100-летие канонизации Святителя Иоасафа Белгородского
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Братья и сестры!
Сегодня исполняется ровно 100 лет с того дня, когда епископ Белгородский Иоасаф был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых угодников Божиих. В те незабываемые дни небольшой по количеству жителей уездный городок Белгород вместил в себя несколько сот тысяч приезжих со всей России паломников. На торжества прибыли и представители дома Романовых - великая княгиня Елисавета Феодоровна, ставшая впоследствии преподобномученицей, и великий князь, известный российский поэт, Константин Романов.
Когда Церковь прославляет того или иного угодника Божия, она вовсе не делает его святым. Человек, если он того достоин, становится святым сразу же после своей телесной кончины, то есть после перехода в жизнь вечную. А Церковь, канонизируя человека, только подтверждает этим действом, что он уже находится у Бога, а значит стяжал право молиться за нас.
По земным, человеческим меркам Святитель Иоасаф прожил недолгую жизнь - 49 лет, 3 месяца и 2 дня. Белгородскую кафедру занимал 6 лет - с 1748 по 1754 годы. Но этого хватило, чтобы имя его было навеки записано в историю Церкви земной - воинствующей, в книгу жизни Церкви небесной - торжествующей.
Часто почитание святого, как это и было с епископом Иоасафом, начинается в народе задолго до его церковного прославления. Это значит, что сам народ стремится к месту, связанному с жизнью почившего подвижника. Фиксируются различные события устно или письменно, которые случались с людьми в их реальной жизни, когда они обращались за помощью к почившим подвижникам, и эта помощь была им оказана, то есть эти просьбы и обращения привели к каким-то необычным последствиям и изменениям, например, к исцелению от болезни, порой неизлечимой. Подобные явления нарушают привычные законы природы и зачастую превышают естественный порядок вещей. И когда количество таких событий становится столь многочисленным, что молчать об этом уже нельзя, то речь идет о канонизации. Это значит, что в воспоминание о святом будет назначен в году определенный день его памяти, который внесут в церковный календарь. Затем будут составлены его житие и служба, написан его иконописный образ и даже освящены храмы или приделы церквей в его честь.
И одно из самых удивительных явлений, которыми Господь прославляет Своих святых, является нетление их останков или мощей. Мощи - то есть мощь духовная. В этом чудесном сохранении тел святых Господь являет нам один из признаков возвращения человека силою Божественной благодати из тления в нетление. Эта Божественная благодать, которую стяжал человек при жизни своими подвигами, пронизывает собою само тело подвижника Христова и уготовляет в нем благоуханный, видимый людьми образ, через который верующий народ просит милости Божией. Сила этой благодати бывает иногда так велика, что действие ее простирается и на одежды, в которые облачено нетленное тело угодника Божия. Известно, что уже два года спустя после телесной кончины епископа Иоасафа, духовенство Троицкого собора, движимое любопытством, открыло его гробницу. При этом было обнаружено, что не только к телу, но даже и к одеждам его не коснулось ни малейшего тления. С этого момента и началось всенародное почитание Иоасафа, которое продолжалось 150 лет еще до его церковной канонизации.
В этом отношении любопытно замечание нашего профессора Голубинского, который по этому поводу пишет, что "мощи святых, когда они нетленны, составляют, конечно, величайшее чудо, но лишь дополнительно к той помощи верующим людям, которая творится через посредство их". Но что означает само это слово - чудо - в обычном понимании? А это нарушение естественного порядка вещей.
И то огромное количество людей, которое каждый день припадает к нетленным мощам белгородского Святителя - это уже чудо и является неопровержимым доказательством живой связи Иоасафа с нашим земным миром. Правило 7-го Вселенского Собора повелевает - освящать все храмы только через положение в них святых мощей.
