Разъяснение моей позиции о Сталине. Vladimir Bukarskii

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Сталин в буденовке

Я не сталинист, потому что я не марксист и не коммунист. Да, я считаю Сталина великой, хоть и противоречивой, фигурой отечественной истории. Да, Сталин на фоне других большевистских вождей резко выделяется в лучшую сторону. Да, Сталин избавил Россию от участи "охапки хвороста для мирового пожара".

Да, ему Европа должна сказать спасибо за ликвидацию Коминтерна, а русская культура - за ликвидацию Пролеткульта и РАППа, за возвращение Пушкина и Чайковского со "свалки истории". Да, сталинская модернизация вывела нашу страну в мировые лидеры и дала бесценный опыт проведения радикальных преобразований в кратчайшие сроки - без ущерба для страны. Да, я убеждён, что сворачивание ленинского нэпа, ведущего к закабалению страны зарубежным капиталом, было необходимым. Да, я считаю, что изгнание из страны зарубежным концессионеров было полностью оправданным. Да, я убеждён, что сталинскй план индустриализации был единственно приемлемым (иначе война - либо внешняя, либо внутренняя, без гарантии на выживание). Да, я считаю оправданными репрессии против палачей русского народа из ленинской гвардии. Да, я благодарен Сталину за возврат Бессарабии в состав России - без единого выстрела. Да, вклад Сталина в Победу был неоценим, что признают даже самые ярые ненавистники коммунизма и СССР. Да, надо быть благодарными Сталину за то, что он, пусть и на время, но свернул гонения на Церковь, спас сотни церковных зданий, предназначенных к сносу, восстановил Патриархию и вернул России её исторических героев. А также за то, что многие храмы, открытые на оккупированным территориях, продолжали функционировать после войны. Да, заслуживает уважения аскетический образ жизни Сталина и его готовность поступиться личным и семейными ради общенационального ("я солдата на фельдмаршала не меняю").

Однако его репрессии против духовенства не поддаются никакому объяснению и тем более оправданию. Особенно после того как Патриаший местоблюститель Сергий (Страгородский) издал своё послание 1927 года. Не поддаётся никакому оправданию "безбожная пятилетка", введённая в 1932 году за подписью Сталина, где предполагалось, что "к 1 мая 1937 года имя Бога должно быть забыто на территории страны". Не поддаются никакому объяснению и оправданию массовые казни священнослужителей в конце 30-х гг., в частности на Бутовском полигоне когда в стране "вроде бы" возобладал патриотический курс. Чем, какой целесообразностью можно объяснить или оправдать казнь 83-летнего, больного митрополита Серафима (Чичагова), которого даже из кельи вынесли на носилках? А ведь Церковь после 1927 года вполне могла поддержать и сталинскую модернизацию, и очищение страны от преступной "ленинской гвардии". Но само существование Православной Церкви как сильной и влиятельной инстанции, конкурирующей с ВКП(б), в планы Сталина не входило (заметим, как и сейчас в планы многих кремлёвцев не входит сильная Церковь во главе со Святейшим Патриархом Кириллом).

Можно, конечно, сказать, что Сталин-де даже в 30-х не обладал всей полнотой власти в стране, если бы... Если бы не возобновление гонений на Церковь в конце 40-х гг. Да, Сталин не дал Суслову провести очередную антирелигиозную кампанию, но закрытие церквей и репрессии против духовенства возобновились под разными предлогами. У Сталина была возможность отказаться от коммунистической идеологии и примириться с вождями Белого Движения - по крайней мере с теми, кто поддержал Советский Союз в годы Великой Отечественной Войны или отказался сотрудничать с Гитлером. Он мог обвинить ублюдков Хрущёва и Суслова в "левом уклоне", отстранить от власти и подвергнуть репрессиям. Но он этого НЕ СДЕЛАЛ.

А почему? Да потому что он так до конца и остался верным и убеждённым марксистом-ленинцем. В этом состояла главная трагедия его жизни. Главное преступление, которое Коба совершил в юности - это уход из семинарии в революцию. Однако эту вину можно поделить на всё тогдашнее российское общество, заражённое ядом "прогрессизма". Быть революционером и марксистом было модно, быть "держимордой" и "мракобесом" - стыдно. Ведь не Сталин в годы Первой Мировой распространял клевету на Императорскую Семью, не Сталин во Пскове склонял Государя к отречению, не Сталин во главе "директории" поднимал восстания против Колчака. Те, кто хотел избавить Россию от Помазаника Божия - получили помазаников сатанинских. И Сталин был далеко не худшим из них.