Эвтаназия и пересадка сердца. Беседа с иеромонахом Саввой из пустыни Святителя Николая на Афоне.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Афонское приношение современному человеку. Иеромонах Гавриил (Краньчук)

 Эвтаназия — слово греческое, обознача­ет легкую, благородную, счастливую смерть. Это ме­дицинская операция, ускоряющая смерть страдающей особы. Эвтаназия применяется в случаях неизлечи­мых заболеваний по просьбе больного или его опекуна.

 

о. Гавриил: Отче, Вы окончили медицинский институт, получили диплом и отреклись от мирской карьеры. Свою жизнь решили посвятить службе Богу, отправились на Афон и приняли монашеский постриг. По поле Божией и совего старца вы были рукоположены во иеромонаха. Пребывая с вами в одном братстве, я вижу, как Вы исполняете свои пастырские обязанности, пишите иконы, занимаетесь аптекой пустыни и являетесь врачом всего братства. Позволю себе задать Вам несколько вопросов из области медицины. Что такое эвтаназия?
 
о. Савва: Эвтаназия — слово греческое, обознача­ет легкую, благородную, счастливую смерть. Это ме­дицинская операция, ускоряющая смерть страдающей особы. Эвтаназия применяется в случаях неизлечи­мых заболеваний по просьбе больного или его опекуна.
 
о. Гавриил: Каков взгляд медицины на эвтаназию?
 
о. Савва: Цель медицины — оказать помощь больным и любой ценой сохранить пациенту жизнь. Сегодня, в эпоху расцвета медицины, большинство болезней излечимо. Для утоления различных болей медицина имеет в распоряжении эффективные обезболивающие и успокаивающие средства, которые не приносят особого вреда организму. В связи с этим медицинская этика скептически относится к эвтаназии.
 
о. Гавриил: Не является ли эвтаназия своего рода убийством?
 
о. Савва: В прошлом, несмотря на возможность ее применения, эвтаназия не была применяема и все­гда осуждалась и как убийство, и как самоубийство. Стремление к принятию закона, позволяющего приме­нять эвтаназию, поддерживается некоторыми запад­ными организациями, как, например, нью-йоркской "EuthanasiaSociety".
 
о. Гавриил: Каково мнение психологов об эвтаназии?
 
о. Савва: Христианская психология не оправдывает применение данной операции ни по просьбе больного, ни по просьбе опекуна. Если о проведении про­цедуры просит страдающий пациент, то, чаще всего, это бывает вызвано преходящим психологическим кри­зисом или физическим истощением. В таком случае Церковь всегда оказывает духовно-моральную под­держку. Инициатива эвтаназии, исходящая от опеку­на или семьи — просто недопустима, равна убийству и является смертным грехом.
 
о. Гавриил: Как оценивает эвтаназию христиан­ская мораль?
 
о. Савва: Согласно решениям богословов и врачей Греческой Православной Церкви, применение этой про­цедуры абсолютно недопустимо. Причины:
а)         она игнорирует декалог "не убий";
б)         смерть человека находится в компетенции Бога-Творца, а не людей;
в)         телесные страдания попускаются Богом за наши грехи в целях нашего очищения и приуготовления к Вечной Жизни;
г)          в любых обстоятельствах христианин обязан уповать только на Господа Бога, Который может по­мочь больному или непосредственно, или при помощи
врачей.
Предвестниками такого мнения были древние фи­лософы — Пифагор и Цицерон. Оба утверждали, что "укорачивание жизни человека без распоряжения Да­ровавшего ее — это преступление".
 
о. Гавриил: Другая интересующая меня пробле­ма — это пересадка сердца. Какая позиция доминиру­ет в Греции?
 
о. Савва: Эта операция по-гречески называется "метамосхевзис", то есть пересадка, трансплантация. С ней связан следующий вопрос: если сердце для пересадки должно быть изолировано еще при жизни донора, то не является ли это убийством?
 
о. Гавриил: Какова связь трансплантации и эвта­назии? Не происходят ли в психике человека с "чу­жим сердцем" изменения в случае удачной пересад­ки? Попробуйте коротко ответить на эти вопросы.
 
о. Савва: Богословы и врачи Греческой Церкви, анализируя вопрос пересадок, постановили, что пере­садка почки, кожи, костей в некоторых случаях допустима. В то же время пересадка сердца с точки зрения христианской морали признана недопустимой. Прежде всего потому, что донором является живой человек. Один из афинских хирургов, Иоанн Нанас, отметил, что бывают случаи, когда пациент — жертва Автомобильной катастрофы — удерживается в жизни только с помощью аппаратуры. Но ведь и в этом слу­чае окончательным актом смерти пострадавшего бу­дет изъятие сердца.
 
о. Гавриил: Не будет ли это вмешательством в .жизнь человека?
 
о. Савва: Не только. Со всей ответственностью не­обходимо ответить, что это вмешательство в Промысл Божий, регулирующий время смерти и длительность жизни каждого человека.
 
о. Гавриил: Кто может гарантировать, что Божия воля совпадает с решением врачей касательно смерти донора сердца?
 
о. Савва: С точки зрения христианской антропо­логии, негативные последствия пересадки сердца мо­гут быть усиливаемы фактором происходящих в пси­хике и характере человека с "чужим сердцем" пере­мен. Этот фактор деформирует личность человека и является причиной отклонений в его духовном разви­тии. Конечно, душа не изменяется, но она может быть искалечена новыми негативными проявлениями. Taково мнение православных хирургов в Греции, хотя данная проблема еще не исследована до конца.
Достижения современной медицины велики, но они  должны применяться в согласии с христианской моралью, по крайней мере в отношении верных Православной Церкви.
 
Источник: "Афонское приношение современному человеку", Иеромонах Гавриил (Краньчук), 2008 г., стр.74