христа, чудотворец.
Наибольших успехов святой Косма достиг в сфере образования. Он основал около тысячи общеобразовательных школ, а также открыл четыре высших учебных заведения, готовивших новые педагогические кадры (проповедников и учителей). Личный пример святого как педагога и организатора образовательного процесса по сей день не утратил своей актуальности.
В условиях экспансии западной рационалистической и антропоцентричной идеологии, молодежь учившаяся на Западе “безбожествовала и после возращения на родину вводила в в безбожие и других” [2]. Благодаря святому Косме правосланые получили возможность учиться на родной земле и воспитываться в духе православных ценностей.
Ситуация сложившаяся на полуострове к началу XVIII века во многом напоминала наше время. Жизнь православного населения Балкан определяли два процесса – кризис образования и массовая исламизация. Cвятой Косма многого сделал для решения этих взаимосвязанных узловых проблем, ставивших под угрозу будущее Православия на Балканах.
Успешная деятельность Космы Этолийского в регионах где шла исламская экспансия общеизвестна. Как жившие в эпоху святого так и современные ученые сходятся во мнении, что если бы не этот подвижник «не оставалось бы в этих местах ни одного православного христианина»[3], а «Греция сегодня была бы страной, где ислам был бы преобладающей религией»[4].
Святой Косма не случайно почитается в Греции на ряду с Тремя Святителями (Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом) как покровитель школы. В образовательном кризисе он видел основную причину бед, постигших православных: «неужели не видите, как одичал наш народ, из-за нашей безграмотности мы уподобились диким зверям. Поэтому я советую вам сделать все возможное, чтобы открыть в ваших селениях школы, чтобы вы понимали святое Евангелие и не пребывали во тьме».[5] Как и другие православные святые Косма Этолийский не ограничивался призывами и наставлениями, а следовал тем принципам, о которых учил.
Важность знаний святой ощущал с детства. Чтобы получить образование ему приходилось уходить за много километров от родного селения (где не было школы). Еще молодым человеком он основал свое первое учебное заведение и стал преподавателем. В зрелом возрасте святой отправился в знаменитую в то время Афонскую Академию, где выучил несколько иностранных языков и получил комплексное всестороннее образование. Получение знаний Косма Этолийский сочетал с подвижнической жизнью, много лет изучал Евангелие, а в библиотеках афонских монастырей по крупицам собирал рукописи с наследием Святых отцов.
Примером для нас может служить и жертвенность Космы Этолийского. Ради спасения ближних святой отказался от всех личных интересов и отправился в долгий, утомительный и опасный путь по Балканскому полуострову: «и теперь, по милости Господа нашего Иисуса Христа, у меня нет ни кошелька, ни сундука, ни дома, ни другой рясы кроме той, которая на меня надета»[6]. Косма не останавливался в домах богачей и знати, был очень воздержан в еде, а произнеся несколько проповедей в каком-нибудь селении, он, не отдыхая во время полуденного зноя, перебирался в следующее.
Главный педагогический прием Космы Этолийского – воспитание на примере. В своих проповедях он приводит примеры из Священного Писания, творений Св. Отцов и житийной литературы.[7] В тоже время, осознавая что слушатели нуждаются не только в книжном, но и в наглядном примере Святой способствует тому чтобы священники становились примером для мирян, проповедники для слушателей, учителя для учеников, родители для детей.
Педагогические кадры готовились в высших учебных заведениях, открытых по инициативе Космы Этолийского. Выпускники этих школ направлялись в ранее открытые школы низшего уровня. То есть проблема подготовки кадров была поставлена во главу угла.
Святой Косма был знаком с современными ему педагогическими теориями и образовательными методиками и пользовался лучшими из них. Большое внимание он уделил проблеме адаптации ребенка во взрослом обществе.[8]
Многое из того что предлагал Косма Этолийский опередило его время. Святой способствовал строительству отдельных школьных зданий, для учебного процесса создавал специализированные аудитории, обеспечивал учебные заведения книгами и учебными материалами.
Биограф и друг Космы Этолийского Никодим Святогорец не случайно сравнивал его проповедь с наставлениями святых апостолов[9]. Как и ученики Христа он мог простым языком излагать сложнейшие истины.
Одним из основных принципов педагогической концепции Космы Этолийского был живой диалог с аудиторией и учениками. Это контрастирует с реалиями современного образования, где из-за бюрократизации педагогического процесса у учителей меньше времени на живое общение с учениками и их родителями[10].
В случае с Космой Этолийским внимание к потребностям слушателя стало его несомненным приоритетом. Святой никогда не произносил одинаковых поучений, адаптируя свои наставления под конкретную аудиторию. С образованными слушателями он говорил на книжном языке, а в разговоре с крестьянами использовал просторечия и повседневную крестьянскую терминологию.
Слово Космы Этолийского было по-настоящему живым. Для начала он задавал несколько вопросов, начинал диалог, понимал, чего люди от него ждут, в каком состоянии они находятся, и адаптировал свое учение под их непосредственные нужды.
Ключевой особенностью системы образования Космы Этолийского стал его всеобщий и бесплатный характер[11]. Для XVIII века образование для девочек и представителей общественных низов было в новинку. Просвещение Космы Этолийского охватывало не только молодежь, но и старшее поколение. Он устраивал воскресные образовательные кружки для взрослых, на которых они учились грамоте и включались в процесс изучения святоотеческой литературы и Евангелия.
По замыслу Космы Этолийского, образование детей должно было проходить на двух уровнях – семьи и школы. При этом нравственное воспитание должно было сочетаться с научным и общественным.
Образование с точки зрения Космы Этолийского должно быть разносторонним и полным. Его просветительская миссия заключалась не только в проповеди православной веры, но и в научном просвещении. Знания по мнению святого необходимы чтобы люди «и эту жизнь прожили хорошо, в мире и любви, а после наследовали вечную радость Рая»[12].
Практическую ценность поучений Космы Этолийского отмечают многие исследователи. Он учил слушателей прививать плодовые деревья, рассказывал о том, как нужно одеваться и хоронить покойников, подробнейшим образом касался других тем, которые в те времена имели первостепенное значение.
Однако, приоритет святой Косма в построенной им образовательной системе отдал преодолению духовной неграмотности и научению слушателей в духе Евангельского и Святоотеческого наследия. Он отвергал идейные подход своих оппонентов – носителей идей европейского Просвещения, настаивавших только на практическом характере образования: с их точки зрения школы должны учить детей «только тому, что пригодится им в их будущей профессии» [13].
Подобные процессы «прикладного ориентирования» образования наблюдаются и сегодня. Это неотъемлемое свойство так называемой «болонской системы». Вот как характеризует эти процессы директор современной российской школы: «В 10–11-м классах ученик перестает жить полноценной жизнью. Дети же сугубо замыкаются на одном-двух предметах и посвящают им себя всецело, а ведь в 10–11-м классе ученик может достигнуть таких степеней возрастания! Возрастания духовного, возрастания нравственного! Возрастания эстетического… А у них не остается на это времени, потому что они сейчас заняты другим»[14].
Просвещение Космы Этолийского «радикальнейшим образом отличается от просвещения западномыслящих интеллигентов»[15]. По мысли подвижника образование не просто дает сумму знаний, но и воспитывает человеческие качества («когда научишь сына своего грамоте, только тогда, брат мой, он становится человеком»[16]). Косма Этолийский был против безнравственного образования, лишенного моральных ценностей и духовных ориентиров. Он подчеркивал, что «школа открывает церкви, школа открывает монастыри»[17]. Фактически приобретение знаний рассматривалось у него как начальная ступень богопознания и духовного самосовершенствования. В отличии от носителей идей европейского Просвещения он считал, что нельзя выстроить мораль вне религии, на естественных, присущих человеку нравственных свойствах и исключительно на представлении о разумности и пользе.
В образовательном процессе Косма Этолийский использовал святоотеческую литературу и произведения своих соратников по “филокалическому возрождению”. Помимо строительства школ, он освящал храмы или восстанавливал богослужения, назначал священников из своих учеников. Он раздавал не только учебную литературу школам, но и купели с богослужебной литературой храмам.
«Когда с помощью Божией построите школу – возьмите учителя благочестивого. Если у него не будет благочестия – разрушит школу»[18] подчеркивал, обращаясь к слушателям, Косма Этолийский. Образование, лишенное нравственных ориентиров, становится не только не полезным, но и гибельным для человека.
Святой говорил, что человеку необходимо не только голое рациональное знание но и Божественное просвещение. Одной «начитанности», эрудированности – недостаточно: опора только на собственный рассудок, на свое «я», на свой эгоизм заводит в тупик.
Святой Косма обладал фундаментальным образованием, был знаком с новейшими достижениями современной науки, но всегда признавал существование сфер мироздания, необъяснимых с рациональной точки зрения. Он выступил против «культа разума», в отличие от носителей идей западного Просвещения, не абсолютизировал его возможностей.
Как и другие отцы Церкви Косма Этолийский отвергал схоластику и полагал, что Бог познается не разумом а в опыте духовной жизни: “Чтобы постичь природу Пресвятой Троицы, надо сначала оставить зло и грехи, исповедоваться начистоту, причаститься Святых Христовых тайн с большим страхом и благоговением, и тогда Благодать Всесвятого Духа просветит наш разум и мы сможем её постичь”[19]
Отметим большое дидактическое значение текстов проповедей святого Космы. Он оставил значимый след в православном богословии и педагогике, а его наставления сегодня не утратили своей актуальности. По мнению председателя общества православных педагогов Санкт-Петербурга Василия Васильевича Семенцова «Мысли из «Поучений» св. Космы могут оспариваться и отторгаться умом сердцем современного человека, но сердце воспринимает их живо и сочувственно». Дело в том, что слова Святого были обращены в первую очередь не к уму, а к сердцу собеседника. По словам В. Семенцова «сила святого Космы не в гнозисе, а в Логосе, который пришел не только возвращать людей к Отцу небесному, но и учить нас разделять зерна от плевел»[20]. Это важно сегодня, когда «события проходят с калейдоскопической быстротой и от многих процессов нельзя остаться в стороне, духовное наследие св. равноапостольного Космы Этолийского остается важнейшим руководством для правильного выбора своей меры христианского подвига и дает критерии верного понимания жизни социальной, смысла истории»[21].
Директор современной российской школы В.С. Мартышин проанализировав общепринятую систему образования обнаружил, что в ней не достаёт многого необходимого: «Дети не знают истории родного края. Они не знают истории родной семьи. Они далеки от нравственных и духовных традиций. Они не знают истории нашего Отечества! Не знают свой язык! Они удалены от культуры»[22].
Образование Космы Этолийского было лишено этих недостатков. Святой бережно относился к истории[23]. Он успешно боролся с распространением албанского и турецкого языка, стремился сохранить своеобразие и идентичность одежды, быта и обычаев православных[24].
По словам В.Семенцова «в современных условиях гностического образования, построенного на культе знаний и остроте ума, живое слово становится в высшей мере востребованным. Избыток ума и чрезвычайное обилие потока информации имеют свою оборотную сторону: недостаток живоносной силы слов, исходящих не от большого острого ума, а от чистого любящего сердца»[25]. Это недостаток мы можем восполнить обратившись к проповедям равноапостольного Космы Этолийского. Этому святому удавалось коснуться сердца многих тысяч людей, возрождая в них любовь к новой жизни во Христе, а сегодня он может стать для нас ориентиром в построении гармоничной и целостной образовательной парадигмы. Знание традиции и истории своего народа, его языка и культуры способны сформировать целостное самосознание и сохранить идентичность православных народов в условиях вызовов глобализации.
[1] Этолия - одна из областей Центральной Греции.
[2] Μοισιοδάκος Ιωσήφ. Απολογία. Βιένη. 1770. Σ.166.; Μεταλληνός Γ. Παράδοση και αλλοτρίωση. Αθήνα, 2001.Σ. 333.
[3] Зоитакис А. Житие и пророчества Космы Этолийского. М., «Святая Гора», 2007. С. 27.
[4] http://www.agionoros.ru/docs/955.html Монах Никодим Агиопавлит: О поклонении Дарам волхвов, церковной жизни, афонских старцах и Паисии Святогорце.
[5] Διδαχές Κοσμά του Αιτωλόυ //Μενούνος Ι. Κοσμά του Αιτωλόυ διδαχές και βιογραφία. Αθήνα, 2002. Σ. 266-267.
[6] Зоитакис А.Г. Житие и пророчества Космы Этолийского. Москва, «Святая Гора», 2013.С. 71.
[7] Αλισανδράτος Γ. Ο Κοσμάς Αιτωλός στην Κεφαλονιά και τη Ζάκυνθο (1777). Ανέκδοτη επιστολή ενός ακροατή του. «Κεφαλληνιακά Χρονικά». Τόμος 4. Αργοστόλι, 1982. Σ. 43.
[8] Διδαχές Κοσμά του Αιτωλόυ //Μενούνος Ι. Κοσμά του Αιτωλόυ διδαχές και βιογραφία. Αθήνα, 2002. Σ. 82.
[9] Συναξαριστής νεομαρτύρων. Tων αγίων Μακάριου Κορίνθου, Νικοδήμου Αγιορείτου, Νικηφόρου Χίου και διδάσκαλου Αθανάσιου Πάριου. Θεσσαλονίκη, 1996. Σ. 731.
[10] «Школа должна оставаться живой» Беседа с директором школы Ивановская-на-Лехте Владимиром Мартышиным http://www.pravoslavie.ru/81770.html
[11] Косма Этолийский не просто на словах призывал к тому, чтобы все дети, и богатые и бедные учились безвозмездно, но и сделал все возможное, чтобы сделать такую практику повсеместной. Собрал деньги на строительство школ, учебную литературу, зарплаты и жилье учителям.
[12] Διδαχή Α, 1. Ι. Β. Μενούνου, οπ. π. σ, 144. Πρβλπ. Σ 180, 207.
[13] Κούμας Κ. Σύνταγμα Φιλοσοφίας. Τομ΄ Δ. Βιέννη, 1820.
[14] «Школа должна оставаться живой» Беседа с директором школы Ивановская-на-Лехте Владимиром Мартышиным http://www.pravoslavie.ru/81770.html
[15] Металинос Георгий. Косма Этолийский – пророк новой Греции. // Косма Косма Этолийский «Слова». Москва, «Святая Гора», 2009. С. 14.
[16] Διδαχές Κοσμά του Αιτωλόυ //Μενούνος Ι. Κοσμά του Αιτωλόυ διδαχές και βιογραφία. Αθήνα, 2002. Σ.127.
[17] Там же. Σ. 122.
[18] Μενούνος Ι. Ο Πάτερ Κοσμάς: Διηγηματική Βιογαφία. Αθήνα, 1969. Σ. 40.
[19] Косма Косма Этолийский «Слова». Москва, «Святая Гора», 2009. С. 204.
[20] Обращения к сердцу и уму в «Словах» св. Космы Этолийского http://www.agionoros.ru/docs/1445.html
[21] Петруня О. Современное информационное общество в свете пророчеств равноапостольного Космы Этолийского и старца Паисия. http://agionoros.ru/docs/2109.htm
[22] «Школа должна оставаться живой» Беседа с директором школы Ивановская-на-Лехте Владимиром Мартышиным http://www.pravoslavie.ru/81770.html
[23] Σαρδελής Κ. Συναξάρι του Γένους. Αθήνα, 1969. Σ. 152.
[24] Чтобы православные отличались от турок, он запретил мужчинам носить фески с длинными кисточками, брить головы, женщин призывал надевать платки и сам раздал 300 тысяч платков.
[25] Обращения к сердцу и уму в «Словах» св. Космы Этолийского http://www.agionoros.ru/docs/1445.html
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии