Так начиналась Оптина (1989-1990 Современная летопись)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Оптина Пустынь (м.ф. соврем.)

Как же и с чего она все-таки начиналась, — наша благо­словенная Оптина? Не та давняя, историческая, уходящая в летописную глубь российского позднего средневековья, а ны­нешняя, всего каких-то пять-шесть лет назад отряхнувшая напластования въедливой пыли забвения, воспрянувшая от летаргической спячки богоборчески запрограммированных со­временников. Как начиналось возрождение знаменитой пра­вославной отечественной обители на древней Калужской земле — достохвальной Оптиной пустыни?

Давно задавалась я этим вопросом, чтобы найденным от­ветом на него, конечно же, поделиться, в первую очередь, со своими читателями. Ответ пришел неожиданно, случайно. А впрочем, нет в Оптиной ничего случайного — все в единой, туго спаянной, цепи явлений и событий, направляемых и уп­равляемых твердой десницей Всевышнего.

...В монастырскую библиотеку пришел послушник с заме­чательным даром: он протянул мне объемистый альбом в темно-зеленом коленкоровом переплете, нарядно украшенном золоченым орнаментом: Открыла, увидела первую запись, да­тированную 16 ноября 1988 года (годовщина со дня возвраще­ния обители в лоно Матери — Церкви) и — возликовала! Так вот они первые возрожденческие оптинские хроники, ле­тописные своды в добрых, незабвенных традициях старых монастырских летописей. И радостью наполнилось сердце, когда увидела на титуле скромно означенное имя потрудив­шегося дарителя — одного из первых оптинских насельников (иеромонаха И.), в течение двух лет созидавшего по крупи­цам "Летопись Оптиной" (1988 — 1989). Спаси, Господи, на­шего батюшку, благословенного оптинского духовника, наставника и врачевателя душ притекающих к нему "овец словесных".

Так начиналась Оптина...

Зоя Афанасьева

3/16 ноября 1988 г., среда.

В годовщину официальной передачи Оптиной пустыни Церкви в обители совершилось чудесное явление благодатной росы от Казанской иконы Божией Матери и мира от иконы преподобного Амвросия Оптинского.

Явление благодатной росы от иконы Богоматери началось около четырех часов дня после обычного молебна (без освящения воды). Икона была приве­зена накануне ее празднования 21/3 ноября из реставрационной мастерской Свято-Данилова мона­стыря. Работа над иконой была завершена в необычайно короткий срок и совершенно неожиданно была привезена в Оптину автобусом, на который никто не рассчитывал. Уже это было видимым зна­ком особого благословения Божией Матери. Казанская икона особо почиталась в обители. Свиде­тельство этому — храм с престолом, освященным в ее честь. Кроме того, именно Казанская икона Бо­жией Матери была главной святыней Шамординского монастыря, основанного преподобным Амвро­сием.

Икона, конца XVII начала XVIII в., старого письма, написана в строгих традициях древнего ка­нона. Явление благодатной росы на иконе было за­мечено на груди Божией Матери, в месте несколько ниже благословляющей руки Младенца Христа. Со­бранная на вату влага появлялась снова на том же месте и рядом на хитоне Спасителя в виде испарины и небольших капель. Временами от иконы исходило очень тонкое благоухание. Отец наместник прило­жился к иконе и до начала всенощной благословил отслужить молебен с акафистом Божией Матери. Перед началом акафиста вся роса с иконы была собрана на вату. После окончания молебна на иконе вновь обильно выступила роса. Мы удостоились быть свидетелями совершающегося чуда. Во время' чтения акафиста всех охватывал невольный трепет от особого, такого близкого присутствия благодат­ной силы, близости самой Преблагословенной.

По благословению отца наместника была отслу­жена всенощная с акафистом Казанской иконе Божией Матери. Отец Евлогий сам возглавил службу и благословил каждую среду в память совершивше­гося чуда, на повечерии читать акафист Казанской иконе. Всенощное бдение окончилось в 22.30 (па­мять прп. Иоанникия Великого).

В 23.00 аналойная икона преподобного Амвросия начала источать благоухающее миро. Икона была написана для обители летом 1988 года студентом Московской духовной семинарии Николаем Чернышевым. Она находилась во Введенском храме со дня Успения Божией Матери. Благоухающее миро начало появляться на иконе в области сердца и руки со свитком, на котором написан текст: "Подобает убо нудитися возрастати в смирении". В полночь был отслужен молебен преподобному Амвросию. Икона продолжала источать миро в небольшом ко­личестве  ночью следующего дня.   Некоторые  из числа братии были свидетелями этого чуда. Капли мира появлялись почти мгновенно в тех же местах, где были замечены в первый раз. Благоухание ощу­щалось не всеми в равной мере и не постоянно, а как бы волнами. Подлинная святыня, совершающее­ся на глазах чудо почти невольно вызывает трепет, благоговение. Так было и здесь. При этом не было и малого проявления восторженности и болезненной экзальтрации. Царил глубокий мир, тот "свышний мир", которого мы просим в молитвах. Все ощуща­ли это веяние "духа хлада тонка", в котором Своей благодатью является Бог, дивный во святых Своих.

Миро источила икона, написанная современным иконописцем,— это явление в нашей Церкви совершенно уникальное и глубоко символическое. Так близок нам преподобный, но при этом приходит тревожная мысль: обычно такие явления происходи­ли перед началом больших скорбей. Таков опыт Церкви.

6/19 ноября, 1988 г. суббота.

Память преп. Варлаама Хутынского. Обитель по­сетил игумен греческого монастыря во имя прп. Симеона Нового Богослова о. Христодул. Монастырь основан около трех лет назад в 40 км от Афин. Оби­тель очень немногочисленная, но особо чтимая в Греции за строгость устава, близкого к афонскому, и высокую духовность насельников. Отец Христо­дул пробыл в Оптиной всего несколько часов после полудня. Осмотрел обитель, побывал в скиту. Он свидетельствовал, что в Греции, и в его монастыре в частности, возрастает интерес к оптинским старцам, их благодатному опыту, говорил о почитании прп. Амвросия. Ему были переданы служба с акафистом и частица мощей преподобного. Отец игумен заве­рил братию, что сразу по возвращении в обитель там будет освящен храм с престолом в честь преп. Амвросия. Уезжая из Оптиной, он сказал, что отны­не его монастырь будет подворьем Оптиной пустыни в Греции. Еще одна связь, еще одно радостное сви­детельство о живом кафолическом единстве церков­ного тела.

7/20 ноября 1988 г., воскресенье.

Во второй половине дня отец наместник посетил ближайшую к Оптиной воинскую часть, где он про­вел с воинами беседу, посвященную истории Опти­ной пустыни и ее насельникам, говорил о вопросах веры и значении оптинских старцев для русской культуры. Вопросы воинов, их отношение к беседе свидетельствовали о том, что в сознании многих происходит активный процесс переоценки ценнос­тей. Живой интерес к Церкви, ее жизни и духовным традициям нашего отечества возрастает в самых раз­ных слоях общества. После лекции отец наместник сфотографировался с воинами.

С ноября месяца начались работы по выкладке мраморного пола на солее, в алтаре и центральной части Введенского собора. По благословению отца наместника храм должен быть подготовлен к освя­щению главного престола в самые короткие сроки.

Новое распоряжение отца наместника: с 8/21 но­ября на каждую седмицу назначаются 2 служащих иеромонаха и иеродиакона. Служат по 3 дня (с по­недельника до среды и с четверга до субботы вклю­чительно).

В субботу, 13/26 ноября, на воскресном всенощ­ном бдении с амвона объявил, что в Рождественский пост богослужение будет совершаться по образу ве­ликопостной службы, с пением "аллилуйя", молит­вой при. Ефрема Сирина и поклонами. В среду и пятницу литургия совершаться не будет. По поне­дельникам братия будут совершать таинство елеосвящения для желающих.

15/28 ноября 1988 г., понедельник.

Начало Рождественского поста.

18/1 декабря 1988 г., четверг.

По благословению отца наместника вечером была совершена служба на обновление храма перед освяще­нием главного престола. Из Троице-Сергиевой Лавры привезена рака, в которой ранее почивали мощи свт. Алексия Московского. В обители сделаны необходи­мые реставрационные работы, и мощи преподобного Амвросия, облаченные в его подлинную схиму, были переложены в раку (ночью со 2-го на 3-е декабря). Схима преподобного Амвросия хранилась у схиархимандрита Макария (Болотова) и накануне престольно­го праздника была передана им в обитель.

20/3 декабря, 4988 г., суббота.

Предпразднство Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Отцом наместником с братией совершено ос­вящение главного престола Введенского собора. Приблизился главный праздник обители и заметен значительный  приток паломников. Неожиданно перед самым началом всенощного бдения одной из московских паломниц была привезена и подарена обители ею самой написанная икона праздника Вве­дения. После освящения икона положена в центре храма для поклонения.

21/4 декабря, 1988 г., воскресенье.

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Престольный праздник обители. В Оптину приехал владыка Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский. Он и возглавил служение Божественной литургии в сослужении с отцом наместником и братией монасты­ря. После совершения литургии владыка Ювеналий обратился с небольшой речью к отцу Наместнику, братии и всем присутствующим в храме. Отец Евлогий ответил митрополиту кратким словом и от лица братии передал владыке в дар икону прп. Амвросия с частицей его св. мощей.

Великий для возрожденной обители день. После 65 лет "мерзости запустения" вновь на Введенском пре­столе совершается Божественная литургия. Это и пер­вый праздник Введения после открытия Оптиной и престольный праздник не только храма, а всей Свято-Введенской Оптиной пустыни. Зимний день изуми­тельной красоты. Яркое солнце, чистая лазурь неба и глубокая тишина. Ночью выпал снег. Земля, храмы, деревья покрыты ровным белым покровом. День оби­тели. Глубокий мир, почти пасхальная радость.

С 26/9 декабря часть братии начала переселяться в Иоанно-Предтеченский скит.

27/10 декабря 1988 г., суббота.

Празднование иконы Божией Матери, именуе­мой "Знамение". Этот образ тоже особо почитался в Оптиной. Чтимая икона "Знамение" находилась в Предтеченском скиту обители. В самый День праздника на иконе стала обильно появляться благодат­ная роса. Довольно большой образ (больше обычной аналойной иконы) "Знамения", масляная живопись 2-й половины прошлого века. Очень скромная по своим художественным достоинствам икона, но написанная с глубоким благоговейным чувством и редкой мягкостью и теплотой. Благодат­ная роса на иконе стала появляться после чтения акафиста перед началом литургии и продолжала ис­точать капли маслянистой влаги во время совершения службы. Во время братской трапезы отец наместник объявил о совершившемся чуде. Снова в среде братии говорят о том, что такие явные знаме­ния милости Божией посылаются перед началом больших скорбей и испытаний.

5/18 декабря 1988 г., воскресенье.

Накануне праздника совершена служба обновле­нию храма.

6/19 декабря 1988 г., понедельник.

Память свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. В самый день памяти святителя Николая отцом наместником в сослужении с бра­тией был освящен престол Никольского придела Введенского храма.

11/24 декабря, 1988 г., суббота.

Память прп. Даниила-столпника. Отец наместник в Москве в Доме художника на Кузнецком мосту прочитал лекцию, посвященную Оптиной пустыни. После лекции на обратном пути машина отца намес­тника попала в аварию. О. Евлогий в шоковом со­стоянии с тяжелым ушибом головы и переломом правой руки был доставлен в Калугу в больницу. Братии Оптиной пустыни известие об аварии сооб­щил о. Валерий — настоятель храма г. Козельска. Вся братия монастыря была сильно взволнована, и тотчас же был отслужен молебен о здравии отца на­местника. Особые поминовения о. Евлогия было положено совершать за каждой литургией. Ектений о здравии отца наместника возносились во время всей его болезни.

12/25 декабря 1988 г., воскресенье.

Память свт. Спиридона Тримифунтского. После совершения божественной литургии часть братии по­ехала в Калугу навестить в больнице отца наместни­ка. Состояние его духа было бодрое, хотя физическая травма получена тяжелая. Судя по всему, потребуется операция, так как перелом руки оказался очень серьезным. О. Евлогий просил бра­тию поминать его в своих молитвах.

25/1 января 1989 г., суббота.

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Праздник Рождества Христова прошел в обители без отца наместника. Утреня и Божествен­ная литургия были отслужены ночью. Утром в 9 часов была отслужена 2-я праздничная литургия (ее служили о. Мелхиседек, о. Ипатий и о. Антоний). Остальная братия вместе с о. Германом поехали в калужскую больницу навестить и поздравить о. Евлогия с Рождеством Христовым. Состояние его зна­чительно улучшилось. Во время болезни отец наместник продолжал руководство обителью, решая основные вопросы жизни монастыря. По его благос­ловению о. Герман, благочинный, и о. Мелхиседек получили право решать все административные и хо­зяйственные вопросы. 17 января из обители был от­числен игумен Варнава, в ведение председателя учебного комитета архиепископа Александра.

6/19 января 1989 г., четверг.

Святое Богоявление. Ночью была совершена ут­реня и Божественная литургия с великим освящени­ем воды. В 9 часов утра была совершена поздняя праздничная литургия. Отец наместник был переве­зен в московскую больницу для специального лече­ния. Есть надежда, что к празднику Сретения он сможет приехать в Оптину. После операции состоя­ние его заметно улучшилось.

31/13 февраля 1989 г., понедельник.

Память бессрр. муч. Кира и Иоанна и свт. Ни­киты Новгородского. Поздно вечером в обитель возвратился отец наместник. Большая часть братии встретилась с о. Евлогием и имела с ним беседу о вопросах внутренней жизни монастыря. Вместе с отцом наместником в обитель приехал игумен Илиан (Илий), много лет проживший на Афоне в русском Пантелеймоновом монастыре. На следую­щий день о. Евлогий представил о. Илиана (Илия) братии как нового духовника, назначенного в Опти­ну пустынь.

2/15 февраля 1989 г., среда.

Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Все­нощное бдение праздника и Божественную литур­гию возглавил отец наместник. В своей проповеди о. Евлогий поблагодарил всех поминавших и молившихся о нем во время его болезни.

Из числа братии отчислен иеродиакон Амвросий.

Решением отца наместника отчислен из обители схиархимандрит Макарий.

6/19 февраля 1989 г., воскресенье.

Неделя о мытаре и фарисее. Началась первая приготовительная неделя перед Великой четыредесятницей.

27/12 марта 1989 г., воскресенье.

Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное вос­кресенье. Божественную литургию возглавил, как обычно, отец наместник. Вечером после проповеди о. Евлогия был совершен чин прощения. С понедельника начинается 1-я седмица Великого поста. По благословению о. Евлогия по понедельникам в течение всего поста будет совершаться таинство свя­того елея (соборование) для желающих.

3/16 марта 1989 г., четверг.

Память мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска. После вечерней постовой службы был совершен пост­риг в рясофор послушников Александра (Гринченко) и Сергия с именами: Даниил (в честь благоверного князя Даниила Московского) и Александр (в честь благоверного князя Александра Невского).

14/27 марта 1989 г., понедельник.

3-я седмица Великого поста, память прп. Вене­дикта Нурсийского. В монастырь был привезен тябловый трехъярусный иконостас, написанный Александром Вахрамеевым. Было получено благос­ловение Святейшего Патриарха Пимена на освяще­ние придела (левого) Введенского храма в честь преподобного Амвросия Оптинского. Вместе с ико­ностасом был привезен большой мозаичный образ Христа Спасителя для алтаря нового придела. Одновременно с монтировкой иконостаса нача­лись работы по подготовке к освящению не только придела прп. Амвросия, но и к освящению архие­рейским чином всего Введенского собора. Предпол­агается, что после возвращения из-за границы в Оптину приедет митрополит Владимир и освятит храм и новый придел. Монтаж нового иконостаса завершился в течение недели. Рака со святыми мо­щами прп. Амвросия была перенесена в левую часть храма к новому приделу. В этот же день в обитель приехал игумен Поли­карп, переведенный в Оптину пустынь из Московс­кого Данилова монастыря. На братском обеде отец наместник представил его братии. Почти все уже знали о. Поликарпа, т.к. он уже не раз приезжал в' обитель и жил здесь по многу дней.

21/3 апреля 1989 г., понедельник.

4-я седмица Великого поста, память прп. Иако­ва, исп., свт. Кирилла, еп. Катанского. На братской трапезе отец наместник объявил о назначении на должность благочинного игумена Поликарпа и соответственно об освобождении от нее игумена Гер­мана, который остается в должности казначея и регента левого клироса.

25/7 апреля 1989 г., пятница.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Накану­не праздника в храме были закончены почти все внутренние отделочные работы. В притворе на сте­нах и столбах развешаны иконы. Остался лишь самый последний, завершающий этап подготовки собора к освящению. Всенощное бдение возглавил отец наместник. На первом часе был совершен пос­триг в рясофор послушников Вячеслава с именем Михаил и Михаила с именем Гавриил в честь ар­хангелов. После пострига братия по обычаю приветствовала и поздравляла новых монахов.

Божественную литургию, как обычно, возглавил, отец настоятель.

27/9 апреля 1989 г., воскресенье.

4-я неделя Великого поста; память прп. Иоанна Лествичника. Храм полностью был подготовлен к освящению накануне воскресного всенощного бде­ния. В самый день ожидали приезда митрополита Владимира. Владыка приехал около 10 часов утра и, возглавив собор служащих, начал совершать освящение храма и придела в честь прп. Амвросия. После   полного   освящения   храма   архиерейским чином началась Божественная литургия, за которого митрополит  Владимир  совершил  две  хиротонии Иеродиакон Антоний (келарь обители) был рукоположен в сан иеромонаха, в сан иеродиакона — инок Даниил. После братской трапезы владыка Влад мир сказал краткое слово братии. Отец наместник преподнес ему в дар от обители картину с изображением Оптиной пустыни и памятный альбом с фотографиями. О. Евлогий поблагодарил владыку за посещение обители и его особое внимание к жизни Оптиной пустыни.

 

Оптина Пустынь, православный альманах.
Выпуск 1, 1996г.