…Мы – прохожие в этом мире
«Безумне! В сию нощь душу твою истяжут от тебе:
а яже уготовал еси, кому будут?» (Лк. 12, 20).
Идем торопливо по прозябшей, промозглой земле. Выглядываем с гримасой удовлетворения из запотевших окон своих автомобилей. Давимся привычно в подземке в час пик. Проглатываем в обеденный перерыв приготовленный дома бутерброд, пробегая глазами кончики газетных заголовков. Мы спешим… И часто мы сами внутренне успокаиваем себя: «Сейчас – такое время. Сейчас так живут все. Другой темп жизни, иной ритм, другая динамика». Очень многое нужно успеть, построить. Очень многого нужно добиться. Поэтому нужно бежать, торопиться, спешить.
Человек слышит радостный, зовущий к Небу звон церковных колоколов, но удаляется совсем в другую сторону. Пробегает мимо открытых дверей храма, но не хочет погрузиться в его загадочную покаянную глубину! А рука, засунутая в карман, так и не решается нанести на теле крестное знамение!
…Мы бредем по пустыни нашей жизни. Ухватываем обрывки, огрызки, кусочки каких-то знаний, ощущений, впечатлений. Строим фантастические утопические планы. Окружаем себя «игрушками для взрослых». Постоянно «богатеем не в Бога!»
Человеку часто кажется, что он много может добиться в этой жизни. Он надеется на свои силы, на свой разум, на свой интеллект…
Сербский святой преп. Иустин /Попович/ говорит замечательно: «Влюбленность человечества в себя – вот могила, из которой оно не желает воскреснуть! Влюбленность в свой разум – вот роковая страсть, опустошающая человечество!»
Мы влюблены в себя! И именно эта самовлюбленность делает человеческую душу – пустой, больной и незащищенной.
Лодку нашей души часто срывает и уносит в открытый океан! А там, в этом океане, душу ожидают тысячи коварных рифов и постоянный, колючий, холодный, противный, вражеский ветер.
Кто-то очень точно сказал, что «нет зла хуже, чем неверно понятая свобода!» И действительно: только Бог – это свобода! «Где Дух Господень – там и свобода!» Проявление свободы помимо Бога – это страшный обман, западня, лукавая уловка и хитрость змия, это дерзкий горделивый вызов Небу!
Поэтому-то и страдает человеческая душа, что запуталась она в подсунутых ей «свободах», «правдах», «новых путях», которые извратили ее и надругались над ней. Поэтому-то человек просиживает часами у «голубого экрана», жадно впитывая в себя пошлость и разврат, а на Бога оставляет вечером несколько сонных минут. Поэтому-то и поеживается человек от удовольствия, перелистывая скользкие страницы желтой прессы, а святое Евангелие так и остается лежать невостребованным в толще пыли…
Поэтому человек говорит своей душе: «много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись!» И душа становится заложницей многообразных страстей.
…Погруженная в воду часть корабля, быстро обрастает тысячами ракушек и матросы потом с большим трудом тщательно соскребают их. Так и душа, погруженная в суету, в хаос, в материальную погоню, в постоянную многозаботливость – очень быстро обрастает грехами и пороком, и потом требуется очень много усилий (и порою на это уходят целые годы), чтобы соскрести с нее этот страшный, окаменевший, греховный нарост.
Каждый человек, все же, когда-то в этой жизни должен остановиться, уйти от этой леденящей безумной спешки и задать самому себе самый важный сокровенный и глубокий вопрос: «Зачем я живу? Что такое – моя жизнь на этой земле: великое таинство, время, данное мне для познания Бога или всецелая поглощенность землей, прахом иллюзией, постройкой новых житниц? Что такое моя жизнь: возможность встретить Христа в глубине своего сердца или желание всячески удалиться от Него в крепости своего эгоизма?»
А мир, в котором мы живем, – это не случайность, не нелепое сцепление обстоятельств и встреч, не хаотический набор звуков и слов. Мир – это стройная одухотворенная Божественная симфония. И человек в этой симфонии – самая прекрасная нота!
Св.Апостол Павел удивительно восклицает, говоря про христиан: «Мы – Христово благоухание Богу!»
Вот как необыкновенно высоко достоинство человека! В каждое человеческое сердце стучится Господь. И мы должны ответить любовью на любовь! Должны войти в ту радость, которую дарит нам Господь; которой Он хочет с нами поделиться! Каждого человека, живущего на земле, Бог терпеливо, с великой Отеческой любовью зовет на удивительный пир веры, любви, вечности! Он никогда не отворачивается от мира, даже от мира забывшего и отвернувшегося от Него! Бог неустанно выходит на поиски человека!
“Божие промышление, – как говорит преп.Исаак Сирин, – втайне с любовью неусыпно назирает над душой!” И у пророка Исаии, Господь так говорит о Себе: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя!»
Само слово «Религия» означает «связь». Религия – это связь с Высшей Жизнью, с Вечностью, с Богом! Человек в этой жизни связывает себя с очень многим; со своими привычками, со своими страстями, со своей работой, с предметами, с людьми, которые его окружают. А нам необходимо наладить связь с Богом. Надо связать себя с Богом: молитвой, покаянием, верой!
Когда корабль начинает тонуть, то для того, чтобы остаться в живых, необходимо все лишнее (и даже на первый взгляд необходимое) сбросить с палубы в море, тоже самое происходит с душой: чтобы душа наша не потонула в этом страшном бурлящем житейском океане, чтобы не пошла ко дну, нужно сбросить с нее мрачный груз греха, порока, страстей, ненужных привязанностей, выдуманных искусственных дел, суетливых планов…
Как старец Паисий Святогорец говорит: «Сердцевиной каждого движения человека должен быть Христос!» И когда во главу угла в нашей жизни мы ставим нашу веру, Бога, Церковь, молитву, покаяние – то чувствуем всем сердцем, что жизнь наша меняется! Один богослов сказал, что «христианство требует от человека постоянно жить внутри чуда!»
Благодатный бодрящий воздух Церковных Таинств наполняет все уголки нашей души радостью и чудом! И вращаясь, живя, в этом сложном мире, мы порою даже невольно, но все же вкушаем острую горечь греха, но под епитрахилью всегда имеем возможность вкушать покаянную сладость возвращения ко Христу!
Научаясь трезвению, внутренней внимательной жизни, ощущая – какое это великое блаженство – обретать благодать внутри своего сердца, богатеть в Бога – человек начинает понимать: зачем пристращаться к земным утехам, житницам, увеселениям, если все равно из них на нас смотрит смерть?
«Дни земной нашей жизни – бесценны, – говорит св. Игнатий, – в это время мы решаем нашу вечную участь!»
Всегда у человека есть искушение подделку под жизнь принять вместо самой жизни. Всегда есть опасность в этой жизни – пройти мимо нее самой. Евангельский богач не выдержал этого испытания. Развлечения, увеселения, богатство, земное довольство (этот мираж) – он принял за саму жизнь! Он сообразовался с духом этого века, стал с ним единомысленным и единым.
А мы, часто тоже увлекаемые суетой жизни, все же должны услышать в своем сердце слова священного Писания, которые говорят нам о других вечных, Небесных ценностях:
«Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная!»
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии