Так начиналась Оптина (1989-1990 Современная летопись)
Как же и с чего она все-таки начиналась, — наша благословенная Оптина? Не та давняя, историческая, уходящая в летописную глубь российского позднего средневековья, а нынешняя, всего каких-то пять-шесть лет назад отряхнувшая напластования въедливой пыли забвения, воспрянувшая от летаргической спячки богоборчески запрограммированных современников. Как начиналось возрождение знаменитой православной отечественной обители на древней Калужской земле — достохвальной Оптиной пустыни?
Давно задавалась я этим вопросом, чтобы найденным ответом на него, конечно же, поделиться, в первую очередь, со своими читателями. Ответ пришел неожиданно, случайно. А впрочем, нет в Оптиной ничего случайного — все в единой, туго спаянной, цепи явлений и событий, направляемых и управляемых твердой десницей Всевышнего.
...В монастырскую библиотеку пришел послушник с замечательным даром: он протянул мне объемистый альбом в темно-зеленом коленкоровом переплете, нарядно украшенном золоченым орнаментом: Открыла, увидела первую запись, датированную 16 ноября 1988 года (годовщина со дня возвращения обители в лоно Матери — Церкви) и — возликовала! Так вот они первые возрожденческие оптинские хроники, летописные своды в добрых, незабвенных традициях старых монастырских летописей. И радостью наполнилось сердце, когда увидела на титуле скромно означенное имя потрудившегося дарителя — одного из первых оптинских насельников (иеромонаха И.), в течение двух лет созидавшего по крупицам "Летопись Оптиной" (1988 — 1989). Спаси, Господи, нашего батюшку, благословенного оптинского духовника, наставника и врачевателя душ притекающих к нему "овец словесных".
Так начиналась Оптина...
Зоя Афанасьева
3/16 ноября
Явление благодатной росы от иконы Богоматери началось около четырех часов дня после обычного молебна (без освящения воды). Икона была привезена накануне ее празднования 21/3 ноября из реставрационной мастерской Свято-Данилова монастыря. Работа над иконой была завершена в необычайно короткий срок и совершенно неожиданно была привезена в Оптину автобусом, на который никто не рассчитывал. Уже это было видимым знаком особого благословения Божией Матери. Казанская икона особо почиталась в обители. Свидетельство этому — храм с престолом, освященным в ее честь. Кроме того, именно Казанская икона Божией Матери была главной святыней Шамординского монастыря, основанного преподобным Амвросием.
Икона, конца XVII начала XVIII в., старого письма, написана в строгих традициях древнего канона. Явление благодатной росы на иконе было замечено на груди Божией Матери, в месте несколько ниже благословляющей руки Младенца Христа. Собранная на вату влага появлялась снова на том же месте и рядом на хитоне Спасителя в виде испарины и небольших капель. Временами от иконы исходило очень тонкое благоухание. Отец наместник приложился к иконе и до начала всенощной благословил отслужить молебен с акафистом Божией Матери. Перед началом акафиста вся роса с иконы была собрана на вату. После окончания молебна на иконе вновь обильно выступила роса. Мы удостоились быть свидетелями совершающегося чуда. Во время' чтения акафиста всех охватывал невольный трепет от особого, такого близкого присутствия благодатной силы, близости самой Преблагословенной.
По благословению отца наместника была отслужена всенощная с акафистом Казанской иконе Божией Матери. Отец Евлогий сам возглавил службу и благословил каждую среду в память совершившегося чуда, на повечерии читать акафист Казанской иконе. Всенощное бдение окончилось в 22.30 (память прп. Иоанникия Великого).
В 23.00 аналойная икона преподобного Амвросия начала источать благоухающее миро. Икона была написана для обители летом 1988 года студентом Московской духовной семинарии Николаем Чернышевым. Она находилась во Введенском храме со дня Успения Божией Матери. Благоухающее миро начало появляться на иконе в области сердца и руки со свитком, на котором написан текст: "Подобает убо нудитися возрастати в смирении". В полночь был отслужен молебен преподобному Амвросию. Икона продолжала источать миро в небольшом количестве ночью следующего дня. Некоторые из числа братии были свидетелями этого чуда. Капли мира появлялись почти мгновенно в тех же местах, где были замечены в первый раз. Благоухание ощущалось не всеми в равной мере и не постоянно, а как бы волнами. Подлинная святыня, совершающееся на глазах чудо почти невольно вызывает трепет, благоговение. Так было и здесь. При этом не было и малого проявления восторженности и болезненной экзальтрации. Царил глубокий мир, тот "свышний мир", которого мы просим в молитвах. Все ощущали это веяние "духа хлада тонка", в котором Своей благодатью является Бог, дивный во святых Своих.
Миро источила икона, написанная современным иконописцем,— это явление в нашей Церкви совершенно уникальное и глубоко символическое. Так близок нам преподобный, но при этом приходит тревожная мысль: обычно такие явления происходили перед началом больших скорбей. Таков опыт Церкви.
6/19 ноября,
Память преп. Варлаама Хутынского. Обитель посетил игумен греческого монастыря во имя прп. Симеона Нового Богослова о. Христодул. Монастырь основан около трех лет назад в
7/20 ноября
Во второй половине дня отец наместник посетил ближайшую к Оптиной воинскую часть, где он провел с воинами беседу, посвященную истории Оптиной пустыни и ее насельникам, говорил о вопросах веры и значении оптинских старцев для русской культуры. Вопросы воинов, их отношение к беседе свидетельствовали о том, что в сознании многих происходит активный процесс переоценки ценностей. Живой интерес к Церкви, ее жизни и духовным традициям нашего отечества возрастает в самых разных слоях общества. После лекции отец наместник сфотографировался с воинами.
С ноября месяца начались работы по выкладке мраморного пола на солее, в алтаре и центральной части Введенского собора. По благословению отца наместника храм должен быть подготовлен к освящению главного престола в самые короткие сроки.
Новое распоряжение отца наместника: с 8/21 ноября на каждую седмицу назначаются 2 служащих иеромонаха и иеродиакона. Служат по 3 дня (с понедельника до среды и с четверга до субботы включительно).
В субботу, 13/26 ноября, на воскресном всенощном бдении с амвона объявил, что в Рождественский пост богослужение будет совершаться по образу великопостной службы, с пением "аллилуйя", молитвой при. Ефрема Сирина и поклонами. В среду и пятницу литургия совершаться не будет. По понедельникам братия будут совершать таинство елеосвящения для желающих.
15/28 ноября
Начало Рождественского поста.
18/1 декабря
По благословению отца наместника вечером была совершена служба на обновление храма перед освящением главного престола. Из Троице-Сергиевой Лавры привезена рака, в которой ранее почивали мощи свт. Алексия Московского. В обители сделаны необходимые реставрационные работы, и мощи преподобного Амвросия, облаченные в его подлинную схиму, были переложены в раку (ночью со 2-го на 3-е декабря). Схима преподобного Амвросия хранилась у схиархимандрита Макария (Болотова) и накануне престольного праздника была передана им в обитель.
20/3 декабря,
Предпразднство Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Отцом наместником с братией совершено освящение главного престола Введенского собора. Приблизился главный праздник обители и заметен значительный приток паломников. Неожиданно перед самым началом всенощного бдения одной из московских паломниц была привезена и подарена обители ею самой написанная икона праздника Введения. После освящения икона положена в центре храма для поклонения.
21/4 декабря,
Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Престольный праздник обители. В Оптину приехал владыка Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский. Он и возглавил служение Божественной литургии в сослужении с отцом наместником и братией монастыря. После совершения литургии владыка Ювеналий обратился с небольшой речью к отцу Наместнику, братии и всем присутствующим в храме. Отец Евлогий ответил митрополиту кратким словом и от лица братии передал владыке в дар икону прп. Амвросия с частицей его св. мощей.
Великий для возрожденной обители день. После 65 лет "мерзости запустения" вновь на Введенском престоле совершается Божественная литургия. Это и первый праздник Введения после открытия Оптиной и престольный праздник не только храма, а всей Свято-Введенской Оптиной пустыни. Зимний день изумительной красоты. Яркое солнце, чистая лазурь неба и глубокая тишина. Ночью выпал снег. Земля, храмы, деревья покрыты ровным белым покровом. День обители. Глубокий мир, почти пасхальная радость.
С 26/9 декабря часть братии начала переселяться в Иоанно-Предтеченский скит.
27/10 декабря
Празднование иконы Божией Матери, именуемой "Знамение". Этот образ тоже особо почитался в Оптиной. Чтимая икона "Знамение" находилась в Предтеченском скиту обители. В самый День праздника на иконе стала обильно появляться благодатная роса. Довольно большой образ (больше обычной аналойной иконы) "Знамения", масляная живопись 2-й половины прошлого века. Очень скромная по своим художественным достоинствам икона, но написанная с глубоким благоговейным чувством и редкой мягкостью и теплотой. Благодатная роса на иконе стала появляться после чтения акафиста перед началом литургии и продолжала источать капли маслянистой влаги во время совершения службы. Во время братской трапезы отец наместник объявил о совершившемся чуде. Снова в среде братии говорят о том, что такие явные знамения милости Божией посылаются перед началом больших скорбей и испытаний.
5/18 декабря
Накануне праздника совершена служба обновлению храма.
6/19 декабря
Память свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. В самый день памяти святителя Николая отцом наместником в сослужении с братией был освящен престол Никольского придела Введенского храма.
11/24 декабря,
Память прп. Даниила-столпника. Отец наместник в Москве в Доме художника на Кузнецком мосту прочитал лекцию, посвященную Оптиной пустыни. После лекции на обратном пути машина отца наместника попала в аварию. О. Евлогий в шоковом состоянии с тяжелым ушибом головы и переломом правой руки был доставлен в Калугу в больницу. Братии Оптиной пустыни известие об аварии сообщил о. Валерий — настоятель храма г. Козельска. Вся братия монастыря была сильно взволнована, и тотчас же был отслужен молебен о здравии отца наместника. Особые поминовения о. Евлогия было положено совершать за каждой литургией. Ектений о здравии отца наместника возносились во время всей его болезни.
12/25 декабря
Память свт. Спиридона Тримифунтского. После совершения божественной литургии часть братии поехала в Калугу навестить в больнице отца наместника. Состояние его духа было бодрое, хотя физическая травма получена тяжелая. Судя по всему, потребуется операция, так как перелом руки оказался очень серьезным. О. Евлогий просил братию поминать его в своих молитвах.
25/1 января
Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Праздник Рождества Христова прошел в обители без отца наместника. Утреня и Божественная литургия были отслужены ночью. Утром в 9 часов была отслужена 2-я праздничная литургия (ее служили о. Мелхиседек, о. Ипатий и о. Антоний). Остальная братия вместе с о. Германом поехали в калужскую больницу навестить и поздравить о. Евлогия с Рождеством Христовым. Состояние его значительно улучшилось. Во время болезни отец наместник продолжал руководство обителью, решая основные вопросы жизни монастыря. По его благословению о. Герман, благочинный, и о. Мелхиседек получили право решать все административные и хозяйственные вопросы. 17 января из обители был отчислен игумен Варнава, в ведение председателя учебного комитета архиепископа Александра.
6/19 января
Святое Богоявление. Ночью была совершена утреня и Божественная литургия с великим освящением воды. В 9 часов утра была совершена поздняя праздничная литургия. Отец наместник был перевезен в московскую больницу для специального лечения. Есть надежда, что к празднику Сретения он сможет приехать в Оптину. После операции состояние его заметно улучшилось.
31/13 февраля
Память бессрр. муч. Кира и Иоанна и свт. Никиты Новгородского. Поздно вечером в обитель возвратился отец наместник. Большая часть братии встретилась с о. Евлогием и имела с ним беседу о вопросах внутренней жизни монастыря. Вместе с отцом наместником в обитель приехал игумен Илиан (Илий), много лет проживший на Афоне в русском Пантелеймоновом монастыре. На следующий день о. Евлогий представил о. Илиана (Илия) братии как нового духовника, назначенного в Оптину пустынь.
2/15 февраля
Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Всенощное бдение праздника и Божественную литургию возглавил отец наместник. В своей проповеди о. Евлогий поблагодарил всех поминавших и молившихся о нем во время его болезни.
Из числа братии отчислен иеродиакон Амвросий.
Решением отца наместника отчислен из обители схиархимандрит Макарий.
6/19 февраля
Неделя о мытаре и фарисее. Началась первая приготовительная неделя перед Великой четыредесятницей.
27/12 марта
Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Божественную литургию возглавил, как обычно, отец наместник. Вечером после проповеди о. Евлогия был совершен чин прощения. С понедельника начинается 1-я седмица Великого поста. По благословению о. Евлогия по понедельникам в течение всего поста будет совершаться таинство святого елея (соборование) для желающих.
3/16 марта
Память мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска. После вечерней постовой службы был совершен постриг в рясофор послушников Александра (Гринченко) и Сергия с именами: Даниил (в честь благоверного князя Даниила Московского) и Александр (в честь благоверного князя Александра Невского).
14/27 марта
3-я седмица Великого поста, память прп. Венедикта Нурсийского. В монастырь был привезен тябловый трехъярусный иконостас, написанный Александром Вахрамеевым. Было получено благословение Святейшего Патриарха Пимена на освящение придела (левого) Введенского храма в честь преподобного Амвросия Оптинского. Вместе с иконостасом был привезен большой мозаичный образ Христа Спасителя для алтаря нового придела. Одновременно с монтировкой иконостаса начались работы по подготовке к освящению не только придела прп. Амвросия, но и к освящению архиерейским чином всего Введенского собора. Предполагается, что после возвращения из-за границы в Оптину приедет митрополит Владимир и освятит храм и новый придел. Монтаж нового иконостаса завершился в течение недели. Рака со святыми мощами прп. Амвросия была перенесена в левую часть храма к новому приделу. В этот же день в обитель приехал игумен Поликарп, переведенный в Оптину пустынь из Московского Данилова монастыря. На братском обеде отец наместник представил его братии. Почти все уже знали о. Поликарпа, т.к. он уже не раз приезжал в' обитель и жил здесь по многу дней.
21/3 апреля
4-я седмица Великого поста, память прп. Иакова, исп., свт. Кирилла, еп. Катанского. На братской трапезе отец наместник объявил о назначении на должность благочинного игумена Поликарпа и соответственно об освобождении от нее игумена Германа, который остается в должности казначея и регента левого клироса.
25/7 апреля
Благовещение Пресвятой Богородицы. Накануне праздника в храме были закончены почти все внутренние отделочные работы. В притворе на стенах и столбах развешаны иконы. Остался лишь самый последний, завершающий этап подготовки собора к освящению. Всенощное бдение возглавил отец наместник. На первом часе был совершен постриг в рясофор послушников Вячеслава с именем Михаил и Михаила с именем Гавриил в честь архангелов. После пострига братия по обычаю приветствовала и поздравляла новых монахов.
Божественную литургию, как обычно, возглавил, отец настоятель.
27/9 апреля
4-я неделя Великого поста; память прп. Иоанна Лествичника. Храм полностью был подготовлен к освящению накануне воскресного всенощного бдения. В самый день ожидали приезда митрополита Владимира. Владыка приехал около 10 часов утра и, возглавив собор служащих, начал совершать освящение храма и придела в честь прп. Амвросия. После полного освящения храма архиерейским чином началась Божественная литургия, за которого митрополит Владимир совершил две хиротонии Иеродиакон Антоний (келарь обители) был рукоположен в сан иеромонаха, в сан иеродиакона — инок Даниил. После братской трапезы владыка Влад мир сказал краткое слово братии. Отец наместник преподнес ему в дар от обители картину с изображением Оптиной пустыни и памятный альбом с фотографиями. О. Евлогий поблагодарил владыку за посещение обители и его особое внимание к жизни Оптиной пустыни.
Оптина Пустынь, православный альманах.
Выпуск 1, 1996г.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии