Скандальный архимандрит или золотые купола для Антихриста
Недавно очередной шторм сотряс Владимирско-Суздальскую епархию РПЦ МП. После скандала с венчанием в Князь-Владимирском храме монахини Софии (Морозовой), совершенном по благословению архиеп. Владимирского и Суздальского Евлогия, новый громкий скандал разразился в связи с реконструкцией снесенного в 30-е годы Рождественского собора в Рождествобогородицком монастыре, когда внезапно выяснилось, что значительная часть выделенных на постройку государственных денег была разворована, а на месте запланированного собора возникло небольших размеров скромное здание церкви, явно не гармонирующее с огромной колокольней. Тогда губернатор Н. Виноградов, как говорят, громко выражал свое неудовольствие архиеп. Евлогию, а на праздник Боголюбской иконы 1 июля 2005 г. публично унизил архиерея, вручив приготовленный областной администрацией подарок — роскошный гобелен с вышитой иконой — не Евлогию, а новому любимцу губернатора боголюбовскому архим. Петру (Кучеру).
На этот раз скандал случился вокруг оного архимандрита Петра. Знаменитого на всю церковную Россию "старца" Евлогий запретил в священнослужении и отправил в заштат формально за то, что тот самовольно снял с должности настоятельницу Боголюбовского монастыря игумению Иулианию. Как прокомментировал секретарь Владимиро-Суздальской епархии игумен Иннокентий (Яковлев): "Игуменью настоятельницу монастыря выгнали из монастыря. Такой шаг можно расценивать, как протест против Церковной иерархии и Церкви, как таковой".
Первые признаки бури стали заметны уже 30 марта, когда проезжающие мимо Боголюбовской обители люди могли видеть огромный пикет у святых ворот: плачущие и рыдающие монашки, заломанные кверху руки, пение молитв говорили о том, что что-то неладно. Через несколько дней причина выяснилась: духовник монастыря архим. Петр Кучер запрещен в священнослужении.
Подобная история повторялась с о. Петром не раз. Как минимум трижды архимандрит Петр (Кучер) вместе с частью своих общин изгонялся из основанных им монастырей за открытое противостояние и духовным и светским властям.
Летом 1996 г. часть сестер Задонского Преображенского монастыря — духовных чад о. Петра — потребовали от правящего архиерея и Патриарха Алексия снять настоятельницу обители игумению Дорофею (Ермачкову), которая, по их словам, погрязла в грехах. Что касается самого о. Петра, то он, помимо прочего, увлекался политикой и во время одной из праздничных проповедей несколько часов к ряду агитировал за Зюганова, рассказывал, что ему в видении явился сам ап. Павел и указал ему на "раба Божия Геннадия". (О политических пристрастиях о. Петра свидетельствует также один малоизвестный факт из его биографии. Некогда о. Петр Кучер был духовником Зои Крахмальниковой — известной ревнительницы церковной правды. Когда в 1982 г. ее арестовали и бросили в тюрьму, она передала своему духовному отцу просьбу прийти к ней и исповедать ее, но тот отказался это сделать).
В монастыре создалась крайне нездоровая обстановка, и руководство Воронежской епархии приняло решение удалить из обители инициаторов непослушания настоятельнице. Изгонять их пришлось с ОМОНом. В результате 60 из 76 насельниц вместе с духовником были насильно выселены из монастыря и долгое время жили на железнодорожном вокзале. Но выход был найден. О. Петр как говорят, по совету опытных людей ушел из Московской патриархии и перешел в РПАЦ, под омофор архиепископа Суздальского и Владимирского Валентина. Под Суздалем о. Петр создал монастырь. Однако вскоре выяснилось, что вл. Валентин был для о. Петра лишь разменной монетой. Через месяц, под официальным предлогом скудости монашеского питания, о. Петр с сестрами попросился во Владимирскую епархию МП, куда и был мгновенно принят.Сам о. Петр и бывшие сестры Задонской обители написали покаянное письмо на имя архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия и самого Патриарха Алексия с просьбой снова принять их в лоно Русской Православной Церкви. "Мы нарушили свои иноческие обеты смирения и послушания своему священноначалию, — говорится в письме. — Более того, мы произвели соблазн и смущение многих и многих тысяч верующих, узнавших о нас через различные виды информационной печати, что могло повлечь за собой церковную смуту".
По приказу вл. Евлогия для вновь прибывшего быстро освободили находившийся в запустении Боголюбовский монастырь. 14 января 1997 г. в Боголюбовскую обитель были переведены 63 сестры. Наиболее разумную часть сестер Евлогий попробовал вывести из-под сектантского влияния о. Петра, расселив их по разным обителям. Отказавшиеся от послушания своему "старцу" сестры были прокляты о. Петром, а остальным было запрещено с ними общаться.
Архимандрит Петр был назначен наместником мужского Боголюбовского монастыря, а в женском настоятельницей была утверждена монахиня Елена Богдан. Той же зимой в обители внезапно начались мироточения икон: в середине февраля 1997 г. замироточила икона Серафима Саровского. В неделю Торжества Православия во время проповеди о. Петра замироточила Иверская икона Божьей Матери, у которой "выступили слезы на глазах", и Боголюбская икона. С тех пор в обители, говорят, мироточат свыше 50 икон.
В Боголюбове о. Петр устроился, как и прежде в Задонске, на широкую ногу. Поток пожертвований от благодетелей полился шедрой рукой, в монастырь потянулись фуры с гуманитарной помощью, одеждой, продуктами, техникой, мебелью, стройматериалами. О. Петр не стеснялсяв рекламе: ветеран войны, гнил в окопах, защищал советскую родину от гитлеровских полчищ. Вскоре огромный собор монастыря преобразился: мраморные полы, золоченые иконостасы, дорогая роспись, драгоценные иконы, богатейшая ризница. Монастырь наполнился сестрами, в больших количествах прибывшими из Белоруссии и южных районов России, где в народе еще сохраняется истовая набожность и особо сильна вера в "старцев". Приезжающие послушницы продавали дома и квартиры и всё до копейки жертвовали в обитель. Монастырь обзавелся множеством подворий, было скуплено множество домов по селам Владимирской области.
Однако вскоре обнаружилось, что большинство принимаемых в обитель сестер являются самыми настоящими бесноватыми. Чуть ли не ежедневно старец стал проводить сеансы "отчитки", изгоняя дьявола из бедных женщин. Если сестра на сеансе вела себя спокойно, то старец, пристально смотря ей в глаза, громко говорил: "Беснуйся!". Нужно ли говорить, что подобное "духовное руководство" нигде в святоотеческих писаниях не засвидетельствовано, и скорее считалось отцами Церкви прелестью, обманом, посмеянием духов злобы над прельщенным пастырем и его больными чадами, чем здоровой духовной жизнью. Еще одной странностью духовной жизни обители была постоянная боязнь колдунов и колдуний. Все монахини и вновь прибывшие проходили строгую проверку на предмет связей с нечистой силой, заподозренные либо изгонялись, либо отправлялись в дальние "подворья" на послушания с запретом показываться в монастыре.
Странное духовничество о. Петра вызвало в народе толки. Получило распространение изречение заменитого старца Николая Гурьянова, как будто сказавшего об о. Петре: "Это сам сатана!". К тому же о. Петр был ярым противником новых паспортов и ИНН и стал бешено проводить деиненизацию и депаспортизацию своих подопечных. В проповедях и беседах он резко и безапелляционно, как подобает всегда правому и духоносному старцу, заявлял: "Принятие цифрового идентификатора есть, можно так выразиться, принятие веры антихристовой. Вот так. Вхождение в Царство антихриста".
Осенью 2002 г. о. Петр организовал коллективный протест против принятия обителями ИНН. Среди сестер распространились эсхатологические веянияи страх грядущего антихриста. В огромных количествах стали скупаться продукты питания и все необходимое, чтобы выжить при сатанинской осаде. По приказу о. Петра все добро вагонами и машинами было закопано в землю на территории обители и прилегающих местах. Коллективная истерия нарастала. В воздухе над обителью видели золотую лестницу и светящиеся кресты. В прошлом году по благословению старца монахини написали заявление, в котором отказывались от всякой помощи со стороны сатанинского государства, от пенсий и пособий.
В результате определением Синода от 7 мая2003 г. духоносный старец был освобожден от управления мужским монастырем, а братия была переведена подальше — в Константино-Еленинский приход г. Владимира.
В ответ на заявление монахинь с отказом принимать паспорта нового образца, архиеп. Евлогий написал: "Это состояние наших насельников явно не здоровое, а прямо болезненное, и на церковном языке есть духовная прелесть, мнимая праведность, страшнее коей ничего нет на свете, пленником которой стал даже высший дух из ангелов – Денница" ("Русский Вестник", 19 сентября 2003 г.). На монастырь была наложена епитимья — запрещено служить литургии в будние дни в период Успенского поста.
Вскоре у неугомонного архимандрита возникла новая идея — организовать всемирное покаяние русского народа. В подмосковных Мытищах перед статуей царя Николая им были организованы особые покаянные сборища, на которых собирались тысячи людей. Города и городки центральной России были обклеены объявлениями, в которых измученные граждане призывались в Мытищи каяться в грехах. По местным теле- и радиоканалам крутились рекламные ролики. В специально разработанном старцем и изданном чине народ каялся за то, что он "пропил свои ваучеры", "мылся в одной бане с иудеями", каялся за восстание декабристов, участие в цареубийстве и прочих нелепостях.
Недавно в интервью одной из местных газет руководитель молодёжного отдела воронежской епархии священник Олег Шамаев рассказал о хорошо поставленном бизнесе на "чине покаяния", к которому не вполне открыто, но всё же причастна часть духовенства многих епархий РПЦ МП. Также, по его признанию, священнослужители Воронежской епархии РПЦ МП в последнее время часто слышат на исповедях от верующих признание в грехе цареубийства. А по словам настоятеля воронежского кафедрального Покровского собора, то, что происходит в Тайнинском – это "страшное язычество, ведь, по сути, являет собой пример поклонения статуе" (Портал-Кредо, 6 апреля 2006 г.).
Но вот, как и раньше в Задонске, старец решил сменить игумению. Чем она ему не угодила — неизвестно. Однако сделал это Петр без благословения Синода и даже своего правящего архиерея. На этом терпение Евлогия кончилось. Тогда опытный архимандрит обратился за помощью к поклонникам. 2 апреля по Владимиру прошло гигантское шествие в защиту опального старца. Для участия в акции протеста автобусами из разных городов России и ближнего зарубежья были доставлены тысячи людей. Пройдя из Боголюбова до Золотых ворот протестующие потребовали от Евлогия вернуть им старца, что и было тотчас сделано.
Однако на этом дело не остановилось. 25 мая с. г. по каналу ТВЦ "Владимир" в коммерческой передаче, проплаченной архим. Петром, было зачитано обращение насельниц Боголюбовской обители к патриарху Алексию и архиеп. Евлогию с просьбой убрать игумению Иулианию и назначить новую игумению из сестер обители. В Обращении подробно перечислялись все грехи м. Иулиании: резкость и грубость обращения с сестрами и с детьми, даже на богослужении, неправильное обращение с пожертвованиями, желание "сделать из монастыря музей или место для выкачивания денег", жалобы паломников и так далее. Но основной причиной, как кажется, все же следует признать тот факт, что м. Иулиания никогда не была в сестричестве общины о. Петра, а была назначена епархиальной властью из Мурома.
Первая, назначенная в эту общину вл. Евлогием игумения, мать Елена, была взята из сестричества Суздальского Покровского монастыря, но также не пришлась по вкусу сестрам и духовнику, и вл. Евлогий был вынужден заменить ее на м. Иулианию.
Но возникает вопрос: как можно говорить о духовной жизни в обители, и какова тогда духовность "старца" о. Петра, если его сестры не могут ужиться уже с третьей игуменией? Поэтому когда вл. Евлогий говорит о том, что о. Петр и его окружение пребывают "прелести", то он глубоко прав. Старец-харизмат, изгоняющий дьявола и борющийся с "шестерками" и ИНН, не расстающийся с мобильником, одевающийся с иголочки и разъезжающий на дорогих иномарках, покупающий рекламу и берущий немалые деньги от бизнесменов, золотящий купола для грядущего Антихриста— явление, неизвестное в истории православной святости.
Можно предположить, что терпение Патриархии скоро иссякнет и её Синод просто расформирует "скандальный" монастырь и вернет Боголюбову изначальный статус мужского монастыря. И не спасет ни восьмитонный колокол, отлитый на деньги московских безнесменов и подвешенный на колокольню Боголюбовской обители в мае 2004 г., ни агитавтобусы с массой одураченных верующих, ни проплаченная кампания в СМИ, ни лобби влиятельных "духовных чад".
Игорь Фирсов
Владимир-Боголюбово
"СЕВ"
27 мая 2006
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии