Эвтаназия и пересадка сердца. Беседа с иеромонахом Саввой из пустыни Святителя Николая на Афоне.
Эвтаназия — слово греческое, обозначает легкую, благородную, счастливую смерть. Это медицинская операция, ускоряющая смерть страдающей особы. Эвтаназия применяется в случаях неизлечимых заболеваний по просьбе больного или его опекуна.
о. Гавриил: Отче, Вы окончили медицинский институт, получили диплом и отреклись от мирской карьеры. Свою жизнь решили посвятить службе Богу, отправились на Афон и приняли монашеский постриг. По поле Божией и совего старца вы были рукоположены во иеромонаха. Пребывая с вами в одном братстве, я вижу, как Вы исполняете свои пастырские обязанности, пишите иконы, занимаетесь аптекой пустыни и являетесь врачом всего братства. Позволю себе задать Вам несколько вопросов из области медицины. Что такое эвтаназия?
о. Савва: Эвтаназия — слово греческое, обозначает легкую, благородную, счастливую смерть. Это медицинская операция, ускоряющая смерть страдающей особы. Эвтаназия применяется в случаях неизлечимых заболеваний по просьбе больного или его опекуна.
о. Гавриил: Каков взгляд медицины на эвтаназию?
о. Савва: Цель медицины — оказать помощь больным и любой ценой сохранить пациенту жизнь. Сегодня, в эпоху расцвета медицины, большинство болезней излечимо. Для утоления различных болей медицина имеет в распоряжении эффективные обезболивающие и успокаивающие средства, которые не приносят особого вреда организму. В связи с этим медицинская этика скептически относится к эвтаназии.
о. Гавриил: Не является ли эвтаназия своего рода убийством?
о. Савва: В прошлом, несмотря на возможность ее применения, эвтаназия не была применяема и всегда осуждалась и как убийство, и как самоубийство. Стремление к принятию закона, позволяющего применять эвтаназию, поддерживается некоторыми западными организациями, как, например, нью-йоркской "EuthanasiaSociety".
о. Гавриил: Каково мнение психологов об эвтаназии?
о. Савва: Христианская психология не оправдывает применение данной операции ни по просьбе больного, ни по просьбе опекуна. Если о проведении процедуры просит страдающий пациент, то, чаще всего, это бывает вызвано преходящим психологическим кризисом или физическим истощением. В таком случае Церковь всегда оказывает духовно-моральную поддержку. Инициатива эвтаназии, исходящая от опекуна или семьи — просто недопустима, равна убийству и является смертным грехом.
о. Гавриил: Как оценивает эвтаназию христианская мораль?
о. Савва: Согласно решениям богословов и врачей Греческой Православной Церкви, применение этой процедуры абсолютно недопустимо. Причины:
а) она игнорирует декалог "не убий";
б) смерть человека находится в компетенции Бога-Творца, а не людей;
в) телесные страдания попускаются Богом за наши грехи в целях нашего очищения и приуготовления к Вечной Жизни;
г) в любых обстоятельствах христианин обязан уповать только на Господа Бога, Который может помочь больному или непосредственно, или при помощи
врачей.
Предвестниками такого мнения были древние философы — Пифагор и Цицерон. Оба утверждали, что "укорачивание жизни человека без распоряжения Даровавшего ее — это преступление".
о. Гавриил: Другая интересующая меня проблема — это пересадка сердца. Какая позиция доминирует в Греции?
о. Савва: Эта операция по-гречески называется "метамосхевзис", то есть пересадка, трансплантация. С ней связан следующий вопрос: если сердце для пересадки должно быть изолировано еще при жизни донора, то не является ли это убийством?
о. Гавриил: Какова связь трансплантации и эвтаназии? Не происходят ли в психике человека с "чужим сердцем" изменения в случае удачной пересадки? Попробуйте коротко ответить на эти вопросы.
о. Савва: Богословы и врачи Греческой Церкви, анализируя вопрос пересадок, постановили, что пересадка почки, кожи, костей в некоторых случаях допустима. В то же время пересадка сердца с точки зрения христианской морали признана недопустимой. Прежде всего потому, что донором является живой человек. Один из афинских хирургов, Иоанн Нанас, отметил, что бывают случаи, когда пациент — жертва Автомобильной катастрофы — удерживается в жизни только с помощью аппаратуры. Но ведь и в этом случае окончательным актом смерти пострадавшего будет изъятие сердца.
о. Гавриил: Не будет ли это вмешательством в .жизнь человека?
о. Савва: Не только. Со всей ответственностью необходимо ответить, что это вмешательство в Промысл Божий, регулирующий время смерти и длительность жизни каждого человека.
о. Гавриил: Кто может гарантировать, что Божия воля совпадает с решением врачей касательно смерти донора сердца?
о. Савва: С точки зрения христианской антропологии, негативные последствия пересадки сердца могут быть усиливаемы фактором происходящих в психике и характере человека с "чужим сердцем" перемен. Этот фактор деформирует личность человека и является причиной отклонений в его духовном развитии. Конечно, душа не изменяется, но она может быть искалечена новыми негативными проявлениями. Taково мнение православных хирургов в Греции, хотя данная проблема еще не исследована до конца.
Достижения современной медицины велики, но они должны применяться в согласии с христианской моралью, по крайней мере в отношении верных Православной Церкви.
Источник: "Афонское приношение современному человеку", Иеромонах Гавриил (Краньчук), 2008 г., стр.74
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии