Святитель Петр - первый московский святой

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Святитель Петр
1-е воскресенье сентября – День города Москвы. В этом году он совпадает с днем перенесения мощей митрополита Петра - святого, благодаря советам которого Москва стала столицей. О том, какую роль святой Петр сыграл в политическом противостоянии между Москвой и Тверью и что советовал Ивану Калите, читайте в нашем материале.

Иконописец Петр ищет уединения

 Будущий митрополит Петр родился на Волыни (Западная Украина). Совсем еще мальчиком, в 12 лет ушел в монастырь и со временем стал священником.

 Петр обладал даром художника и был прекрасным иконописцем, однако больше всего стремился к уединенной жизни. Он попросил разрешения поселиться в одиночестве и нашел себе «пустыню» (т.е. место, где не было людей)  на Волыни, в лесу у реки Рати.

 Но прожить в одиночестве Петру не дали. Прослышав о благочестивом подвижнике, к нему стали приходить другие монахи. И на месте «пустыни» вырос целый монастырь, в котором отец Петр стал настоятелем.

В 1301 г. на Волынь приехал тогдашний митрополит Киевский и всея Руси Максим. Петр со своей братией подошел к нему под благословение и подарил Максиму икону Божией Матери, которую сам написал. Предполагается, что эта икона сохранилась до сих пор и находится в Успенском соборе. По имени автора она называется «Петровская».

Церковь-вдова, или кому быть митрополитом

Митрополит Максим перевел митрополичью кафедру из Киева во Владимир, который тогда был столицей.  В 1305 г. он умер и был похоронен во владимирском Успенском соборе. Его мощи находятся там и сейчас.

После смерти Максима в течение 3-лет на Руси не была митрополита. Русская Церковь «овдовела».   

 

Ситуацией решили воспользоваться два великих князя - тверской и волынско-галицкий.

Великий князь Михаил Тверской считал: раз митрополит Максим был во Владимире, здесь умер, здесь похоронен, то и следующий митрополит должен быть из владимирского священства. Таковым себя уже мыслил игумен Геронтий.

Великий князь Волынско-Галицкий Юрий полагал, что именно Волынско-Галицкая епархия достойна быть самостоятельной митрополией.

Тогда Русская Церковь была частью греческой. Кто будет митрополитом, решали в Константинополе.

Поэтому почти одновременно в Константинополь отправился  игумен Геронтий от Владимирского княжества и о. Петр от Волынско-Галицкого. При этом Геронтий взял с собой написанную Петром и подаренную покойному Максиму икону Божией матери.    

Первым в Константинополь прибыл Петр. Патриарх Афанасий нашел Петра достойным для возведения на кафедру митрополита Киевского и всея Руси.

Когда прибыл Геронтий, Афанасий побеседовал и с ним, но решения не изменил. Так Петр стал митрополитом. У Геронтия забрали все, что должно принадлежать митрополиту, в том числе и написанную Петром икону. Митрополит Петр отправился в Киев.

Князь Твери vs митрополит Всея Руси

В Киеве Петр прожил только год и переехал во Владимир. Переезд объяснялся тем, что Киев находился на крайнем Западе Руси и часто  подвергался нападениям иностранцев. Именно из-за этого митрополит Максим перенес кафедру во Владимир.

В столице Петра встретили недружественно. Михаил Тверской еще помнил за то, что митрополитом был назначен не владимирский игумен. Заручившись поддержкой Владимирского епископа Андрея, князь стал подавать на митрополита Петра жалобы в Константинополь.

Начатое Константинополем расследование показало, что жалобы - клевета. К неудовольствию Михаила Тверского, Петр остался митрополитом.

Москва встречает Петра

Митрополит Петр понимал, что раздражает князя, поэтому подолгу во Владимире не задерживался и разъезжал по епархиям. В том числе бывал в Московской.

В то время будущая столица ограничивалась пределами нынешнего Кремля. Обычно Петр останавливался не в Кремле, а на Крутицком подворье - в те времена далеко за пределами города.

Во время пребывания Петра в Москве князь Иван Калита часто общался с митрополитом и стал почитать его как духовного наставника. Специально для Петра он даже построил в Кремле подворье, чтобы митрополит мог жить в Москве недалеко от князя.  

К чему приводит любовь к уединению

Перт, как и в юности, искал уединения. В Кремле - центре политической жизни Москвы - молиться уединенно было невозможно. Поэтому он выбрал для жизни другое место и основал там небольшой монастырь - нынешний Высоко - Петровский.

Сейчас напротив монастыря - Музей современного искусства, на Петровке - офисы и магазины, через дорогу от монастыря - бульварное кольцо... А тогда здесь был глухой лес - самая настоящая «пустынь».  Рядом протекала река Неглинная. Может быть, поэтому местность напоминала Петру родную Волынь.

Первый монастырский храм был освящен в честь небесного покровителя митрополита - апостола Петра. Но поскольку апостол Петр вспоминается вместе с апостолом Павлом, храм был назван во имя апостолов Петра и Павла.

Зачем Москве Успенский собор?

Хотя Петр оставался митрополитом Киевским и всея Руси, дольше всего он пребывал в Москве. Естественно: в владимирский князь строил против Петра козни, а московский принимал гостеприимно и радушно.

У Петра возникла идея перенести митрополичью кафедру в Москву.

Правящим князем в Москве был Юрий Данилович, старший брат Ивана Калиты. Он соперничал с Михаилом Тверским, т.к. считал, что по своей родовитости великим князем (т.е. правителем всех русских земель) должен быть он, а не Михаил Тверской. Однако  Русь была под татарским игом, именно татарский хан решал, кому быть «великим».

Юрий Данилович часто уезжал из Москвы в ставку татарского хана и  возил ему подарки. С 1315 по 1317 гг. он жил в ставке, женился на сестре хана, Кончаковне, которая была крещена под именем Агафьи. Во время этих отъездов Москвгй правил Иван Калита.

В 1325 г. Юрий Данилович был убит в ставке хана. Иван Данилович стал правящим князем и предложил Петру официально перевести митрополичью кафедру в Москву.

Митрополия по прежнему оставалась Киевской и всея Руси. Кафедральным же был Успенский собор в Киеве. После переводы кафедры во Владимир - кафедральным стал Успенский собор во Владимире. В Москве же Успенского собора не было. Тогда митрополит Петр просил Ивана Калиту о построении храма в честь иконы Успения Божией Матери и сказал ему:

- Если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плещи врагов его и прославится Бог в нем.

 

Поскольку митрополиту Петру тогда было уже около 70 лет, Иван Калита решил срочно строить Успенский собор и, если митрополит умрет, похоронить его здесь, в Москве, и тем самым утвердить постоянство пребывания митрополитов в Москве.

 

4 августа 1326 г. митрополиту Петру было видение, что он скоро умрет, тогда он собственными руками еще в строящемся соборе, в алтаре, выложил себе каменный гроб.

- За то, что сын мой упокоил меня в старости, воздаст ему Господь сторицею в мире сем и дарует ему живот вечный, и не оскудеют от семени его обладающие местом его, и память его прославится, - сказал митрополит об Иване Калите незадолго до смерти тысяцкому Протасию Вельяминову, потому что князя не было тогда в Москве.
В 1326 г., 21 декабря (по ст. стилю) святитель умер и был похоронен в приготовленном им самим месте. У места его захоронения происходили чудеса - исцеления. Многочисленные свидетельства и по ходатайство Калиты стали основанием для того, чтобы в 1327 г. митрополит Петр был причислен к лику святых через несколько месяцев после своей кончины. В Церкви нет ни одного святого, который бы был канонизирован так быстро.

Так Петр оказался первым московским митрополитом и первым московским святым. В 1474 г. своды Успенского собора обрушились, мощи святителя Петра были найдены под обломками и перенесены в церковь св. Иоанна Лествичника. В 1479 г. собор был вновь отстроен под руководством зодчего Аристотеля Фиораванти, и святые мощи митрополита Петра торжественно были перенесены в него 24 августа (по ст. стилю), где пребывают и сейчас.

источник: http://www.taday.ru/text/215813.html