14 февраля – шумный праздник без идеи и смысла
В очередной раз мы подошли к празднованию Дня всех влюбленных, и в очередной раз нужно разъяснить христианское отношение к нему.
С легкой руки СМИ и различных коммерческих организаций, зарабатывающих на этом, День святого Валентина или День всех влюбленных стал одним из самых популярных в нашем народе. С одной стороны, в нем вроде бы нет ничего плохого, но это только для тех, у кого нет никаких ориентиров и принципов в жизни, кто является современным, всеядным человеком, готовым поглощать все, что ему предложит реклама.
Сторонники празднования Дня всех влюбленных, даже среди верующих людей, обычно утверждают, что нельзя считать зазорным просто сам факт подарков, цветов и добрых слов, которые обычно влюбленные пары преподносят друг другу. Это на самом деле так, но здесь есть несколько замечаний.
Первое – что мешает совершать все эти действия в любой другой день? Добрые слова и признания в чувствах вообще не требуют никаких материальных затрат, да и покупка цветка или небольшого букета, как в известном советском мультике, «просто так», дорого не обойдутся.
Если же мы говорим о празднике, т.е. об особенном дне, то здесь должен быть какой-либо важный смысл, выделяющий данный день в календаре.
И это второе замечание, о котором хотелось бы сказать. Подумайте, если мы акцентируем внимание на церковных праздниках, то каждый из них так или иначе имеет прямое отношение к делу нашего спасения, а потому не может быть не важным. Если же мы празднуем светские праздники, то и они во многих случаях содержат значимый смысл, будь то день, когда мы появились на свет, Новый год как смена календаря, по которому мы живем, даты, связанные с судьбоносными историческими событиями нашего народа и т.п.
Точно в таком же ключе и нужно говорить о Дне всех влюбленных, т.е. он должен содержать назидательное значение для пар, в его основе должен лежать важный смысл, события или люди как пример для подражания.
Чего же стоит, по-хорошему, ожидать от Дня всех влюбленных? Очевидно, что указание на важность создания крепкой семьи, например, настоящей любви, преданности, жертвенности и т.д. Видим ли мы нечто подобное в истории возникновения данного праздника? Очевидно, что нет.
Существует несколько версий происхождения Дня всех влюбленных, и ни в одной из них мы не обнаружим доброго примера для подражания.
В английской и французской литературе традиция этого празднования фиксируется в середине XIV века и связана с началом брачного периода у птиц в середине февраля. Собственно говоря, ориентация на птиц лишена сколь-либо важного смысла.
По мнению исследователей, более вероятной является версия, согласно которой папа Геласий I, живший в V столетии и активно боровшийся с идолопоклонством, старался придать христианский смысл празднику Луперкалий. В этом языческом торжестве нет ничего романтического. После жертвоприношений животных Фавну с них сдирали шкуры, делали бичи и стегали женщин плодородного возраста, якобы ради повышения их плодовитости.
В Римском Мартирологе под датой 14 февраля действительно стоит память трех Валентинов. Первый – священномученик, епископ города Интерамна (Италия), прекрасный христианский учитель и миссионер, обладавший даром чудотворения. Второй – также священномученик, римский пресвитер, обративший ко Христу императорского чиновника Астерия и вместе с ним пострадавший. Третий – африканский мученик, обстоятельства жизни, время и место кончины которого неизвестны. В имеющихся биографических сведениях всех трех мучеников мы не встретим даже намека на события, с которым принято связывать День всех влюбленных.
Рассказ о патриции Валентине, заключенном и приговоренном к смертной казни за исповедание христианства, влюбившемся в слепую дочку надзирателя тюрьмы и написавшем ей первую «валентинку» – лишь легенда, не имеющая фактических подтверждений.
Красота этой легенды относительная. Во-первых, христианин, приговоренный к смерти и думающий о мимолетном увлечении девушкой (о настоящей любви здесь не может быть и речи), а не о предстоящей встрече со Христом – не самый лучший пример для подражания. Во-вторых, письменная «валентинка», отправленная слепой девушке, выглядит как минимум странно (шрифт Брайля появится только в первой половине XIX века).
Итак, что в остатке мы имеем? Отсутствие внятного и доброго основания праздника. Отсутствие идеи и смысла праздника. Отсутствие хорошего примера для подражания в легенде, связанной с праздником. Очевидно также, что если бы не реклама и не «раскручивание» Дня всех влюбленных коммерческими организациями ради заработка денег, никто о нем в нашем народе даже и не вспомнил бы.
В христианской агиологии есть достаточно примеров прекрасных, возвышенных и настоящих отношений между супругами, как то: святые императоры Юстиниан и Феодора, мученики Адриан и Наталия, князь Петр и княгиня Феврония, преп. Кирилл и Мария (родители Сергия Радонежского) и многие другие.
Если мы действительно любим наши «вторые половинки», то ничто нам не мешает оказывать им знаки внимания без повода, на протяжении всего года, а если мы хотим праздника, то он должен быть наполнен хорошим и важным смыслом.
https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/71876-14-fevralja-shumnyj-prazdn...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии