14 марта в храме Христа Спасителя состоится долгожданная встреча Патриарха Кирилла и мэра Москвы Сергея Собянина.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

 

14 марта в храме Христа Спасителя  состоится долгожданная встреча Патриарха Кирилла и мэра Москвы Сергея Собянина. На ней мы хотели бы услышать от мэра конкретные ответы на вопросы о строительстве 600 быстровозводимых храмов в новых районах  Москвы. Этот вопрос не менее важен, чем транспортные развязки. В личных разговорах высокопоставленные чиновники московского правительства заверяют, что «все идет по плану» и что Собянин возглавляет Попечительский совет «программы-200». Но что тогда мешает ему заявить об этом публично. Пока мы видим прямо противоположное: управа Восточного Дегунина организовывала "протесты" против строительства храма преподобного Серафима. Кроме того, а где сами первые 200 храмов? Модульные храмы, согласно утвержденному проекту, строятся за месяц. Так что наше пожелание очень конкретно- 200 новых храмов к Пасхе, 600- к парламентским выборам 4 декабря 2011 года.

Более того, это надо не только православным. Это надо и самому новому мэру, к которому Москва, в первую очередь, православная, еще присматривается. А поскольку Сергей Собянин недавно возглавил  московское отделение «Единой России», то он лично отвечает за результаты этой партии по Москве на выборах в ГД 4 декабря. Более того, и ему, и нам нужны аргументы, что Сергей Собянин- это мэр православного большинства москвичей, своих избирателей, градоначальник «Третьего Рима», а не «антихрист, раздающий электронные карточки» (я имею ввиду политтехнологические приемы, сами карточки здесь ни причем). Мы также приводим (см. ниже) список до сих пор оскверненных, не возвращенных Церкви московских храмов и описываем абсурдную градостроительную ситуацию, когда великие святыни и архитектурные ансамбли Даниловского, Донского, Старо и НовоСимонова монастырей закрыты от города уродливыми промышленно-складскими зонами, из которых давно выведены производства.

 

 

Мы обращаем внимание на то, что учение о Москве как о "Третьем Риме" является не архаической сказкой , а серьезной и актуальной доктриной, объясняющей суверенитет России как самой большой страны с преобладающим православным населением, лидера православной цивилизации (тому, как это "работает" в современном мире, посвящен прилагаемый доклад "Третий Рим. Суверенная модернизация"
Третий Рим.Суверенная модернизация. Доклад АПЭ.doc
). Мы также приводим к сведению, что упоминание о Москве, как "Третьем Риме", впервые звучит  в переписке Москвы и Константинополя о титуле Московских Патриархов в период установления Патриархата в Москве - павший "второй Рим", Константинополь, добровольно передал эстафету Москве. Исходя из этой особой исторической миссии Москвы, мы считаем любые разговоры о переносе столицы России антигосударственными.

Поэтому мы вновь обращаемся к мэру Москву Сергею Собянину с просьбой о скорейшей реализации проекта застройки новых районов Москвы шестистами быстровозводимыми (модульными) храмами. Цифра в шестьсот храмов была озвучена Святейшим Патриархом Кириллом на одном из совещаний. Также Патриарх неоднократно отмечал, что Москва занимает последнее место в России по количеству храмов на душу населения. Таким образом, эта проблема не менее важна, чем транспортная. Мы также считаем полезным, если Церкви будут переданы заброшенные ветшающие  кинотеатры: "Таджикистан", "Минск", "Арктика", где, помимо храмов,  могли бы разместиться духовно- просветительские центры профилактики экстремизма.

Мы также обращаем внимание на то, Российским Клубом Православных Меценатов разработан наиболее дешевый проект быстровозводимых храмов, которые, на наш взгляд, должны возводиться в самом центре социальной жизни новых районах, действительно быть храмами шаговой доступности, а не удаленности, быть удобными для прихожан, в том числе многодетных мам и пожилых людей.

            То, что этот жизненно важный проект в настоящее время "подвешен", вызывает в православной среде немалое беспокойство. Это тем более важно, что согласно опросу, проведенному социологическим факультетом МГУ, 71% москвичей поддерживает Патриарха Кирилла.

            Кроме того, мы обращаем внимание, что борьбой с проектом храма Рождества Христова в Строгино занимается группа экстремистов, связанных с оппозиционной группой Г. Каспарова и Э. Лимонова.

Как известно, ушедшее руководство Москвы запретило преподавать в школах "Основы православной культуры". Поэтому мы надеемся, что при новом руководстве Москва войдет в список регионов, участвующих в федеральном эксперименте по преподаванию Духовно-нравственной культуры (включая предмет "Основы православной культуры") в школе.

            Мы также считаем необходимым вернуться к проезду восстановления Зарядья, предусматривающим восстановление исторической застройки, древнейшей в Москве Великой улицы и храма св. Николы Мокрого. Мы считаем нетерпимой ситуацию, когда возле Кремля уже десять лет позорит Москву забор и руины на месте бывшей гостиницы "Россия", а напротив Кремля- руинированная Софийская набережная, словно Москва пережила налет вражеской авиации. Мы также считаем необходимым восстановление разрушенных ансамблей стрелки Остоженки и Пречистенки ( руинированное начало Остоженки  выглядит позорно, памятник Энгельсу логично перенести) и Боровицкой площади (считаем необходимым возрождение усадьбы Шаховских и размещение там депозитария музеев Кремля). Чудовищно руинированными, обезображенными являются ныне прилегающие к Кремлю кварталы Никольской улицы. Мы считаем необходимым их реставрацию с возможной новой застройкой дворов, считаем необходимым скорейшее создание музейного квартала Исторического музея и церковно- образовательного комплекса Заиконоспасского  и Никольского Греческого монастырей, где был создан первый Российский ВУЗ- Славяно- Греко- Латинская Академия. Сейчас в Никольском монастыре коммерческие магазины, он обезображен. В наследие от старой городской администрации осталась и кричащая проблема с невозвращением Церкви храма св. Иоанна Богослова а Новой площади - у не желающего его освобождать музея истории Москвы есть огромные помещения на Зубовском бульваре.

Есть и огромная проблема невозвращенных храмов Москвы.В них располагаются магазины дамского белья и коммерческие банки, склады.

Приведем примеры.

-Храм св. Иоанна Богослова на Новой Площади. Так и не освобожден музеем истории Москвы, которому переданы огромные помещения Провиантских складов на Зубовском бульваре, где выставлены экспонаты, не представляющие серьезной ценности, например, типичный набор «ретроавтомобилей», имеющийся в любом городе. Община храма намерена, после возвращения храма, устраивать в прихрамовых постройках серьезные экспозиции, посвященные православной истории Москвы, проводить соответствующие конференции и эсксурсии.  

Кожно- венерический диспансер  до сих пор находится в храме св. Александро Невского в Сокольниках,

-Храм св. Пантелеймона в Большом Харитоньевском переулке при "Лечебницевоенных врачей в Москве для бедных". Лечебница предназначалась для тех,кто не мог заплатить за лечение и лекарства: только за первый год работы помощь была оказана почти 25 тысячам москвичей, которым было выписано 11 тысяч бесплатных рецептов. А еще по Москве быстро распространились слухи о благотворной силе водолечения - оно применялось врачами лечебницы в борьбе с многими недугами. Храм Церкви не передан, в нем находится склад

-В церкви Чуда Михаила Архангела в Хонех при подворье Михайловского женскогомонастыря Уфимской епархии 1914-1918 (ул. Красная Пресня, 46) находится магазин женского белья

-В храме Архистратига Божия Михаила с часовней и анатомическим театром(1897-1899, арх. П. М. Самарин) на территории ЦПК и О. Сейчас в здании храм располагается радиорубка, а по логике там бы разместить службу "Милосердие"- храм приписан Социальному отделу МП, возглавляемому епископом Пантелеймоном (Шатовым).

В других храмах располагаются коммерческие офисы.

-офис расположен в знаменитой Никольской церкви на Софийской набережной придоме купцов Бахрушиных. Виден ее купол, но главка и крест срублены в 1921году.До революции на доме сохранялась памятная табличка, сообщавшая, что"Храм сей во имя Николая Чудотворца и дом бесплатных квартир для бедныхвдов с детьми, учащихся девиц и ремесленных училищ сооружены на средствапочетных граждан г.Москвы братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных вославу Божию и на помощь ближним".

В единоверческом монастыре на шоссе Энтузиастов- коммерческий банк и офисы.

Вообще, приведем целый грустный список невозвращенных храмов, чтобы читатель мог ощутить остроту несправедливости

 

-Храм бывш. Скорбященского монастыря на Новослободской улице- в распоряжении субарендаторов, которых "вселило" туда прошлое руководство Станкоинструментального института.

- храм св. Николая в Новой Слободе на Долгоруковской улице, там"Союзмультфильм". Храм изуродован, да и мультипликаторам в нем весьма неудобно.

 

- храм "иконы Божьей Матери "Взыскание погибших" на Щипке или,иначе, "на Зацепе" при "женском отделении экономическогоинститута" , ныне- при Институте им. Плеханова. В нем сидятсубарендаторы, некая "правозащитная" структура. Прекрасный храм встиле русского модерна изуродован.

 

-Храм Воскресения Словущего при убежище имени С и А. Тарасовых(: Шаболовка,д.4, построен в1911году).Здание убежища, предназначенного для "лиц интеллигентных, а также итаких, кто провел жизнь не в нищете, а в известном достатке", было выстроено по проекту архитектора А. И. Роопа. Деньги, 900 тысяч рублей, былипожертвованы вдовой Степана Алексеевича Тарасова, бывшего московским городскимголовой в 1883-1885 годах, а убежище назвали имени Степана и Анны Тарасовых. Всоветское время убежище стало Домом отдыха ветеранов революции имени Ильича.Затем здание заняло Министерство социального обеспечения РСФСР. В 2008 году здание занимает Пенсионный Фонд РФ.

-Храм Ильи Пророка на Воронцовом поле- один и красивейших храмов Москвы, так не освобожден музеем народов востока.

-Церковь Смоленской иконы Божией Матери при быв. Коронационном убежище,построен между 1907 и 1910 годами,архитектор: А. Ф. Мейснер.

-Храм Михаила Малеина при бывш. Романовской больнице Покровской общины сестер милосердия, построен в 1913 году архитектором Л. В. Стеженским.

-Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" при благотворительных учреждениях братьев Ляпиных, построена в 1885 годуАдрес: Б.Серпуховская, 31, стр. 14.

.-Церковь Иосифа Обручника в быв. богадельне им. И. Н. Геер

Церковь, построена между 1893 и 1899.Архитектор: Л. Н. Кекушев - выдающийся русский зодчий  эпохи модерна

-. Церковь Александра Невского при бывш. Комиссаровском училище в районе ст.метро "Маяковская" - прекрасный большой храм, завешен сеткой и разрушается.

- Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" в Яузскойбольнице , построен в 1897 году.Архитектор: Н.В.Розов.

-Церковь св. Александра Константинопольского при приюте Василие-Кесарийского попечительства.Церковь, возведена в 1891 или  1892 году.В здании храма размещается коммерческий банк

-Церковь Иконы Божией Матери "Утоли Моя Печали" в Городскойклинической больнице, построена между 1872 и 1875 годами известным архитектором Н.Д. Быковским.

-Церковь Григория Неокесарийского при Павловской (4-й городской) больнице,построена в 1890 году

-Храм святого апостола Павла при Павловской (4-й городской) больнице, построенв 1807 году великим русским архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым

-Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в бывш. Гурьевской богадельне

Этот большой красивый храм построен в 1896 годуАдрес: ул. Большая Серпуховская, 27 стр. 6, на территории Института хирургииимени Вишневского

Церковь св. Павла Латрского в Арнольдо-Третьяковском училище на Донской улице.

Мы считаем необходимой регенерацию исторической застройки Москвы и не боимся "новоделов"- после Второй мировой войны полностью разрушенные древние кварталы Варшавы и Дрездена восстанавливались по фотографиям и даже картинам. Мы считаем этот опыт вполне применим к Москвы.Поэтому мы были удивлены странными проектами запрета всякого жилого строительства в центре Москвы. Москву надо не консервировать, а регенерировать и развивать на основе ее исторической традиции. Пример такого подхода демонстрирует Святейший Патриарх Кирилл, который предложил развить на базе Сретенского монастыря мемориальный комплекс в честь св. Новомучеников Российских, предусматривающий строительства нового Собора и музея Новомучеников.  Мы также просим о кооптации предствителя АПЭ в Общественный Градостроительный Совет и другие аналогичные структуры так считаем, что радикалы от градозащиты  не имеют права монополизировать тематику исторической Москвы. Мы поддерживаем их позицию по таким памятниками, как дворцы Пожарских и Разумовских, требующие немедленной реставрации, но считаем опасными идеи радикалов от градозащиты  о невозможности регенерации  исторических кварталов и святынь  с учетом необходимости создания современной инфраструктуры. В отличие от них мы считаем необходимыми появление "новоделов" в Зарядье и других местах Исторической Москвы. Мы также считаем необходимым восстановление таких шедевров , как храмы Успения на Покровке и Николы "Большой Крест", Лефортовского дворцово- паркового ансамбля. Мы призываем новую московскую администрацию помнить о том, что Москва- это столица России всего православного мира, "Третий Рим" должен стать и мировым паломническим центром, также, как и первый, поэтому необходима регенерация Москвы, ее возрождение, уродливые заборы и зеленые сетки на разрушающихся исторических зданиях позорят Москву.

Мы также считаем, что в Москве должны быть воссозданы уничтоженные и созданы новые памятники выдающимся государственным деятелям России (причем, не только в центре города)- митрополиту Петру и князю Ивану Калите, начавшим процесс собирания русских земель вокруг Москвы,  царю Ивану Третьему, идеологу и практику византийского преемства России, Патриарху Ермогену- идеологу национально- освободительного движения русского народа 1612 года, полководцу Михаилу Скобелеву императору Александру Третьему- "миротворцу" и многим другим. Исходя из этого, мы поддерживаем инициативу православной общественности о создании памятника Крестителю Руси святому равноапостольному князю Владимиру на Лубянской площади.

Пару слов о запрете строительства внутри третьего транспортно кольца.  Многих из нас, как православных, христиан, эта проблема интересует потому что центральная часть города - это место сосредоточения православных святынь и, логично, если бы эти святыни находились в живом, жилом городе. Мы неоднократно высказывали свою позицию о том, что наилучший путь – это регенерация исторического центра Москвы, которая требует как безусловной реставрации памятников архитектуры, так и регенерации исторической застройки и восстановления уничтоженных святынь. Мы не боимся «новоделов».

Отдельного разговора требует проект запрета строительства жилья на месте выводимых из центра промышленных зон. Дело в том, что эти зоны создавались в непосредственной близости от великих святынь и архитектурных ансамблей. Когда эти заводы работали, никто не посягал, боясь навредить промышленному потенциалу страны. Но сейчас эти производства выведены и мы видим чудовищные, уродливые заборы, разрушенные, заросшие бурьяном цеха, ржавые гаражи и склады, которые заслоняют от города, от людей великие святыни и фундаментальные архитектурные ансамбли Свято- Данилова, Донского, Старо и Нов оСимонова монастырей, Крутицкого подворья, руинированы и застроены уродливы «времянками» территории напротив Кремля и храма Христа Спасителя. Все это не только оскорбляет наши религиозные и гражданские чувства, но  и делает Москву городом, непривлекательным для туристов, лишает доходов городской бюджет.

 

О каких же промзонах идет речь?

1.       Территория Болотного острова, бывшей фабрики «Красный октябрь». В настоящий момент эта территория арендована как приличными кафе, редакциями, выставочными центрами, так и т.н. «гей- клубами»(естественно, они закомуфлированы). Уродует территорию некрасивое строение, в котором располагается дискотека «Рай». Мы считаем, что создание «улицы красный фонарей» напротив храма Христа Спасителя-не лучший вариант. Мы не ханжи, мы не против дискотек  в уместных местах и не с таким названием. В настоящий момент квартал выглядит  позорно ля Москвы, как и территория напротив Кремля, где особняки завешаны сетками, ряд зданий изуродован достройками 1930- х годов, уродуют вид пустыри на Болотной улице, недостроенный комплекс «Царева сада», не возвращена церковь при Бахрушинском приюте.

Мы считаем, что на  территории от Москворецкого моста до "стрелки" Болотного острова возможно тактичное жилое и гостиничное строительство, появление достойных культурных центров.

2.       Свято- Данилов монастырь, основанный в тринадцатом веке, находящаяся в нем резиденция Патриарха Московского и всея Руси, отгорожены от города складскими помещениями, закрывающими монастырь с Даниловской набережной. Его открытие сделает возможным расширение набережной, постройку новых дорог вдоль восточной стены монастыря, «дублера» Дубининской улицы. С чисто эстетической точки зрения в этом районе уместна тактичная новая архитектура и приспособление дореволюционных промышленных строений под  культурные центры и т.д.   Мы также считаем необходимым скорейшее завершение строительства Молодежого центра Свято- Данилова монастыря.

 

3.        Старый и Новый Симонов монастыри. Великие святыни. В храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове похоронены герои Куликовской битвы Пересвет и Ослябя.В настоящий момент храм в Старом Симонове закрыт бетонными заборами, попасть в его можно только через проход между заборами, великолепный ансамбль Нового Симоново монастыря 16-17 веков весь в руинах, заборах, в жутком состоянии. Считаем необходимым  восстановление знаменитой колокольни Ново- Симонова монастыря. Есть проект открытия ансамбля Старого и Ново- Симонова  монастырей к реке, со строительством красивого лестничного спуска. Для этого необходимо освободить Старосимоновский храм из бетонного плена. Окружающая застройка настолько уродлива, что новая качественная архитектура не будет лишней. Убирание заборов даст возможности для создания новых подъездов, объездов, расширения набережной и т.д.

 

4.       Крутицкое подворье .  Ансамбль мирового значения со знаменитым  митрополичьи дворцом и изразцовым теремом.  До сих пор обезображено строениями гаупвахты, деревянных казарм, из-за этого закрыто и зажато. Там располагается Синодальный молодежный отдел, логично, если там будет православный молодежный центр общенационального значения.

5.       Донской монастырь. Место подвига св. Патриарха Тихона, великолепный архитектурный ансамбль 16-19 веков. Закрыт от города заборами и строениями быв. Завода «Красный Пролетарий», на территории которого сохранились как ценные постройки промышленной архитектуры начала двадцатого века, так и уродливое, недостроенное, разрушающееся здание цеха на М. Калужской улице.  В целом, это огромный, огороженный бетонными заборами пустырь. Считаем необходимым убрать этот пустырь, демонтировать недостроенный цех на  М. Калужской, пробить от него бульвар к Донскому монастырю, открыв таким образом его. На месте пустыря и цеха возможно тактичное и качественное  строительство так как окружающие монастырь постройки 1960-70 х годов делают пейзаж унылым.