5 МЕСТ ИЗ ПИСАНИЯ, КОТОРЫЕ ГОВОРЯТ О ПЕРВЕНСТВЕ АПОСТОЛА АНДРЕЯ. Никита Пасенко
Одним из первенствующих апостолов считался святой Андрей Первозванный, чью память Церковь совершает 13 декабря по новому стилю.
Упоминаний о первом ученике Спасителя в Евангелии совсем немного – всего 12 раз евангелисты называют его имя.
Первенство чести и канонический принцип - «первый среди равных» (Мф. 20:25,26)
Обращаясь к Своим ученикам, Иисус Христос однажды сказал: «Князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20:25,26). Этот завет, который исполнил в первую очередь Сам Спаситель, умыв ноги ученикам на Тайной вечере, всегда бережно хранился апостолами и их преемниками. Он лег в основу известного канонического принципа, по которому старший епископ какой-либо Поместной Церкви является «первым среди равных».
Однако, несмотря на братское равенство апостолов, среди них всегда чтилось первенство чести, согласно которому самые ревностные последователи Спасителя поминались первыми среди всех учеников.
Апостол Иоанн Богослов говорит о том, что святой Андрей был «одним из двух» (Ин.1:40)
Тем не менее, даже эти эпизодические упоминания позволяют заметить особенную роль брата святого апостола Петра среди учеников Христа. Апостол Иоанн Богослов говорит о том, что святой Андрей был «одним из двух» (Ин.1:40) учеников Иоанна Крестителя, который первым услышал слова проповеди Спасителя.
Святые отцы замечают при этом, что апостол Андрей во время первой встречи со Спасителем пробыл с Ним целый день, отчего узнал «нечто таинственнейшее», что впоследствии возвестил своему брату Симону. Преподобный Ефрем Сирин с присущей ему поэтичностью особенно воспевает это евангельское событие. «Радуйся Андрей, – восклицает он, – с озера переселившийся на небеса, свой невод отдавший в наем благодати, и мрежу уступивший Духу, вместо рыбы принесший Христу Симона, начавший рыбарство свое уловлением рыбарей, апостолов, проповедников, царей, военачальников, ключников, потому что всем этим и даже большим был Петр» (Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну).
Петр и Андрей – оказываются у евангелиста Матфея первой парой апостолов из двенадцати избранных (Мф. 10:2)
Другим местом, которое подчеркивает первенство чести святого апостола Андрея в ряду учеников Христа, является отрывок из Евангелия от Матфея, где духоносный автор приводит их перечисление (Мф. 10:2). Сыновья Ионы – Петр и Андрей – оказываются здесь первой парой апостолов из двенадцати избранных. Святитель Иоанн Златоуст замечает, что одного евангелист указал за добродетель, а другого – за благородство нрава (Гомилии на Евангелие от Матфея). Вместе же они, по мнению другого толкователя – блаженного Иеронима, считались братьями не столько по плоти, сколько по духу (Комментарий на Евангелие от Матфея).
Апостол Андрей сообщает Спасителю о наличном провианте – перед совершением насыщения 5000 людей (Ин. 6:10)
Еще однажды на страницах Евангелия подчеркивается особенная миссия святого апостола Андрея, когда он сообщил Спасителю о наличном провианте – пяти ячменных хлебах и двух рыбках – перед совершением чудесного насыщения 5000 людей. Богословы понимают это место Священного Писания, как испытание веры первозванного апостола. И, хотя, Андрей проявил сомнения, сказав: «Что это для такого множества?» (Ин. 6:10), он все же очевидно был близким помощником божественного Учителя в деле заботы об учениках и народе, Его слушающем.
Иоанн Богослов описывает эпизод, когда святой апостол Андрей выступает как старший среди учеников Христа. (Ин. 12:20)
Кроме указанных, Евангелие описывает еще один эпизод из истории проповеди Спасителя, когда святой апостол Андрей выступает как старший среди учеников Христа. За шесть дней до Пасхи, во время которой был распят Спаситель, в Иерусалим собралось много паломников, чтобы увидеть Мессию. Среди них был и некие эллины, о которых упоминает святой Иоанн Богослов (Ин. 12:20). Они желали увидеться со Христом, а потому обратились к апостолу Филиппу. Он же не стал сам принимать решения и организовывать встречу, но обратился к святому Андрею. Примечательно, что эта просьба эллинов была непростой, поскольку они были язычниками, а к последним Спаситель не заповедал благовествовать, когда отправлял 12 учеников на проповедь (Мф.10:5). Только вместе со святым апостолом Андреем Филипп осмелился подойти с подобным вопросом ко Спасителю. Святые отцы в данном эпизоде прямо называют Первозванного ученика Христа высшим Филиппа и указывают на его высокий авторитет.
Безусловно, страницы Святого Евангелия не вместили всех событий земного служения Спасителя и Его учеников. Священное Предание сохранило большую историю о проповеди учеников, в том числе и святого апостола Андрея. Но даже те малые сообщения, которые доносит до современного читателя Новый Завет о святом Андрее Первозванном, позволяют заметить то особое место в обществе учеников Христа, которое занимал самый первый просветитель на Руси.
http://www.pravlife.org/content/5-mest-iz-pisaniya-kotorye-govoryat-o-pe...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии