Ад – это Я. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Ад – это Я

Практическое Богословие.
Размышления над формулой спасения, данной Христом старцу Силуану. 

Предисловие

Когда-то давно я первый раз взял в руки книгу архимандрита Софрония «Старец Силуан». Она оставила после себя в моей душе неизгладимое впечатление. Но в то же самое время многое в ней было для меня непонятным. Что значит «держать ум в аду и не отчаиваться»? Представлять в уме, как я буду мучиться в аду, переживать, и не унывать от этого? Эта идея мне не очень нравилась, и я про себя тогда решил, что это фраза сказана Спасителем конкретному старцу, с конкретным содержанием, понятным только тому, кому она была адресована. С тех пор прошло немало лет. И мне пришлось многое пережить и многое переосмыслить в своей жизни. Изменилось и моё отношение к тому откровению, которое была дано Христом старцу Силуану. 

Эта фраза сказана всем нам…

Дело в том, что слова Христа, к кому бы они ни были обращены, всегда носят универсальный характер. Слово Божие обладает особым свойством быть объяснённым и понятым бесчисленное количество раз. Слова Христа, обращённые к старцу Силуану, – «держи ум в аду и не отчаивайся» – также имеют универсальное значение. Многие Святые Отцы видят в них помощь Божию людям нашего времени. Новизна и не обычность их формулировки создают сложность в их понимании, но это не должно быть препятствием для человека, ищущего ответ на главный вопрос своей жизни – «Как же мне спастись»? 

Ад всё время присутствует в нашей жизни.

Всё скорбное, что случается в нашей жизни, – это наш личный ад. Болезни, война, потеря близких, нехватка денег, усталость от жизни, переживания, волнения, страх, боль, несправедливость, нанесённые обиды, и прочее – спасительные жернова для нашей души. Это средства, которые обрабатывают алмаз души, чтобы сделать из него бриллиант. Это наш индивидуальный ад, в котором ежедневно находится наш ум. Чем глубже человек, тем глубже в нём понимание вселенской трагедии нашего мира, тем больше скорби в душе. В земном, историческом мире никогда не будет торжества правды и любви. Это место мучений. В нём мучаются все: животные, люди, птицы, деревья, всё что живёт – живёт мучительно, и так же мучительно умирает. Попытка разбавить страдания радостью веселья похожа на пир во время чумы. На утро настаёт похмелье, а в дверь уже стучится новая боль. Надежа в том, что этот ад жизни – есть помощь Бога нам. Это плавильная печь, в которой должны сгореть бактерии грехов нашей души. 

Капканы ада расставлены вокруг нас…

Я думаю, что наш читатель понимает – мир бесовский не фольклорный и не сказочный. Но я не уверен в том, что мы понимаем, насколько значительно его участие в нашей жизни. На самом деле не проходит и дня, чтобы он не пытался дирижировать нами. Многие из Отцов, отвечая на вопрос «почему, если Бог Всемогущ, Он даёт возможность диаволу искушать нас, подвергать бедствиям и страданиям?» говорили: «потому что это для нас полезно». Существование демонического мира попущено для нашей же пользы. Он один из важнейших игроков в нашей судьбе. Его нельзя недооценивать. Он играет с нами настолько, насколько Бог ему это попускает. Он всегда будет строить тебе ловушки. Если нет диавола в твоей жизни, то это означает лишь одно – ты доживаешь свой век в его клетке. Если ты решил сбежать из его темницы, он будет гнаться и преследовать тебя до самого последнего вздоха, и даже после него. Он будет вооружать против тебя других людей (любимое его дело), он будет входить в тебя через твои мысли, он будет подстраивать ситуацию так, что бы ты пал или соблазнился. Он не будет знать покоя ни днём ни ночью, пока тебя не погубит. 

Ад – это молчание Бога, когда Он нужнее всего…

«Где же Бог? Это самый тревожный симптом. Когда ты счастлив так, что не нуждаешься в Нём, Он принимает тебя с распростёртыми объятиями. Но попробуй обратиться к Нему, когда ты в отчаянии, когда все надежды напрасны, и что тебя ожидает? Дверь захлопывается перед твоим носом, и ты слышишь, как дважды поворачивается ключ в замке, гремит засов – и потом тишина. Окна темны. Что означает Его явное присутствие во времена благополучия и полное отсутствие тогда, когда тебе необходима Его помощь в самый тяжёлый момент твоей жизни»? (Клайв Стейплз Льюис. «Боль утраты»).

Эти слова великий писатель написал, когда смерть забрала его горячо любимую жену. Человек – существо, которое по своей природе призвано любить и быть любимым. Мы видим красоту этого мира и она нас вдохновляет. Мы видим, что мир создан с потрясающей мудростью, и это нас восхищает. Мы понимаем, что за красотой и мудростью мира стоит потрясающий Автор. Мы знаем о Нём из Откровения, данного Им же самим. Но нам мало знать, что Бог – это Любовь, нам мало это понимать, нам надо чувствовать Его любовь, нам хочется жить в Его любви, нам нужно быть в Его любви, нам важно отдать Ему нашу любовь. Но этого всего у нас нет. Мы знаем теорию, но в сердце пустота, и в душе вакуум.

Тоска по БОГУ – адская тоска по настоящей любви. Не той, которая сегодня есть, а завтра нет. Не той, которая зависит от превратностей судьбы. Не той, которая может быть во мгновение уничтоженной временем и обстоятельствами жизни. А той самой, которая никогда не проходит и никуда не девается. Это тоска по Богу – тоже наш ад. 

Ад это Я…

Корень всех наших проблем – гордость. «Человек – это звучит гордо», – писал в своей пьесе М. Горький. «Человек – это гордая глина», – учит нас старец Иосиф Исихаст и продолжает: «Одна глина превозносится над другой; один кусок глины завидует, обманывает, презирает другого. Один кусок глины пресмыкается или ворует у другого». Глина считает, что она центр мира. Глина под нашими ногами – это то, что осталось от нас самих. Это наше будущее. Когда-то эта глина изыскано пахла, наряжалась, пленяла, очаровывала, завоёвывала, наслаждалась – теперь это просто грязь под нашими ногами. Человек забыл, кто он без Бога. Он Адам (ивр. ‏אָדָם‎‏‎‎, букв. человек; однокоренное со словами ивр. ‏אדמה‎‏‎‎, земля и אדום, красный). Поэтому апостол Павел пишет: «почитайте один другого высшим себя» (Фил 2;3) Авва Антоний говорит: «ставь себя ниже животных». Пимен Великий признаётся ученикам: «поверьте, где сатана, там и я буду». Александрийский башмачник, который был святее Антония Великого, говорил: «Все спасутся только я погибну». Есть базовый закон аскетики, который звучит следующим образом: «количество благодати прямо пропорционально количеству смирения». Отцы часто говорят об осуждении себя на вечные муки как об опыте духовного делания. Этот опыт приводит человека к совершенному раскаянию и глубочайшему смирению. 

…но, не надо отчаиваться…

Отчаяние – самое страшное, что может произойти с душой. В отчаянии она дичает и теряет связь с Богом. Сформулированный совет Христов старцу Силуану говорит о царственном равновесии, балансирующем между двумя пагубными помыслами «Ты святой» и «Ты не спасёшься». Оба эти помысла внушаются диаволом. Завет Христа, данный старцу, очень близок к Его словам «Претерпевший до конца спасен будет» (Мф 24:13). Эти слова имеют абсолютную значимость для каждого из нас. Делание, которому обучил Христос старца Силуана, нацелено на очищение и охранение от всякого греха, освобождение от всякого влияния диавола, и самого ада, но также главным образом, на обретение смирения в совершенной форме. Смирение, на ряду с любовью, является главной христианской добродетелью. Тот, кто держит ум в аду и всю свою надежду и упование направляет на милосердие Божие, является перед Богом подлинным «нищим духом», совершенно свободным от мира и от самого себя, вообще не полагающимся на себя, и ничего не ожидающим от своих усилий. Он опытно знает, что всё благое и скорбное, случающиеся с ним – от Бога, и только от Него одного. Молитва его становится интенсивной и непрерывной. И он уже может сказать вместе с апостолом: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2; 20). Теперь он опытно знает и другие слова Господа: «Сила моя в немощи совершается» (2 кор. 12:9). В самоуничижении он получает полноту бытия и благодати. Став ниже всех, он возвышается над всеми.

Тот факт, что совет «Держи ум в аду и не отчаивайся» дан самим Христом, следовательно, равен Евангельскому, обязывает нас осуществлять его в доступной нам степени. Эти слова обладают универсальным смыслом, достаточным, чтобы в разные моменты жизни в соответствии с уровнем духовного преуспеяния каждый мог бы найти в них поддержку и помощь для движения вперёд по пути в Богу.

http://uoj.org.ua/publikatsii/vopros-very/ad-eto-ya