60 ЛЕТ ПЛАЧА, ИЛИ ЧЕМ ПРОСЛАВИЛСЯ ПРЕПОДОБНЫЙ ФАЛАЛЕЙ СИРИЙСКИЙ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Накануне Сырной субботы, в которую каждый год мы чтим всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, Православная Церковь вспоминает среди прочих подвижников и святого отшельника Фалалея Сирийского, жившего в V веке.

Об этом праведнике известно не очень много, но достаточно для того, чтобы иметь представление, какую суровую жизнь вел этот аскет и какую духовную брань он претерпевал ради того, чтобы стяжать благодать и, угождая Богу, совершать дело своего спасения.  Блаженный Феодорит Кирский, составивший жития святых под названием «История боголюбцев», упоминая о Фалалее, которого он знал лично, пишет о нем как о подвижнике, совершавшем особенные подвиги. А в «Синайском патерике» известного византийского духовного писателя преподобного Иоанна Мосха говорится о том, что авва Фалалей подвизался в иночестве шестьдесят лет и все это время не прекращал плакать, говоря: «Бог дал нам время этой жизни для покаяния и потребует от нас строгого отчета в нем».

Родом преподобный Фалалей был из юго-восточной области Малой Азии, которая в древности называлась Киликией. Презрев суету этого мира, он решил всецело посвятить свою жизнь Богу, а потому отправился в известную обитель Саввы Освященного, находившуюся в Иудейской пустыне. Там он принял постриг, а затем стал пресвитером. Спустя какое-то время Фалалей оставил монастырь и пришел в небольшой и красивый сирийский город Гавал, недалеко от которого высился холм с развалинами языческого капища и гробниц. Место это было безлюдное, мрачное и зловещее. Его заполняли нечистые духи, обитавшие там с тех времен, когда язычники совершали кровавые жертвоприношения, чтобы умилостивлять своих идолов. Жители окрестных селений обходили этот холм, имевший дурную славу, стороной, потому что там не единожды происходили случаи нападения злых демонов на людей и животных. И вот в этом-то ужасающем месте святой аскет соорудил себе небольшую хижину, поселился в ней и проводил все свои дни и ночи в посте, лишениях и слезных молитвах, совершая брань с духами злобы, которые непрестанно строили против него различные козни, искушая, устрашая и испытывая его веру.

Обычай селиться намеренно в таких нехороших местностях с целью воспитания и укрепления своей воли и силы духа был среди аскетов не редкостью. Одним из первых такому испытанию духами злобы подвергался еще родоначальник отшельнического монашества преподобный Антоний Великий. Подобные подвиги совершали и столпники. Например, преподобный Даниил Столпник затворил себя на 9 лет в пустом языческом капище, где вступил в борьбу с полчищами обитавших там бесов. А преподобный Алипий соорудил себе столп на верху языческого гроба и подвизался на нем 53 года. Жившие на кладбище нечистые духи поначалу постоянно искушали подвижника.

Ночами с холма, где находилась хижина аввы Фалалея, раздавались устрашающие всю округу дикие и грозные бесовские завывания, рыдания и крики, светились блуждающие огоньки и творились другие невероятные вещи. Но сила молитвы святого была такова, что злые демоны, которых было несчетное множество, ничего не смогли с ним сделать, чтобы прогнать с того места, где находилось капище. Тогда они направили свои усилия на то, чтобы разорить окружающую территорию.

В Евангелии от Марка (5:1–20) рассказывается история о том, как Господь исцелил в стране Гадаринской бесноватого, в котором обитал легион нечистых духов. Вышедшие из одержимого бесы уничтожили большое стадо свиней, которое бросилось из крутизны в море. В стаде было около двух тысяч животных. Нечто похожее произошло и со святым подвижником Фалалеем. Можно только лишь предполагать, с каким количеством нечисти сражался аскет. Злые духи, не сумевшие нанести вред отшельнику, устремились в ярости на растущую невдалеке рощу смокв и маслин и вырвали одномоментно с корнями более пятисот деревьев. Свидетелями этого происшествия были земледельцы-язычники, жившие поблизости, которых преподобный научал вере и которых со временем обратил в христианство.

В житии святого упоминается также, что он обладал очень высоким ростом. Чтобы смирить свою плоть, преподобный Фалалей решил усилить свои подвиги, соорудив при помощи двух колес и досок весьма странную и неудобную постройку настолько маленьких размеров, что в ней можно было находиться только лишь в согнутом положении, преклонив голову к коленям. Таким образом аскет выражал свое смирение перед Творцом и такими скорбями приобретал пользу для бессмертной души.

Окрестные жители, наблюдавшие за подвигами и жизнью этого святого плачущего боголюбца, стали обращаться к нему за помощью в своих нуждах. По молитвам подвижника Господь совершал много различных чудес, исцелял от болезней не только людей, но и рабочих животных. Любовь преподобного к людям, сила его молитв и проповеди совершили еще одно чудо. Население той местности постепенно просветилось светом веры Христовой, оставив прежние свои заблуждения. Жители окружающих селений вместе с подвижником окончательно разрушили идольское капище и воздвигли храм в честь победоносных христианских мучеников. Авва Фалалей прожил очень долгую жизнь, большую часть из которой он плакал, нисколько не привязываясь душою к земному, а помышляя исключительно о небесном.

Преподобного Фалалея очень часто изображают на иконах с Евангелием в руках, потому что чтение Божественных Писаний и размышление над ними было одним из любимых занятий святого.

В своем предисловии к «Житию святых» блаженный Феодорит Кирский, размышляя о чудесных подвигах преподобных, силе их покаяния и любви к Богу, говорит следующее: «Победу же эту святым доставила не их природа, сама смертная и преисполненная бесчисленными страстями, а их воля, привлекшая к себе благодать Божию. Пламенно возлюбив Божественную красоту, с радостью решившись все совершить и все претерпеть ради Возлюбленного, они мужественно перенесли восстание страстей, с усилиями отразили шквал ударов диавола, и, говоря словами Апостола, «усмиряя и порабощая свое тело» (1 Кор. 9:27), угасили пламень яростного начала души и заставили умолкнуть волнения ее желаний. Постом и беспрестанным бодрствованием усыпив страсти и укротив их порывы, они заставили тело примириться с душой и прекратили врожденную борьбу между ними».                                                                     

Валентина Новикова (Чернышева)

https://pravlife.org/ru/content/60-let-placha-ili-chem-proslavilsya-prep...