Все святые, без исключения, являются нашими защитниками и ходатаями пред Богом. Славянское слово "ходатай", то есть посредник значит "живой свидетель, стоящий посреди и соединяющий разъединенное", - пишет блаженный Феодорит. По природе и по искуплению у всех нас Один Ходатай и Посредник - Иисус Христос. А по благодати нашими ходатаями и молитвенниками являются святые, память которых мы ежедневно прославляем. Через них Церковь земная находится в теснейшем общении с Церковью небесной, и через них Господь действует в мире. "Дивен Бог во святых Своих".
Святые не нуждаются в наших молитвах за них. Но мы нуждаемся в их заступлении за нас пред Богом. И в Священном Писании находятся неоднократные тому подтверждения и даже прямое повеление Божие просить молиться за нас угодников Божиих. "Раб Мой Иов помолится за вас, - говорит Господь, - ибо только лицо его Я приемлю" (Иов, 42, 8). И наше почитание святых выражается не только в молитвенном призывании их на помощь, но и в благоговейном почитании их изображений и останков, их святых мощей, что является нашим дорогим сокровищем и благодатным источником духовной человеческой жизни. Недаром Вселенская Церковь первую неделю по Пятидесятнице посвящает памяти всех святых. А Русская Православная Церковь во вторую неделю отмечает память всех святых, в земле Российской просиявших.
Замечательный проповедник митрополит Николай (Ярушевич) назвал святых "звездами на церковном небе", которые служат нам маяками-путеводителями на пути к Царству Божию. Все мы в этом мире в гостях. "Странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои" (Пс. 38, 13), - сказал когда-то великий псалмопевец. Только одни отправляются отсюда рано, а другим приходится задержаться допоздна.
И Господь не ограничивает нашей земной свободы, не требует и не приказывает, а как бы приглашает, "если кто хочет, да отвергается себя". Не ставит жесткие условия, но помогает через святых. Он одинаково любит и верующих и неверующих, потому что "Бог есть Любовь". Разница только в том, что верующие живут в осознании того, что происходит, и ответственности за то, чем сам отвечаешь на эту любовь. А в лице святых, которые проходили этот земной путь с гораздо более тяжкими испытаниями, нам дан пример, как надо жить и что делать, чтобы спастись.
Люди часто готовы ехать на край света в поисках чудес, в ожидании какой-то особенной благодати, не замечая, что она живет рядом с нами. Она и в Божественной литургии, и в чтении Священного Писания, и в нетленных мощах угодника Божия Иоасафа.
И сегодня, в день его столетнего юбилея он собрал нас на духовное торжество, на котором мы насыщаемся и радостью веры, и причащением Святых Христовых Тайн, и единением ликующего народа вокруг нашего Святейшего отца, Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Вместе с ним мы молимся на месте земных подвигов Святителя Иоасафа, освященных его стопами и дыханием его слезных молитв. Здесь, у священной гробницы мы молитвенно желаем нашему Патриарху и сил, и здоровья для продолжения подвига, возложенного Промыслом Божиим на его плечи. Имя Патриарха окружено любовью не только в нашей стране, но с великим уважением произносится и на православном Востоке, и на христианском Западе. Голос Патриарха, как призывный набат, звучит и в далекой страдающей от землетрясений Японии, и во врачевании распрей среди единоверных и единокровных народов, и в общении с армией, и со студентами. Воистину "овцы по нем идут ибо знают глас его" (Ин. 10, 4) Это уже второй визит Его Святейшества на нашу белгородскую землю в качестве Патриарха. И мы благодарим его за то, что он нашел время прибыть к нам и помолиться с нашим народом у священной гробницы. Да увенчает Господь Святейшего Патриарха таким долголетием, какое только возможно в земной человеческой жизни. А мы верим, что Святитель Иоасаф, столетний юбилей которого сегодня празднуется, услышит наши об этом молитвы и сложит их к стопам Спасителя. Аминь С праздником, братья и сестры!
17.09.2011г.
Протоиерей Леонид КОНСТАНТИНОВ,
настоятель Николо-Иоасафовского собора г. Белгорода,
благочинный II Белгородского округа
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии