100 лет со дня рождения Вадима Сидура

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
100 лет со дня рождения Вадима Сидура
Скульптор тяжелых эмоций, он всегда отстаивал право на творческую индивидуальность.

"Я раздавлен непомерной тяжестью ответственности, никем на меня не возложенной" – писал Вадим Сидур. Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения скульптора тяжелых эмоций, который всегда отстаивал право на творческую индивидуальность. Об особом пути мастера – Алия Шарифуллина.

Застывшие в крике, зажавшие уши, склонившие голову, с зияющей дырой в груди... Боль, отчаяние, человек и убиваемая им природа. Здесь личная биография художника языком искусства: голодное детство, фронт, страшное лицевое ранение пулей немецкого снайпера. Но тут и личная философия Вадима Сидура, его "эпоха равновесия страха", тотальный ужас от того, что человек может сам себя уничтожить. Он писал: "Сотни, тысячи, миллионы людей погибли от насилия. Кажется, должно же это когда-то прекратиться! Но человечество, как бы лишённое разума, ничему не научается...". "Умрут все, никто не воскреснет, только лето вернется. Если войны не будет". Такого пацифиста, как Сидур, еще надо поискать. Тематика памяти о войне – не самой войны, а именно памяти о ней, стала у него доминантой", – рассказал режиссёр Владимир Мелетин.

Он был обычным советским человеком, верующим в светлое будущее. Скульптор-монументалист, потенциальный ваятель "девушек с веслом", "рабочих и колхозниц". Что-то он даже успел из этого сделать для сталинских высоток. В 1961 году к его военным ранам прибавилась сердечная – Сидур пережил инфаркт. Ненадолго оставив скульптуру, писал стихи, много думал. И тогда оптимизм его ранних творений уступает место состраданию. Он начинает вырабатывать собственную систему знаков, форму, наиболее адекватную содержанию, будто создает из скульптуры иероглифы, которые, поставленные в ряд, образуют рассказ о жизни и смерти, о войне и мире. "Задача Сидура была, как он сам для себя формулировал, зафиксировать в этом визуальном образе ужасы. Для того, чтобы дать и своим современникам, и поколениям будущим напоминание о том, почему не стоит идти в этом направлении", – отметила руководитель Музея Вадима Сидура Екатерина Новокшонова.

Этим скульптурным формулам маркировать бы города и страны памятью о большой человеческой трагедии, но на родине работы Сидура считали "излишне пацифистскими". Ведь эти "выворотни" тел не прославляют военную доблесть, расплескивают страдания, не оставляя сомнения: у насилия не может быть иного итога. А вот Европа оказалась готова принять точку зрения автора. Осенью 1970 года художник познакомился со славистом из ФРГ Карлом Аймермахером, который передавал модели скульптур, а на местах без присутствия "невыездного" Сидура" делались отливки в масштабе: "Треблинка" в Берлине, "Памятник современному состоянию" в Констанце, "Памятник погибшим от любви" в Оффенбурге. "Он был очень скромный человек, но, конечно, насчет искусства он был очень требовательным, ни в чем не уступал от принципов искусства и того, что он хотел сказать. У нас были отношение как семейные. Моя жизнь наполовину была сидуровская, и, когда он умер, было сообщение о смерти, они поместили мою фотографию", – поделился славист, историк (Германия) Карл Аймермахер.

Не имея возможности выставлять свои работы, Сидур стал зарабатывать книжной графикой, ваянием надгробных памятников. Много бродил по лесам и собирал выброшенный людьми металл. Он говорил, что очищает лес, спасает его от неразумного человека. Этот мусор вскоре стал и материалом для его произведений. Им самим названный "гроб-арт" – это скульптуры и бриколажи из отходов человеческой цивилизации. Железные "пророки" молча предупреждают о том, что и вся Земля может легко превратиться в летящую сквозь космическое пространство Гроб-планету. "В дальнейшем единственное, что сможет о нашей цивилизации рассказать другим видам, которые возможно появятся на нашей планете, это подобные скульптуры, подобный свидетели", – подчеркивает куратор культурных программ Музея Вадима Сидура Надежда Дегтярева.

Вадима Сидура часто обвиняли и продолжают обвинять в чрезмерном интересе к насилию и жестокости. Это не интерес, а скорбь о несовершенстве мира и неразумности людей его населяющих. Кошмарные видения и радостное восприятие жизни как величайшего чуда – два полюса в творчестве, основные составляющие внутреннего мира человека, который видел слишком многое. "Ничего не могу предложить человечеству для спасения. Остаётся застыть. Превратиться в бронзовую скульптуру и стать навсегда безмолвным, взывающим".

https://smotrim.ru/article/4021192