Свидетели Петровы.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
О ситуации в Боголюбово.
Недели две назад меня "офтопным" комментом попросили прокомментировать письмо Валентины Перовой. Из-за цейтнота не было возможности писать, тем паче тут надо бы не в двух словах. За то время, пока я добирался до клавиатуры, появилось "опровержение клеветы" на сайте "Народного Собора", а на сайте ЕЖ еще одно письмо о петро-кучеровской секте, еще тревожные факты в других публикациях... Должен сказать, что все эти тексты ничего принципиально нового мне не сообщили, и на мое отношение к проблеме не повлияли никак.

Проблема действительно есть, и очень жалко, что в письме беглянки есть явные преувеличения. Я уверен, что в этой ситуации, как и в большинстве подобных - конфликтных, истина лежит посередине. Если бы не явные натяжки (например, в поле работали с 6 утра до 8 вечера, при этом каждый день заставляли стоять на службе, а службы по 4 часа; да и с описанием наказаний чуть перебор - жившие там на послушании рассказывали мне, что действительно порядки жесткие, и наказания есть, но не до такой степени дикие, какими их описывает Валентина), если бы жалобы в письме были более точными, а не преувеличенными для усиления впечатлений читателей, было бы больше пользы от этого текста. А теперь у почитателей "старца" есть повод навесить на него еще один исповеднический венец за претерпевание "неправедных гонений". Точно так же "свидетели Петровы" (не я придумал это прозвище духовным чадам архимандрита Петра - оно несколько лет уже бродит в интернете) все остальные свидетельства против "старца" и его монастыря гневно отметут как клевету не то что на старца - а на само православие в целом. Поэтому эта волна, Бог даст, ограничит возможности прозелитизма петровцев среди простых верующих, но вряд ли поколеблет веру самих сектантов в своего старца, скорее наоборот - будет воспринята как очередное свидетельство враждебности всего окружающего мира их "последнему оплоту истинного православия", и сделает их строй лишь более "пензенско-пещерным". Вот это грустно.

То, что архимандрит Петр - человек духовно нездоровый, и что круг его чад все больше похож на тоталитарную секту,было ясно уже много лет, и не только мне. Сборник проповедей "старца" под названием "Блюдите, како опасно ходите", в которых он описывает явления ему "Богородицы" и "Иоанна Предтечи" - это клиника самая настоящая, бред больного человека. Процитировать дословно, к сожалению, не могу, поскольку свой экземпляр этого издания я подарил несколько лет назад о.А.Кураеву. Откровенно неправославным по смыслу был основной "проект" о.Петра Кучера помимо монастыря - так называемый "Чин всенародного покаяния", камлание перед памятником Николаю II на станции Тайнинская. Свезенные туда (зачастую не предупрежденные организаторами поездок, куда и зачем они едут на самом деле) облапошенные паломники каялись в совершенном ими убийстве Царской семьи в 1918 году, в "участии в спиритических сеансах во II половине XIX века" (дословно из текста "чина"!) и прочих грехах, после которых они либо слишком хорошо сохранились для их полуторавекового возраста, либо в соответствии с учением Агни-йоги переселились в нынешние тела из тел Якова Юровского и Кº. Ключевым в этом идолопоклонстве перед памятником было исповедание веры в Николая II как во "второго искупителя" - дескать, для "святой Руси" оказалось недостаточно Голгофской Жертвы, и Государь во оставление грехов россиян совершил еще одно искупление. Принять плоды этого "искупления" можно именно через участие в процедуре перед памятником, а без него россиянам спастись невозможно, поскольку мы все будто бы под проклятием нарушенной клятвы 1613 года. Несколько лет этот массовый, многотысячный дурдом происходил без всяких комментариев со стороны священноначалия. Наконец Синод под председательством Патриарха Алексия II очень осторожно и обтекаемо (году, если не ошибаюсь, в 2007) объявил, что "другие чинопоследования покаяния, кроме напечатанного в требнике чина исповеди", следует признать излишними и не благословлять к употреблению. Вопрос об анафематствовании явных ересей не ставился, и до сих пор не поставлен.

В рамках фестиваля православных СМИ "Вера и слово" осенью 2006 года на конференции, возглавлявшейся епископом (теперь архи-) Ставропольским Феофаном, я поднял вопрос о современных ересях и течениях типа "всенародного покаяния" - публикуя критику подобных явлений, как быть с проблемой осуждения авторитетных священников, которые не в запрете, и явно неправославные мнения и практики которых никак официально не прокомментированы. То есть должна быть какая-то "внутриконфессиональная этика" - особенно при публикации статей за подписью священника в светских СМИ - дескать, я один правильный, а такие-то известные священники нашей Церкви, имеющие за свое служение такие-то награды священноначалия, - на самом деле еретики и раскольники, их не слушайте - так же нельзя! И что - молчать по поводу явных ересей, потому что "ересиархи" спокойно настоятельствуют в своих обителях? Владыка Феофан нервно и очень коротко ответил, дескать, проповедуйте как можете, объясняйте, и резко перевел разговор на другую тему. Я подошел к нему в фойе после конференции и спросил, готовятся ли какие-то серьезные меры на общецерковном уровне по поводу "царебожия", "всенародного покаяния" и тому подобных явлений. Дальше был такой диалог:
- Не готовятся, и я уверяю вас, никаких мер на общецерковном уровне по этим проблемам не будет, потому что слишком велика опасность раскола. Надо на местах проповедовать, объяснять, и этого достаточно.
- Владыка, а вам не кажется, что мы раковую опухоль лечим анальгином?
- Может быть, и так, но если вырезать, то слишком многое придется вырезать.
- Но метастазы-то все глубже и глубже!!!
На этой моей реплике разговор был закончен, потому что к владыке Феофану подошел замред "Наследника" Артем Ермаков с политическим стукачеством по поводу "непатриотических высказываний игумена Петра Мещеринова", и эта тема вызвала у Его Преосвященства куда более благосклонную реакцию.

Но вот теперь эту опухоль вынесло на поверхность, и слава Богу. Многие переживают - ах, сор из избы. На самом деле я не верю, что огромное количество антиканонических постригов молодых замужних женщин без согласия мужей - маму в мантию, дитя в приют - было в течение многих лет тайной для Владимирского епархиального управления. Липецкий журналист [info]sokolsky_mg года два назад готовил публикацию о липчанине, чья жена именно таким образом приняла постриг. Старший сын из петровской секты вырвался, и с тех пор о православии слышать ничего не хочет категорически. Младшего отец долго не мог вызволить из приюта. Отец Петр врал, глядя ему в глаза - "нет тут твоего сына" - и угрожал натравить охранников, если тот еще раз появится в монастыре. Отец смог найти 11-летнего ребенка - "папа, забери меня отсюда" - и вызволить из монастыря. В результате судебного разбирательства мать была оштрафована и чуть ли не лишена родительских прав, и ее бывший муж в последний момент остановил публикацию - мол, ребенка вернуть удалось, зазомбированной бывшей жене уже ничем не поможешь, и не стоит теперь их семейные проблемы выносить на всеобщий погляд. Был бы такой случай только один! По одному Липецку семей, пострадавших в результате петровского "спасения от последних времен", наберется немало, а если учитывать общероссийскую популярность этого монастыря... Я не верю, что подрывная деятельность Боголюбской обители против епископата Русской Церкви в виде распространения через паломников "антиэкуменических" листовок и дисков с фильмами в течение многих лет никем не замечалась. Терпели по смирению?

На самом деле причину этого "смирения" владыка Феофан обозначил очень честно. Архимандрит Петр, после обоснованного запрещения в священнослужении митрополитом Воронежским Мефодием, перешел в РПАЦ к "митрополиту" Валентину Русанцову. То ли (по одной из версий) не дождавшись в Суздале шкуры неубитого Русанцовым медведя - монастыря, не принадлежавшего РПАЦ, но обещанного о.Петру, то ли просто испугавшись, что не вся его паства решится на уход из Московского Патриархата (впрочем, одно другому не мешает), о.Петр вернулся в МП, и в награду за "покаяние в расколе" был назначен в древнюю и славную Боголюбскую обитель. Переход из юрисдикции в юрисдикцию дело такое - раз дорожка протоптана, нетрудно уйти и еще раз, и необязательно обратно к Валентину - можно рукоположиться, как Лурье, руками каких-нибудь отмороженных "катакомбников", и в статусе "сам-себе-патриарх" засесть в стенах Боголюбской обители, как в крепости - попробуй выкури. Нужна Владимирской епархии такая проблема? Проще потерпеть - вроде бы поминают Патриарха Кирилла - и ладно, а какой грязью там поливают Патриарха Кирилла на дисках из-под полы, об этом можно в отчетах в Патриархию и не писать. Выглядит эта забота об удержании от раскола внешне благонамеренно, но это если не отдавать себе отчета в том, что "свидетели Петровы" на самом деле давно уже не в Церкви, и чем дольше они будут принадлежать к ней формально, тем больше душ смогут увести из нее в свою секту.
 

 

http://presviter-ds.livejournal.com/75734.html?view=2142422