100 лет гонений на Церковь – 7: последняя сессия Поместного Собора. Андрей Власов
Предыдущие публикации цикла: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6.
Последняя, третья сессия Поместного Собора открылась 19 июня (2 июля) 1918 года. На нее смогли приехать всего 140 членов Собора (на первую – 564, на вторую – 110).
Предполагалось, что заседания будут проходить в здании Московской духовной семинарии, но за три дня до начала сессии это здание реквизировал комендант Кремля И.А. Стрижак на основании ордера Всероссийской центральной исполнительной комиссии (ВЦИК). Переговоры с секретарем ВЦИК и управляющим делами Совета народных комиссаров были безуспешны. В итоге первое заседание Собор провел в Соборной палате. Заседание, на которое собралось 118 членов Собора (из них 16 епископов), возглавлял Святейший Патриарх Тихон.
Вопросы, по которым планировали принять определения Собора, были следующие:
- о деятельности высших органов церковного управления;
- о Местоблюстителе Патриаршего Престола;
- о монастырях и монашествующих;
- о привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения;
- об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания.
Однако через две недели произошло трагическое событие, имевшее громадное значение для всего народа. В ночь на 4 (17) июля 1918 года в Екатеринбурге произошло убийство бывшего императора Николая II, его семьи и слуг.
6 (19) июля на заседании Собора на голосование поставили вопрос о служении по убиенном бывшем императоре панихиды. Вопрос был непростой. 1 апреля ВЦИК принял решение перевести царскую семью в Москву из Тобольска для проведения показательного судебного процесса над бывшим императором. А 6 апреля ВЦИК распорядился о подготовке открытого суда над Николаем II и о перемещении царской семьи в Екатеринбург. Постановление о расстреле царской семьи принял исполком Уральского областного совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Однако большинство современных историков сходятся во мнении, что принципиальное решение о расстреле было принято в Москве. Инициаторами этого решения были тогдашние руководители Советской России – Свердлов и Ленин.
Служить по убиенному государю панихиду в условиях начавшейся Гражданской войны значило навлечь на себя обвинения в контрреволюции и поставить под угрозу всю Церковь. Большинство членов Собора проголосовали за служение панихиды. Против высказались только 28 человек из 143 присутствовавших на заседании. После голосования Святейший Патриарх Тихон при общем пении членов Собора совершил заупокойную литию. Также распорядились отслужить во всех церквях России панихиды «Об упокоении бывшего Императора Николая II».
3 августа Поместный Собор положил начало участию Русской Православной Церкви в экуменическом движении. Был создан отдел по соединению христианских церквей. Этот отдел от имени РПЦ вел диалог в основном с Англиканской Церковью и старокатоликами. В условиях, когда атеизм становился официальной идеологией нового советского государства, гонения в разной степени испытывали на себе все религиозные организации. Нередко представители основных христианских конфессий совместно противостояли антирелигиозным акциям советских властей. Они согласовывали совместные позиции на переговорах с государственной властью и совместно ходатайствовали за репрессированных священнослужителей. Проводили даже совместные крестные ходы, в которых участвовали православные, римо-католики и лютеране.
13 августа Поместный Собор принял определение «О восстановлении празднования дня памяти всех святых Российских (впоследствии русских)».
Этот праздник, столь привычный для нас сейчас, на несколько столетий был исключен из годового богослужебного круга. Первыми русскими святыми стали страстотерпцы Борис и Глеб, погибшие от руки своего брата Святополка в 1015 г. Уже через пять лет их нетленные мощи были обретены и перенесены из Киева в Вышгород, где в скором времени воздвигли храм в их честь. Тогда же киевский митрополит Иоанн составил им церковную службу, которая стала первым гимнографическим творением русской церковной письменности.
В XVI веке количество канонизированных русских святых стало настолько большим, что возникла идея установить их общее празднование. Соборы в Москве 1547 и 1549 годов, которые принято называть Макарьевскими (по имени тогдашнего московского митрополита Макария), установили такой праздник, а также урегулировали процедуру канонизации. Однако реформы Патриарха Никона в XVII веке бросили тень на все русское благочестие, и праздник всех русских святых стал забываться. Но главный удар по всему русскому нанес Петр I. Его преклонение перед всем западным привело к уродливой синодальной форме церковного управления, а также к тому, что несколько десятков русских святых были исключены из богослужебного почитания. Праздник Всех русских святых в Русской Церкви был предан забвению до своего восстановления в 1918 году.
На третью сессию Собора вынесли проект определения «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», разработанный Отделом церковного суда. Раньше признавали четыре повода для расторжения брака: прелюбодеяние, добрачная неспособность, ссылка с лишением прав состояния, безвестная отлучка. Отдел предложил добавить еще восемь: уклонение от Православия; неспособность к брачному сожительству, наступившая в браке; посягательство на жизнь, здоровье и честное имя супруга; вступление в новый брак при существовании брака с истцом; неизлечимая душевная болезнь; сифилис; проказа; злонамеренное оставление супруга.
Полемика по этому вопросу на Соборе была очень острой. В итоге все предложенные добавления Собор признал законными поводами для ходатайства одного из супругов о расторжении брака, но в самом Определении закрепил положение о принципиальной нерасторжимости христианского брака. Исключения «Церковь допускает лишь по снисхождению к человеческим немощам, в заботах о спасении людей… при условии предварительного действительного распадения расторгаемого брачного союза или невозможности его осуществления».
12 сентября Собор обсудил и принял определение «Об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания», которое, в частности, гласило: «Никто из православных христиан под страхом церковного отлучения да не дерзнет участвовать в изъятии святых храмов, часовен и священных предметов, в них находящихся, из действительного обладания Святой Церкви». Это определение стало пророческим. В 1922 году под предлогом борьбы с массовым голодом в Поволжье и других регионах советская власть провела массовое изъятие церковных ценностей и такие же массовые репрессии по отношению к священнослужителям.
13 сентября 1918 года приняли определение «О монастырях и монашествующих», которое стало одним из важнейших деяний третьей сессии Собора. Его основные положения сводились к следующему:
- возраст постригаемого в монашество должен быть не меньше 25 лет;
- монашествующие должны до конца жизни нести послушание в тех монастырях, где они отреклись от мира;
- настоятелей монастырей, как мужских, так и женских, должна избирать братия, после чего епархиальный архиерей представлял избранного на утверждение Священного Синода;
- настоятель представлял для назначения епархиальному архиерею старшую братию: казначея, ризничего, благочинного и эконома, которые составляли монастырский совет;
- для духовного окормления монашествующих назначали духовника, которого в мужских монастырях избирала братия, а в женских назначал архиерей из числа монашествующих пресвитеров.
Собор также подчеркнул преимущества общежительного устава перед особножительным, а всем монастырским насельникам предписал нести трудовое послушание. Важнейшей заботой начальства и братии поставили строго уставное богослужение, «без пропусков и без замены чтением того, что положено петь, и сопровождаемое словом назидания». Однако в условиях, когда почти все монастыри в Русской Церкви оказались закрытыми в советское время, выполнить эти постановления Собора было невозможно. Большинство монахов проживали на частных квартирах и трудились на какой-либо светской работе. На богослужения приходилось ездить в еще не закрытые приходские храмы.
Очень распространенным в это время стало тайное монашество, когда об этом узнавали только после смерти человека. Одним из таких тайных монахов был Алексей Федорович Лосев – выдающийся философ, антиковед и переводчик, видный деятель советской культуры, профессор, доктор филологических наук. Его библиография насчитывает более 800 произведений. В 1922 году он обвенчался со своей супругой Валентиной Михайловной Соколовой. А в 1929 г. некий афонский монах, промыслом Божиим оказавшийся в России, тайно постриг их в монашество с именами Андроник и Афанасия. Монах Андроник дожил до 1000-летия Крещения Руси в 1988 году.
Касательно административного устройства Церкви Собор вынес определение «О церковных округах», согласно которому епархии объединялись в митрополичьи округа для лучшего управления. В советское время это стало неактуальным и реализовано не было.
В связи с отделением бывшего Царства Польского от Российского государства Собор вынес особое определение «Об устройстве Варшавской епархии», которая «остается в прежних своих пределах и, составляя часть Православной Российской Церкви, управляется на общих основаниях, принятых Священным Синодом для всех православных епархий Российской Церкви». Однако уже в 1921 году Варшавская епархия получила статус автономии, а в 1948-м была преобразована в автокефальную Польскую Православную Церковь.
На заключительном заседании Поместного Собора 20 сентября приняли определение по проекту «Положения о временном высшем управлении Православной Церковью на Украине», согласно которому Украинская Церковь получала права автономии, меньшие, чем сегодня. Оговаривалось, что постановления Всероссийских церковных Соборов и Московского патриарха должны были иметь обязательную силу для Украинской Церкви.
Соборные отделы подготовили доклады об автокефалии Грузинской Церкви и устройстве Православной Церкви в Финляндии, но решить эти вопросы Собор не успел.
Собор вынес также определение «О привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения». Помимо приходских собраний и советов, женщинам разрешили участвовать в деятельности благочиннических и епархиальных собраний.
Отдельным постановлением Собор подтвердил недопустимость второбрачия для вдовых и разведенных священнослужителей и невозможность восстановления в сане лиц, лишенных его приговорами духовных судов. Это решение сыграло положительную роль в последующем противостоянии обновленческому движению, так называемой «Живой Церкви», в которой допускались и женатый епископат, и второбрачные священники, и другие неканонические вольности.
Заседания третьей сессии Собора прервала конфискация помещений, в которых они проходили. 20 сентября 1918 года состоялось последнее заседание, на котором приняли определение: «Предоставить Святейшему Патриарху созвать будущий очередной Собор весною 1921 года. <…> Сохранить за избранными настоящим Собором Членами Священного Синода и Высшего Церковного Совета их полномочия до избрания нового состава сих учреждений будущим Собором».
Следующий Поместный Собор состоялся лишь в 1945 году…
http://uoj.org.ua/publikatsii/govorit-istoriya/100-let-goneniy-na-tserko...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии