100 лет гонений на Церковь: к годовщине Поместного Собора 1917-18 годов. Андрей Власов
Нынешний 2017 год особенный. Столетие двух революций – февральской и октябрьской, – повлекших за собой многомиллионные жертвы и перевернувших все мировое устройство. Столетие начала самых масштабных гонений на Церковь Христову за всю ее двухтысячелетнюю историю. А еще это столетие Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов, который подготовил Церковь к тяжелым испытаниям и принял решения, определившие ее жизнь на столетия.
СПЖ подготовил цикл материалов о событиях столетней давности и исторических параллелях с тем, что происходит сегодня в Украине.
Предыстория и подготовка к Собору
В эти самые дни 100 лет назад началась непосредственная работа по созыву Собора. 29 апреля 1917 года Святейший Синод принял решение о подготовке к Собору и образовал Предсоборный Совет, состоявший из архиереев, духовенства, известных ученых и общественных деятелей, а также мирян. Всего 62 человека. 13 июня состоялось первое заседание этого Совета в Петрограде. А 5 июля 1917 года Святейший Синод принял Постановление об открытии Поместного Собора в Москве в праздник Успения Божией Матери. И сам Собор, и его предыстория не только интересны с познавательной точки зрения, но и наводят мысль на исторические параллели с сегодняшним временем и событиями в нашей стране.
До 1917 года Поместный Собор Русской Церкви собирался в последний раз еще в далеком 1689 году при Петре І и патриархе Иоакиме. После этого соборное начало в Церкви было забыто более чем на 200 лет, а с 1700 года в Русской Церкви не стало и патриарха. Его заменил Святейший Синод, который фактически возглавлялся мирским человеком, обер-прокурором, назначаемым царем. Государство встроило Церковь в систему бюрократических органов. Начался Синодальный период. Эта Петровская реформа церковного управления переносила на Русь основные принципы протестантизма. Как удачно сформулировал протопресвитер Александр Шмеман, возникло «понимание взаимоотношения Церкви и Государства, в котором Церковь, видимая или земная, в ту эпоху мыслится именно религиозной „проекцией“ самого государства».
Церковь как проекция государства… После этих слов уже по-другому воспринимаются усилия современного украинского государства, которое пытается создать единую Церковь на основе ложно понимаемого патриотизма, национализма и преданности «идее украинской государственности». В этом отношении П. Порошенко пытается копировать политику Петра І. Все конфессии с этим соглашаются, и лишь Украинская Православная Церковь говорит о том, что Церковь служит Христу, а не «государственности».
В начале XX века Российскую империю потрясла революция 1905 года. Одним из результатов этих событий было провозглашение религиозных свобод. 17 апреля 1905 года был издан царский указ «Об укреплении начал веротерпимости». После этого возникла парадоксальная ситуация. Все религии и секты уравнивались в правах с Православной Церковью. Но если другие религиозные организации могли самостоятельно решать все свои внутренние вопросы, то Русская Православная Церковь по-прежнему управлялась государственными чиновниками, которые часто действовали во вред ей, иногда даже не скрывая этого.
Еще одно явление, которое вынесло на поверхность смутой 1905 года, было обновленчество. В Санкт-Петербурге был образован «кружок 32 священников», который в 1917 г. превратится во «Всероссийский Союз демократического православного духовенства и мирян», а затем в «Живую церковь» и станет одним из самых разрушительных инструментов против Православной Церкви в руках советской власти. Идеология обновленцев тогда была такой же, как сейчас у ревнителей обновления Украинской Православной Церкви: борьба с клерикализмом, демократизация управления, модернизация богослужения, переход с церковно-славянского на национальные языки, упрощение быта и канонические послабления для духовенства. А еще показательная лояльность новой советской власти и обвинения Патриаршей Церкви в подрывной деятельности против государства. Сравните с этим высказывания современных либеральных религиозных деятелей, и все станет понятным.
Итак, Русская Православная Церковь после 1905 года оказалась самой бесправной в государстве. Ей уже не предоставлялось никаких привилегий, но на нее одну по-прежнему оказывалось давление светских властей. В этих условиях созыв Поместного собора становится насущной необходимостью для Церкви.
16 января 1906 года император Николай ІІ для подготовки к Поместному Собору учредил Предсоборное Присутствие, председателем которого стал митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), а одним из его заместителей – митрополит Московский (будущий Киевский) священномученик Владимир (Богоявленский). Присутствие выработало следующие основные предложения:
-
признать за Поместным Собором статус главного органа управления Русской Православной Церковью и созывать его не менее чем раз в десять лет; - в межсоборный период Церковь должна управляться Синодом, избираемым Собором, а не императором;
- возглавлять Синод должен первоиерарх в статусе патриарха;
- учредить митрополичьи округа, объединяющие несколько епархий;
- расширить самостоятельность епархий в своем управлении;
- ввести выборность епископата: Архиерейским собором или епархиальными сборами.
Доклад Присутствия был представлен Николаю ІІ, который 25 апреля 1907 года наложил на него резолюцию: «Собор пока не созывать». Однако в 1912 году он разрешил Святейшему Синоду учредить Предсоборное Совещание, которое продолжило работу над материалами Предсоборного Присутствия по вопросам церковной реформы. С началом Первой мировой войны в 1914 году Совещание прекратило свою работу.
2 марта 1917 года, в день отречения императора Николая II, в подмосковном селе Коломенское произошло чудесное явление иконы Божией Матери «Державная». Пресвятая Богородица явила нашему народу, вступающему на путь крестных страданий, свою материнскую любовь и заступничество.
Пришедшее к власти Временное правительство еще больше усилило давление на Церковь. Обер-прокурором Синода был назначен Владимир Николаевич Львов, ярый сторонник обновленчества. Свою деятельность на этом посту он начал с массовых увольнений епископата на покой. Из всех членов Синода остался лишь архиепископ Сергий (Страгородский) (будущий Патриарх). На протесты против своего самоуправства Львов отвечал так: «Я гоню архиереев, ибо народ того требует».
Народ требует, общественное мнение, запросы общества… Нам это знакомо, не правда ли? Временное правительство проводило антицерковную деятельность совершенно открыто: у Церкви были отобраны церковно-приходские школы, преподавание Закона Божия в школах и гимназиях становилось факультативным, а то и вовсе исключалось из программы, с 14-летнего возраста провозглашалась свобода религиозного самоопределения.
В таких условиях 5 июля святейший Синод постановил открыть Поместный Собор в Москве в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Делегаты Собора избирались в три этапа: приходы избирали делегатов на благочиннические собрания, те избирали делегатов на епархиальные съезды, а епархиальные съезды – членов Собора.
24 июля 1917 года Синод разослал предстоятелям Поместных Православных Церквей приглашения прибыть на Собор, а двумя днями раньше, 22 июля, – особое Послание о событиях в стране. Его слова совершенно по-особому звучат для нас сегодня: «Хищения, грабежи, разбои, насилие и обострившаяся партийная и политическая борьба стали достоянием нашей новой жизни и поселили в народе озлобление и рознь, повлекшие за собой внутреннюю братоубийственную войну, неоднократное кровопролитие. <…> Вместо братства – охлаждение любви, упадок добрых, мирных, братских общественных отношений. Страна пошла по пути погибели, а в будущем ее ждет та страшная бездна, которая заполнена для всех нас ужасающим отчаянием, если только не прекратятся смятения, и попрания, и замешательства… от Господа Бога».
Продолжение читайте в следующих публикациях СПЖ.
http://uoj.org.ua/publikatsii/govorit-istoriya/100-let-goneniy-na-tserko...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии