100 лет гонений на Церковь. Ч. 2: Как открывался Поместный Собор 1917-18 гг. Андрей Власов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

100 лет гонений на Церковь – 2: Как открывался Поместный Собор 1917-18 гг.

Поместный Собор открылся в Праздник Успения Пресвятой Богородицы. Этому событию предшествовало упразднение Временным правительством должности обер-прокурора Святейшего Синода (фактического его руководителя) и образования Министерства исповеданий, которое не должно было вмешиваться во внутреннюю жизнь религиозных организаций.

Наконец-то Церковь избавилась от давления государства, но в практической плоскости это событие не имело большого значения, поскольку само Временное правительство уже находилось на последнем издыхании и стремительно теряло власть в стране. За два дня до открытия Собора Святейший Синод возвел трех архиереев в сан митрополитов: Тихона архиепископа Московского, будущего Патриарха и священноисповедника, Вениамина архиепископа Петроградского, будущего священномученика, а также экзарха Грузии, архиепископа Платона (Рождественского).

Состав Собора состоял из двух категорий делегатов: выбранных и тех, кто стал делегатом по должности. От каждой епархии избирались по два клирика и три мирянина. Также были избраны: от монашествующих – 12 делегатов, от военного и морского духовенства – 10, от действующей армии – 10 мирян, от единоверцев – 11 делегатов, от духовных академий – 11 профессоров, от Академии наук и университетов – 13 делегатов, от Государственной думы и Государственного совета – по 3. По должности участниками Собора становились все члены Святейшего Синода, правящие епархиальные архиереи, члены Предсоборного совета, наместники Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской Лавр, наиболее авторитетных монастырей: Валаамского, Соловецкого, Саровской и Оптиной пустынь, а также протопресвитер Успенского собора Кремля Николай Любимов и протопресвитер армии и флота Георгий Шавельский.

Таким образом, количественный состав Собора – 564 человека. Из них: 80 архиереев, 129 священников, 10 диаконов, 20 монашествующих, 26 псаломщиков и 299 мирян. Миряне на Соборе составляли большинство. Это соответствовало тогдашнему духу времени, всеобщей демократизации и советизации. Однако здоровый церковный консерватизм сыграл свою роль, и устав Собора предусматривал, что при решении вопросов догматического и канонического характера решения Собора подлежат утверждению епископатом (в сегодняшней терминологии Архиерейским собором).

День открытия Поместного Собора был днем молитвы. После литургии в Успенском соборе Кремля, которую совершил митрополит Киевский священномученик Владимир, на Красной площади, куда крестными ходами сошлись тысячи верующих, был отслужен торжественный молебен.

Следующий день также начался с литургии. Ее в храме Христа Спасителя отслужил митрополит Московский Тихон. После литургии там же, в храме, открылось первое заседание Собора, на котором были оглашены приветствия в его адрес. Несмотря на приглашения, разосланные другим Поместным Православным Церквям, на Собор в столь опасное время отважились прибыть только два человека: епископ Никодим от Румынской Церкви и архимандрит Михаил – от Сербской.

Собственно рабочие заседания начались на третий день в Московском епархиальном доме. Открыл первое заседание митрополит Киевский священномученик Владимир. Его напутственное слово Собору звучит так, будто оно обращено к нам, живущим через 100 лет:

«Мы все желаем успеха Собору, и для этого успеха есть все основания. Здесь, на Соборе, представлены духовное благочестие, христианская добродетель и высокая ученость. Но есть нечто, возбуждающее опасения. Это – недостаток в нас единомыслия. Поэтому я напомню апостольский призыв к единомыслию. Слова апостола «будьте единомысленны между собою» имеют великое значение и относятся ко всем народам, ко всем временам. В настоящее время разномыслие сказывается у нас особенно сильно, оно стало основополагающим принципом жизни… Православная Церковь молится о единении и призывает «единеми усты и единем сердцем» исповедать Господа. Наша Православная Церковь устроена на основании «апостол и пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу». Это скала, о которую разобьются всякие волны».

Этим священномученик Владимир, почивающий ныне в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, словно прозревает наши нынешние разногласия и разделения и говорит о том, что единение возможно лишь на основании Господа нашего Иисуса Христа. Никакие другие ценности, сколько бы они ни были важны и популярны, как то патриотизм, национализм, народничество, «национальная идея» или противостояние «агрессору», не могут привести к единству, а способны лишь увеличить раздоры и противостояние. Все эти и подобные им идеи имели место и тогда, в начале XX века, но Святитель говорит, что основанием для единства может быть только Христос.

Священномученик Владимир был избран почетным председателем Собора. Председательствующим на заседаниях стал святитель Тихон, будущий Патриарх. Были сформированы: Соборный совет, 22 отдела и 3 совещания, важнейшими из которых были:

  • отдел высшего церковного управления;
  • отдел епархиального управления;
  • отдел правового положения Церкви в государстве;
  • церковного суда;
  • богослужения, проповедничества и храмов;
  • церковной дисциплины и другие.

Одновременно с открытием Поместного Собора в Москве прошло другое масштабное событие – Московское государственное совещание, всероссийский политический форум, созванный Временным правительством. На Совещании присутствовали около 2 500 делегатов. Главной целью мероприятия была попытка консолидации общества вокруг Временного правительства и противодействие большевикам, которые становились главной угрозой для него. Попытка была неудачной. Вместо единения на Совещании произошел раскол между умеренными и революционными группами, а московские рабочие, организованные революционерами, объявили однодневную забастовку, в которой участвовали свыше 400 тыс. человек.

В сентябре 1917 года произошло Корниловское выступление (в советской историографии – мятеж), целью которого было установление военной диктатуры в России. Оно потерпело неудачу, что привело к ослаблению, дезорганизации и потере авторитета не только Временным правительством, но и высшим армейским командованием. Армия разваливалась, солдаты, прихватив оружие, толпами бежали с фронта, убивали офицеров и грабили мирное население. Войска кайзеровской Германии стремительно продвигались вглубь страны.

В этих условиях Поместный Собор принял воззвание к солдатам с призывом образумиться и исполнять свой долг. В нем были такие слова: «Обманутые врагами и предателями, изменой долгу и присяге, убийствами своих же братий, грабежами и насилием запятнавшие свое высокое священное звание воина, молим вас – опомнитесь!».

В те же дни в стране проходила подготовка к выборам в Учредительное собрание. Эти выборы проводили уже большевики, свергнувшие 25 октября (7 ноября) Временное правительство. На Поместном Соборе возникла дискуссия: надо ли Церкви принимать непосредственное участие в выборах, или же самоустраниться от политики вообще. Собор избег этих двух крайностей и обратился к пастве с воззванием проголосовать за тех кандидатов в делегаты Учредительного собрания, которые делом доказали свою преданность Церкви и Родине. Причем в этом воззвании очень четко была обозначена иерархия этих двух ценностей: «Поистине, не мила нам и Родина без святой веры нашей. Пусть же носители веры призваны будут уврачевать ее болезни».

Предчувствуя гонения на духовенство, Собор обратился к священнослужителям с призывом не совершать предательства и малодушия и не оставлять своего священнического звания в тяжелую годину. Как написал современный церковный историк протоиерей Владислав Цыпин, «Искушение сложить с себя сан, чтобы сохранить свободу и жизнь, предстояло испытать чуть ли не каждому из участников Собора».

Судьбоносные события в истории страны, катастрофа государства, которая разворачивалась на глазах Собора, заставляла его отвлекаться от повестки дня. Собор потребовал от Временного правительства отменить закон от 20 июня 1917 года, согласно которому все церковно-приходские школы отбирались у Церкви и передавались в Министерство народного просвещения. Была отправлена делегация Собора в Петроград для того, чтобы донести этот призыв до Временного правительства. Миссия эта закончилась неудачей – министр-председатель правительства А.Ф. Керенский ответил отказом. После возвращения в Москву на заседании Собора член делегации Н.Д. Кузнецов произнес знаменательные слова: «Нить, связующая государство с Церковью в их заботах о христианском просвещении народа, теперь уже оборвалась».

Однако вскоре все вопросы, которые рассматривал Собор, отошли на второй план. Вопреки решению Предсоборного совета и первоначальному настрою большинства делегатов Собора, насущной необходимостью стало восстановление патриаршества.

Об этом – в следующих публикациях СПЖ. 

http://uoj.org.ua/publikatsii/govorit-istoriya/100-let-goneniy-na-tserko...