200 лет преподобному Амвросию Оптинскому: Веселый больной. Андрей Зайцев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Сегодня день рождения старца, к которому за советом и утешением приходила вся Россия – и Достоевский, и простая крестьянка, ищущая своих индюшек. Преподобный Амвросий принимал всегда радуясь, весело, с шутками. Хотя был болен настолько тяжело, что каждый день для него был буквально распятием себя.


Иеромонах Даниил (Болотов). Портрет прп. Амвросия. Оптина Пустынь, 1902 г. Церковно-Археологический кабинет МДА, передан из Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры.

В Древней Руси существовало особое представление о красоте – человек, наделенный духовными дарами, почти всегда обладал и красотой телесной. Связь между здоровым телом и сильным духом – идея очень давняя, восходящая еще к Ветхому Завету. В те времена болезнь считалась наказанием за грехи, и правоверный иудей в своих молитвах ежедневно благодарил Бога за то, что он не женщина, не ребенок и не прокаженный. Да и в наши дни часто можно встретить «богословские» рассуждения о том, что болезнь ребенка – непременно наказание за грехи родителей, а вид нездорового человека позволяет некоторым верующим поразмышлять на тему, кто согрешил – сам несчастный или его родители.

Между тем среди христианских святых всегда были люди, которых сегодня бы назвали инвалидами. 200 лет назад в 1812 году родился Александр Михайлович Гренков, известный всем православным христианам как преподобный Амвросий Оптинский.

При чтении жития и воспоминаний о нем сложно сразу понять, что образ старичка, ходящего с палочкой или лежащего в своей келье, на самом деле относится к молодому мужчине, еще не достигшему сорока лет. Именно тогда у святого появились первые признаки болезни, которая сопровождала его до самой смерти.

В декабре 1845 года отец Амвросий отправился из Оптиной Пустыни в Калугу для посвящения в иеромонахи. Было осень холодно, и во время поездки 33-летний мужчина сильно простудился и «почувствовал сильную боль в желудке». После этого у него стали неметь руки, и отец Амвросий не мог долго стоять с потиром, причащая верующих.

В возрасте 35 лет он становится полным инвалидом, неспособным к совершению богослужений, и остается в монастыре за штатом. Он выжил, но до конца своих дней страдал воспалением (катаром) слизистой оболочки желудка и кишечника, рвотой, кровотечениями и постоянной лихорадкой, сменявшейся ознобом.

Сильный недуг отразился на образе жизни старца – некоторое время ходил причащаться в церковь, а затем почти не выходил из своей келии, особенно в зимнее время. В его комнате постоянно стояла корзинка с фланелевыми рубашками и шерстяными чулками. Отец Амвросий страдал от постоянной испарины и был вынужден брать с собой сменную одежду даже в храм.

Страдания преподобного были так велики, что иногда он сокрушался: «Все могут говорить о своих болезнях, а я и не говори: начнутся оханья, слезы, потому если и скажу иногда, то часть, а если бы знали все, что я чувствую. Иногда так прижмет, что думаю – вот пришел конец».

Почти такие же записи можно найти в предсмертном дневнике святого Иоанна Кронштадского. Значительную часть текста там занимают жалобы пожилого человека на свои страдания. В случае же с преподобным Амвросием Оптинским мы видим обратную картину – чем сильнее одолевают его болезни, тем больше народу получают от него утешение, а сам он не перестает шутить, даже находясь при смерти. О том, как тяжело старцу было сохранять бодрость духа, знают лишь его келейники. Отец Амвросий страдал бессонницей, при этом допоздна принимал посетителей и вел обширную переписку. Обычно его день начинался в пять часов утра, а завершался не раньше 11 вечера. Такие нагрузки не под силу, даже здоровому человеку. Старец часто с утра мучился от лихорадки, болей в теле, но при этом несколько часов в день принимал людей, приезжавших к нему со всей России. Любимым ответом на вопрос о своем здоровье была шутливая прибаутка: «Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, потерплю и я» Этими же словами Он часто подбадривал тех, кто огорчался из-за долгого ожидания встречи с ним. Люди могли сидеть несколько дней, ожидая его благословения, а иногда человек еще только подходил к келии преподобного Амвросия, как его уже звал келейник для разговора со старцем.

Отношение преподобного Амвросия к своей болезни было удивительно спокойным – он почти никогда не роптал и не жаловался и даже с больным желудком пытался соблюдать пост по монастырскому уставу до тех пор, пока это было в его силах. Из воспоминаний современников и жития, составленного схиархимандритом Агапитом (Беловидовым), можно узнать, что святой ел настолько мало, что этой пищи едва хватило бы трехлетнему ребенку. Обычно утром он съедал маленький ломтик французской булки. За день выпивал несколько чашек чая и одну – кофе. В обед отец Амвросий съедал немного ухи или картофельного супа, а на ужин шли остатки от обеда. По слабости здоровья старец не мог питаться в общей трапезной, и приготовлением пищи занимался его келейник. Преподобный Амвросий часто говорил, что монаху не нужно постоянно лечиться до полного выздоровления, а лишь подлечиваться до такого состояния, когда он перестает быть обузой. Сейчас это выражение старца иногда используют и миряне, забывая при этом, что святой не отвергал лекарств и врачей: в его келии всегда стояло множество аптечных пузырьков, но к докторам он обращался лишь в моменты сильных обострений. Преподобный также напоминал о том, что Бог не требует от больных людей сильных аскетических подвигов, а лишь терпения, смирения и благодарности. Здравое отношение к телесным немощам помогало старцу отвечать на вопросы людей. Одному человеку, не способному выстоять всю службу на ногах, преподобный Амвросий напомнил библейское выражение «Сыне, дай мне свое сердце», и добавил, что Бог требует от нас сердца, а не ног.

Любой, кто хоть раз читал поучения знаменитого оптинского старца, вспомнит о том, что преподобный Амвросий часто шутил и свои поучения облекал в формы пословиц и прибауток. В одном из писем он так рассказывал корреспонденту о своем состоянии: «Много вещей есть, да многое нельзя есть. Слабый желудок и неисправные кишки не дозволяет. Впрочем, по старой привычке, я все-таки понуждаюсь есть, хотя после этого приходится большую тяготу понесть от головной боли и от рвотной доли. А кроме того и приезжие, и приходящие докучают, сидеть подолгу в хибарке скучают». Строки, в которых старец шутит над своей болезнью, написаны в начале 60-х годов XIX века, когда их автору едва исполнилось 50 лет. Сейчас уже очень сложно сказать были ли такие поучения в шутках формой юродства, но очевидно, что с помощью незатейливой формы отец Амвросий мог скрывать свою мудрость, как это делали многие оптинские старцы. Нам известны и весьма необычные способы, с помощью которых этот немощный человек исцелял других от болезней. Монахов, мучавшихся от зубной боли, отец Амвросий избавлял от нее ударом у челюсть. Многие женщины, зная об этой особенности старца, говорили: «Батюшка Абросим, побей меня, у меня голова болит».

Исправление людей с помощью доброй шутки и внешне необычного поступка – давняя христианская традиция. Еще преподобный Антоний Великий шутил со своими учениками, давая возможность монахам отдохнуть от трудов. Преподобный Амвросий также мог рассказать несколько легких анекдотов, чтобы поддержать силы иноков, уставших от тяжелых послушаний. Шутка же в его устах была прекрасным терапевтическим средством, которое помогало разрядить нетерпение людей, подолгу ожидавших его выхода из хибарки. Иногда же смех помогал объяснить основы веры. Как –то старец беседовал с образованным человеком, не верившим в существование бесов. Чтобы доказать реальность злых духов преподобный напомнил евангельскую историю о том, как Христос изгнал бесов из человека и заставил их вселиться в свиней, бросившихся с обрыва в море. В ответ отец Амвросий услышал, что это было иносказанием, и тут же прокомментировал: «Стало быть, и свиньи иносказательны, и свиней не существует. Но если существуют свиньи, значит, существуют и бесы».

В шутливой форме этой реплики заложен важный принцип толкования текстов и учений – нельзя произвольно отрицать достоверность части сообщения, нельзя переписывать Евангелие по своему усмотрению, как это сделал Лев Толстой.

Иногда шутливые обличения были еще более прозрачными. Молодой женщине, пристрастившейся к игре в карты, старец сперва не стал дарить карточку на память, сказав: «Разве мы в монастыре играем в карточки?», и подарил свой портрет лишь после уточнения, что речь идет о фотографии.

Вся жизнь преподобного Амвросия Оптинского по его собственным словам прошла «на людях». Святой, родившийся в бане в день большого церковного праздника, всю свою жизнь опровергал два распространенных стереотипа. Он боролся с сусальным образом благочестивого праведника с мрачным видом и показал, что телесная немощь не может быть ни препятствием для спасения, ни поводом к депрессии. Будучи очень больным человеком, старец прожил насыщенную жизнь, вел обширную переписку, встречался с Толстым, Достоевским и Владимиром Соловьевым, и основал женскую обитель в Шамордино.


Источник: Нескучный сад